Мероприятия по переходу на применение федерального стандарта «Основные средства. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "концессионные соглашения" Федеральный стандарт бухгалтерского учета для о

С 2018 года начали действовать пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе СГС «Основные средства». В консультации рассмотрим, какие мероприятия нужно осуществить в связи с новыми правилами учета основных средств, как отразить переходные операции в бухгалтерском учете, что необходимо предусмотреть в учетной политике исходя из разъяснений Минфина.

Прежде чем рассмотреть мероприятия по переходу на применение СГС «Основные средства», отметим основные изменения в правилах ведения бухгалтерского учета основных средств в учреждениях государственного сектора, в соответствии с которыми возникла такая необходимость.

Что изменилось в учете основных средств?

Начиная с 2018 года при ведении учета объектов основных средств необходимо иметь в виду следующие изменения.

1.К основным средствам относятся объекты финансовой аренды .

Так, согласно п. 8 СГС «Основные средства» помимо объектов, находящихся у государственных (муниципальных) учреждений на праве оперативного управления, в состав основных средств включаются также материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании государственного (муниципального) учреждения на условиях:

    лизинга по договорам, условиями которых не определен балансодержателем;

    долгосрочной аренды с правом выкупа;

    безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования;

    иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде.

Отметим, ранее такие объекты учитывались:

    на забалансовом счете «Имущество в пользовании»;

    на балансовых счетах 0 101 11 000 «Жилые помещения – недвижимое имущество учреждения», 0 101 12 000 «Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждения», 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых субъектом учета в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).

2.Изменена группировка основных средств . Приведем сравнение групп основных средств в соответствии с п. 7 «СГС «Основные средства» и Инструкцией № 157н (в редакции до 2018 года).

Группы основных средств, предусмотренные СГС «Основные средства», в 2018 году

Группы основных средств, предусмотренные Инструкцией № 157н, до 2018 года

Жилые помещения

Жилые помещения

Нежилые помещения (здания и сооружения)

Нежилые помещения

Инвестиционная недвижимость

Сооружения

Машины и оборудование

Машины и оборудование

Транспортные средства

Транспортные средства

Инвентарь производственный и хозяйственный

Производственный и хозяйственный инвентарь

Многолетние насаждения

Библиотечный фонд

Основные средства, не включенные в другие группы

Прочие основные средства

Таким образом, в 2018 году:

    исключена группа «Библиотечный фонд»;

    группа «Сооружения» включена в состав группы «Нежилые помещения (здания и сооружения)»;

    введены новые группы: «Инвестиционная недвижимость», «Многолетние насаждения».

3.Изменился порядок и способы амортизации основных средств . Согласно п. 39 СГС «Основные средства» амортизация на объекты основных средств начисляется в следующем порядке:

а) на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;

б) на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете 21;

в) на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;

г) на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.

В соответствии с п. 35 СГС «Основные средства» предусмотрены следующие методы амортизации основных средств:

1) линейным метод. Данный метод предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;

2) метод уменьшаемого остатка. При использовании этого метода годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

3) метод начисления амортизации пропорционально объему продукции. Он заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств.

Учреждение вправе самостоятельно выбрать метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Какие мероприятия необходимо осуществить?

Методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» даны в письмах Минфина:

    от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 (при первом применении);

    от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (при первом и дальнейшем применении).

Согласно разъяснениям в указанных письмах в целях перехода на новые правила ведения бухгалтерского учета объектов основных средств необходимо провести ряд мероприятий:

1) внести изменения в учетную политику (в том числе в рабочий план счетов);

2) определить объекты основных средств, подлежащие переносу в иные группы (на основании результатов инвентаризации), и отразить данные операции в бухгалтерском учете;

3) выявить объекты основных средств, ранее не признаваемые таковыми (на основании результатов инвентаризации), и отразить в бухгалтерском учете принятие их на счета балансового учета.

Что касается амортизации в отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение СГС «Основные средства» (до 01.01.2018) в п. 7 Письма № 02-07-07/84237 отмечено следующее: пересчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент принятия объекта к учету) не производится.

По мнению автора, в письме идет речь о том, что в отношении указанных объектов не меняется способ начисления амортизации, который применялся ранее (то есть линейный метод), в связи с чем пересчет амортизации не производится. При этом, поскольку порядок амортизации основных средств с 01.01.2018 изменился, в отношении объектов стоимостью до 100 000 руб. доначисление амортизации произведется в общем порядке при начислении амортизации за январь 2018 года (то есть по состоянию на 31.01.2018). По сути, и объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. (кроме объектов библиотечного фонда) целесообразно было бы перевести на забалансовый счет 21. Однако в Письме № 02-07-07/84237 таких указаний нет, поэтому рекомендуем подождать дополнительных разъяснений Минфина по данным вопросам.

Как отразить в бухгалтерском учете?

Операции по переходу на применение СГС «Основные средства» необходимо отразить в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной исходя из данных инвентаризации объектов основных средств, проведенной учреждением в порядке, установленном им в рамках учетной политики (Письмо № 02-07-07/79257).

Как уже было отмечено выше, к таким операциям относятся:

    перевод объектов основных средств в бухгалтерском учете при первом применении (по состоянию на 01.01.2018) в иную группу основных средств либо иную категорию объектов бухгалтерского учета;

    отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов).

Обратите внимание: при составлении бухгалтерской отчетности за 2018 год данная информация будет отражаться в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Объектами, в отношении которых необходимо осуществить указанные мероприятия, являются:

1.Сооружения . Данные объекты необходимо перевести со счета 0 101 03 000 «Сооружения» (применялся до 01.01.2018) на счет 0 101 02 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) (применяется с 01.01.2018) следующим образом:

Дебет

Кредит

Перенос объектов из учетной группы 2017 года «Сооружения»:

0 101 13 000
0 101 33 000

0 104 13 000
0 104 33 000

Перенос объектов в учетную группу 2018 года «Нежилые помещения (здания и сооружения)»:

– в сумме балансовой стоимости сооружения

0 101 12 000
0 101 32 000

– в сумме амортизации сооружения

0 104 12 000
0 104 32 000

2.Библиотечный фонд, за исключением периодических изданий . Такие объекты необходимо перевести со счета 0 101 07 000 «Библиотечный фонд» (применялся до 01.01.2018) на счет 0 101 08 000 «Прочие основные средства» (применяется с 01.01.2018) с использованием следующих корреспонденций счетов:

Дебет

Кредит

Перенос объектов из учетной группы 2017 года «Библиотечный фонд»:

Перенос объектов в учетную группу 2018 года «Прочие основные средства»:

– в сумме балансовой стоимости библиотечного фонда

– в сумме амортизации библиотечного фонда

3. Многолетние насаждения и скот . Такие объекты необходимо перевести со счета 0 108 00 000 «Прочие основные средства» (применялся для учета указанных объектов до 01.01.2018) на счет 0 101 07 000 «Биологические ресурсы» (применяется с 01.01.2018) следующим образом:

Дебет

Кредит

Перенос объектов из учетной группы 2017 года «Прочие основные средства» в части многолетних насаждений, скота:

Перенос объектов в учетную группу 2018 года «Биологические ресурсы»:

– в сумме балансовой стоимости прочих основных средств (в части многолетних насаждений, скота)

– в сумме амортизации прочих основных средств (в части многолетних насаждений, скота)

4. Имущество, полученное (созданное, приобретенное) для целей предоставления его в аренду (субаренду) . Указанное имущество необходимо перевести с соответствующих балансовых счетов бухгалтерского учета (на которых такое имущество учитывалось до 01.01.2018) на счет 0 101 03 000 «Инвестиционная недвижимость» (применяется с 01.01.2018). При этом право по предоставлению государственного (муниципального) имущества в аренду должно быть предусмотрено учредительными документами.

К сведению: инвестиционная недвижимость – объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Перевод указанных объектов основных средств, учтенных по состоянию на 01.01.2018 по данным бухгалтерского учета за 2017 год, в соответствующие группы учета основных средств 2018 года осуществляется в следующем порядке.

Дебет

Кредит

Перенос объектов из учетной группы 2017 года «Недвижимое имущество (жилые помещения, нежилые помещения)»:

0 101 11 000
0 101 12 000

0 104 11 000
0 104 12 000

Перенос объектов в учетную группу 2018 года «Инвестиционная недвижимость»:

– в сумме балансовой стоимости недвижимого имущества (жилых помещений, нежилых помещений)

– в сумме амортизации недвижимого имущества (жилых помещений, нежилых помещений)

5. Имущество, находящееся в пользовании учреждения в рамках финансовой (неоперационной) аренды (на условиях: договора лизинга (независимо от того, кто по договору является балансодержателем); долгосрочной аренды с правом выкупа; безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования; иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде). Для принятия к балансовому учету указанных объектов (при первом применении СГС «Основные средств» по состоянию на 01.01.2018) используются следующие корреспонденции счетов:

Принятие объектов финансовой аренды на баланс отражается в бухгалтерском учете на соответствующих аналитических счетах по их первоначальной стоимости, определенной в соответствии с СГС «Основные средства».

В целях определения первоначальной стоимости таких объектов при первом применении СГС «Основные средства» (по состоянию на 01.01.2018) в п. 58 данного стандарта предусмотрены упрощенные, единообразно применяемые правила определения стоимостных оценок объектов недвижимости (зданий, сооружений):

а) по их кадастровой стоимости (при ее наличии);

б) при отсутствии кадастровой стоимости:

    по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости, сформированной на 01.01.2018);

    в случае, если объекта до первого применения не была сформирована, в условной оценке: один объект – один рубль.

Обратите внимание: отражение объектов в условных оценках (либо в оценках, не соответствующих актуальным кадастровым оценкам) осуществляется до получения актуальных кадастровых оценок по объектам недвижимого имущества, признанным при первом применении СГС «Основные средства», – объектам, вовлеченным в хозяйственный оборот на условиях постоянного пользования и (или) пользования в целях выкупа (приобретения (лизинга)).

В Письме № 02-07-07/79257 указано, что в настоящее время актуальные кадастровые оценки объектов недвижимости, определенные на 01.01.2018, отсутствуют, и поэтому государственным (муниципальным) учреждениям необходимо в течение 2018 – 2020 годов осуществить мероприятия по их определению.

В дальнейшем, при пересмотре стоимости указанных объектов недвижимости до их актуальной кадастровой стоимости (при наличии) на дату пересмотра стоимости в бухгалтерском учете отражается:

1) списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (уменьшение стоимости объекта, в отношении которого пересматривается стоимость, до актуальной кадастровой оценки (уменьшение объектов учета основных средств в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости));

2) увеличение стоимости объекта недвижимости (на счетах 0 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения») до актуальной кадастровой стоимости (на разницу стоимости объекта, сформированной на 01.01.2018, уменьшенной на накопленную амортизацию (по состоянию на дату пересмотра стоимости).

При этом сформированная стоимость объектов недвижимости, пересмотренная до актуальных кадастровых оценок активов, признается балансовой стоимостью с дальнейшим начислением амортизации.

Дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости и пересмотренного срока полезного использования.

При этом пересмотр срока полезного использования указанных объектов недвижимости осуществляется по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. С момента пересмотра стоимости объектов недвижимости до актуальной кадастровой оценки начисляется амортизация на оставшийся по той же расчетной норме амортизации, что и до момента пересмотра стоимости (по норме, которая была определена для объектов основных средств в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости).

Что предусмотреть в учетной политике на 2018 год?

1) способы амортизации относительно групп объектов основных средств;

2) особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;

3) порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;

4) порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств;

5) особенности ведения учета комплекса объектов основных средств, объединенных в один инвентарный объект (в том числе определение состава такого имущества, критерии отнесения имущества к данной категории);

6) порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации составных частей объекта основных средств (объектов группового учета, комплекса);

7) порядок отражения в бухгалтерском учете затрат на ремонт (замену) составных частей объекта (групп объектов) основных средств;

8) особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, отражаемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например: объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т. п.);

9) особенности ведения забалансового учета объектов основных средств, не соответствующих критериям признания в качестве таковых;

10) методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах;

11) способ пересчета накопленной амортизации при переоценке основных средств;

12) порядок ведения аналитического учета по объектам основных средств (при необходимости):

    получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

    передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);

    получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

    передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);

    в эксплуатации;

    в запасе;

    », декабрь 2018 г.

    В следующем году вступят в силу минимум 5 федеральных стандартов. Разберем, какие требования они предъявляют к учреждениям в целом и бухгалтерам в частности.

    Новые федеральные стандарты

    Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (далее Стандарты) были утверждены приказами Минфина РФ:

      №274н от 30.12.2017 – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

      №275н от 30.12.2017 – «События после отчетной даты».

      №278н от 30.12.2017 – «Отчет о движении денежных средств».

      №32н от 27.02.2018 – «Доходы».

      №122н от 30.05.2018 – «Влияние изменений курсов иностранных валют».

    Проект еще одного Стандарта «Выплаты персоналу» был размещен на официальном сайте 13 декабря 2017 и до настоящего времени приказом Минфина не утвержден.

    Стандарт «Доходы»

    Стандарт «Доходы» предусматривает изменение структуры доходов и порядка отражения информации о них в отчетности.

    Новый Стандарт коснется изменений не всех видов доходов, в его действия не попадут такие доходы как:

      инвестиции в форме дивидендов, объявленных (выплаченных) объектом инвестирования и учитываемых по методу долевого участия;

      продажа запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;

      продажа основных средств и нематериальных активов;

      от договоров аренды и безвозмездного пользования;

      изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытия;

      изменения обменных курсов;

      первоначального признания биологических активов и биологической продукции;

      изменение справедливой стоимости других нефинансовых активов.

    Новое в структуре доходов – доходы с похожими принципами оценки и признания в учете объединят в две учетные группы: по необменным операциям и по обменным операциям. Информация о доходах каждой из них в отчетности должна быть раскрыта обособленно. Внутри групп предусмотрено деление доходов на виды (таблица 1).

    Таблица 1 «Виды доходов»

    Доходы от реализации будут признаваться на дату, когда выполнены несколько условий:

      К покупателю перешли существенные риски и выгоды, связанные с владением товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;

      Субъект учета не сохраняет за собой фактический контроль над товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;

      У субъекта учета возникло право на получение экономических выгод или полезного потенциала, которые связаны с операцией;

      Величина дохода может быть надежно оценена.

    Доходы от субсидии на выполнение госзадания будут отражаться в составе доходов будущих периодов на дату возникновения права на получение субсидии. По мере исполнения госзадания доходы будут включать в состав доходов от реализации текущего отчетного периода.

    Согласно Стандарту работы и услуги, полученные от необменных операций , не являются доходом и не подлежат учету, если информация об их получении раскрывается в отчетности. Сейчас в инструкциях нет требования учитывать такие операции в бухучете, но есть положения законодательства о бухучете, из-за которых возникают неясности. К примеру, любой факт хозяйственной жизни нужно отражать в регистрах бухучета.

    Большинство требований Стандарта как приводить информацию о доходах в отчетности относится к пояснительной записке. В ней при сдаче годовой отчетности потребуется указывать:

      Положения учетной политики, об особенностях признания доходов субъектом учета;

      Доходы в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот и скидок;

      Доходы от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанные в текущем отчетном периоде, и характер этих ценностей;

      Основные виды безвозмездно полученных услуг, работ;

      Дебиторскую задолженность по необменным операциям;

      Суммы изменений доходов будущих периодов по видам доходов;

      Суммы обязательств по авансовым поступлениям.

    Информацию о доходах от реализации нужно делить по видам деятельности (КФО 2, 4) и раскрывать отдельно.

    Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

    Рассматриваемый Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

    Стандарт раскрывает такие понятия, как перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 Стандарта. Указанный пункт имеет сходства с п.6 Инструкции №157, в связи с чем состав разделов учетной политики пересматривать нет необходимости.

    Оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухучета и отражаемого в бухгалтерской отчетности, когда отсутствует точный способ его определения.

    К оценочным значениям относятся:

    1. Сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.

    2. Величины оценочных резервов.

    3. Величины амортизационных отчислений.

    4. Величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

    5. Иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

    Изменение оценочного значения нельзя признать изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Оно отражается в бухгалтерской отчетности перспективно. Однако изменение метода определения оценочного значения - это уже изменение учетной политики. Его следует раскрывать в отчетности.

    Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности

    В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.

    Корректировать уже утвержденную и сданную отчетность нельзя. Все исправления необходимо вносить в отчет за тот период, в котором была выявлена ошибка. Например, если в III квартале 2019 г. вы обнаружите, что неправильно отразили обороты по счетам в I квартале того же года, то отчетность с исправлениями нужно будет представить за III квартал.

    Таблица 2 «Порядок исправления ошибки в бухгалтерской отчетности»

    Период обнаружения ошибки

    Правила исправления ошибки

    Выявлена в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания отчетности, но до предельной даты ее представления.

    1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на последнюю отчетную дату отчетного периода.

    2. Уточнить отчетность.

    Выявлена в ходе камеральной проверки отчетности после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом

    Выявлена в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения.

    1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.

    2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

    Если ошибка, допущенная при отражении операций в учете, обнаружена в текущем году, то ее исправить несложно, необходимо руководствоваться действующими правилами.

    Старые ошибки исправить сложнее. Если год закончился и отчетность утверждена, то счета, финансового результата текущего года (401.10 и 401.20), уже сведены на счет 401.30. В течение года счет 401.30 применять для создания корректирующих проводок, относящихся к прошлым отчетным периодам, нельзя.

    В зависимости от характера и периода ошибки исправления нужно вносить с использованием специальных новых счетов.

    Таблица 3 «Исправление старых ошибок»

    В пояснениях к годовой отчетности необходимо раскрыть:

      информацию в отношении изменения учетной политики;

      сведения об изменении оценочного значения;

      информацию об ошибках предшествующих годов.

    Событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни учреждения, которые:

      Оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения;

      Произошли в период между отчетной датой и датой подписания отчетности.

    Поступление после отчетной даты первичных учетных документов по уже возникшим в отчетном периоде фактам хозяйственной жизни не является событием после отчетной даты. Факты хозяйственной жизни признают в бухучете в момент их возникновения. Если эти документы поступили до даты подписания отчетности, зарегистрировать их в отчетном периоде – обязанность учреждения.

    Стандарт «События после отчетной даты»устанавливает:

      Классификацию фактов хозяйственной жизни - событий после отчетной даты;

      Правила отражения в бухучете указанных фактов хозяйственной жизни;

      Правила раскрытия информации о событиях после отчетной даты при составлении и представлении отчетности.

    События после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно.

    События после отчетной даты делятся на два вида:

    События, подтверждающие условия деятельности :

      Выявление документов, подтверждающих наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежности к взысканию, если на отчетную дату в ее отношении уже принимались меры по взысканию (смерть физлица-должника или ликвидация организации-должника);

      Завершение после отчетной даты гос. регистрации права собственности, инициированной в отчетном периоде;

      изменение после отчетной даты кадастровой оценки нефинансового актива.

    События, указывающие на условия деятельности , признают:

      принятие решения о реорганизации или ликвидации учреждения, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;

      су щественное поступление или выбытие активов по операциям, инициированным в отчетном периоде.

    События в зависимости от вида отражаются в учете по-разному.

    Событие, подтверждающее условия деятельности, показывают последним днем года по правилам отражения исправлений ошибок.

    Событие, свидетельствующее об условиях деятельности, – путем выполнения записей в периоде, следующем за отчетным.

    Если отчетность сдана, но еще не утверждена, то по решению учредителя обнаруженная ошибка может быть исправлена последним днем отчетного периода.

    Стандарт «Отчет о движении денежных средств»

    Стандарт устанавливает общие требования, термины и методические основы формирования данного отчета.

    Форма отчета и порядок ее заполнения для казенных учреждений (ф.0503123) закреплены в Инструкции № 191н, для бюджетных и автономных учреждений (ф. 0503723) и порядок заполнения – в Инструкции № 33н.

    Как и сейчас, отчет необходимо будет составлять в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитики по видам поступлений и выбытий, которые отражены в бухучете.

    Поступления и выбытия денег и их эквивалентов разделены на денежные потоки от операций:

      Текущих;

      Инвестиционных;

      Финансовых.

    Текущие операции – это операции, связанные с реализацией учреждением возложенных на него полномочий или функций.

    Например, денежными потоками учреждения от текущих операций признают:

      По поступлению – доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, доходы от оказания платных услуг, в том числе субсидии на выполнение государственного или муниципального задания;

      По оплате – расходы на оплату труда, на приобретение товаров (работ, услуг) и материальных запасов, на уплату налогов, сборов, взносов.

    Денежные потоки учреждения от инвестиционных операций:

      По поступлению – реализация основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, возврат предоставленных займов;

      по выбытию – приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, предоставление займов.

    Финансовые операции – это операции, которые приводят к изменению размера и состава заемных средств учреждения.

    Денежные потоки, которые не могут быть однозначно классифицированы, следует признавать денежными потоками от текущих операций.

    Денежные потоки от различных типов операций в отчете нужно показывать отдельно друг от друга. Причем, если платеж или поступление от одной хозяйственной операции состоит из денежных потоков от разных типов операций, их тоже надо разделять. Например, если возврат займа и уплата процентов проходят одной суммой, то погашение основного долга отражают в составе денежных потоков от финансовых операций, а процентов - в составе текущих операций.

    Валютные монетарные активы – активы, выраженные в инвалюте или в рублевом эквиваленте, подлежащие получению в виде денег или их эквивалентов. Например, в долговые ценные бумаги, предоставленные кредиты (займы).

    Валютные монетарные обязательства – обязательства, выраженные в инвалюте, подлежащие погашению деньгами, их эквивалентами или иными монетарными активами. Например, (за исключением полученных авансов), полученные кредиты (займы).

    Остальные валютные активы и обязательства немонетарные. Например, выданные и полученные авансы.

    Следует помнить, что в некоторых случаях (прямо установлены иными нормативными актами) учреждения должны вести учет объектов одновременно в инвалюте и в рублях. Например, учреждение выдало аванс работнику на загранкомандировку в валюте. На дату выдачи денег под отчет оно отразит долг работника одновременно в валюте и в рублях.

    Как известно, с 1 января 2018 года вступают в силу первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

    • Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н ;
    • Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н ;
    • Стандарт "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н ;
    • Стандарт "Аренда", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н ;
    • Стандарт "Обесценение активов", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н


    Какие корреспонденции нужно отразить в межотчетный период?

    Все корреспонденции по признанию объектов в составе основных средств - недвижимого имущества, а также по переводу основных средств на новые счета учета производятся в межотчетный период.

    Бухгалтерские записи отражаются с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

    Рассмотрим эти ситуации на примерах.

    Пример 1.

    На счете 0 101 12 000 по стоимости 100 000 руб. у бюджетного учреждения числятся произведенные неотделимые улучшения в арендованный объект недвижимости, начисленная амортизация по неотделимым улучшениям - 40 000 руб. С 01.01.2018 арендованный объект недвижимости как объект финансовой аренды признается основным средством. Учет его будет организован на счете 0 101 12 000. Кадастровая стоимость объекта - 2 000 000 руб. В межотчетный период следует отразить следующие бухгалтерские записи по признанию нового объекта основных средств:

    • Дебет 0 104 12 000 Кредит 0 101 12 000 Сумма 40 000,00 руб - Списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (в уменьшении стоимости объекта.
    • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000 Сумма 1 940 000,00 руб - Увеличение стоимости объекта недвижимости до актуальной кадастровой стоимости.

    Пример 2.

    Объекты недвижимости, учтенные до 1 января 2018 года на счета 0 101 13 000 "Сооружения - недвижимое имущество учреждения", необходимо перевести на учет на счета 0 101 12 000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения". Такой перевод осуществляется в межотчетный период бухгалтерскими записями:

    • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 101 13 000
    • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000

    Отражен перевод балансовой стоимости сооружения со счета 101 13 на счет 101 12

    • Дебет 0 104 13 000 Кредит 0 401 30 000
    • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 104 12 000

    Отражен перевод накопленной по объекту амортизации

    Отвечаем на Ваши вопросы

    >Вопрос: Если казенное учреждение снимает в аренду помещение у частного лица, но не несет никаких расходов, связанных с содержанием данного помещения, нужно ли в таком случае применять новый СГС "Аренда"?

    Ответ: Да, т.к. заключен договор аренды значит применять новый СГС «Аренда» нужно.

    >Вопрос: Меня интересует вообще перевод основных средств на новые стандарты, с каких счетов на какие переводить?

    Ответ: Перевод объектов основных средств в бюджетном (бухгалтерском) учете при первом применении СГС "Основные средства" (по состоянию на 1 января 2018 года) в иную группу основных средств либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета, а также отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов), осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных Инвентаризации объектов основных средств, проведенной субъектом учета в порядке, установленном им в рамках учетной политики. Так, сооружения, учитываемые на счетах 101.Х3 по состоянию на 01 января 2018 года необходимо перенести на счета 101.Х2, а библиотечный фонд со счетов 101.Х7 на счета 101.Х8. Для учета группы объектов основных средств "Многолетние насаждения" с 01 января 2018 года предназначен счет 0 101 07 000 "Биологические ресурсы", а для группы объектов "Инвестиционная недвижимость" предназначен счет 0 101 13 000 "Инвестиционная недвижимость".

    Статья подготовлена

    Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

    2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

    В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

    По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

    31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

    Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

    В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

    • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
    • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
    • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
    • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
    • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

    Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

    Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

    Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

    • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
    • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
    • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
    • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
    • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

    Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

    Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

    Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

    Глобальные изменения

    Объекты учёта

    Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

    Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

    В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

    Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

    О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

    Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

    Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

    Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

    Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

    Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

    Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

    Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

    Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

    Признание объектов учёта

    Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

    Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

    Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

    Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

    Оценка объектов учёта

    В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

    Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

    В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

    Формирование данных для отчётности

    В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

    В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

    Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

    С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

    Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

    В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

    Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

    К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

    В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

    Изменение в субсчетах единого плана счетов:

    101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

    101.х7 «Биологические ресурсы».

    В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

    НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

    102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

    102.х2 «Оригиналы произведений».

    102.х3 «Результаты НИР».

    102.х9 «Прочие НМА».

    А также добавляются счета:

    111.00 «Права пользования имуществом».

    114.00 «Обесценение активов».

    Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

    401.11 «Доходы текущего финансового года».

    401.18 «Доходы прошлых лет».

    401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

    Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

    401.21 «Расходы текущего финансового года».

    401.27 «Результат от оценки резервов».

    401.28 «Расходы прошлых лет».

    401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

    Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

    121 «Доходы от операционной аренды».

    122 «Доходы от финансовой аренды».

    123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

    124 «Проценты по депозитам».

    125 «Проценты по заимствованиям».

    126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

    127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

    128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

    129 «Доходы от участия в иных организациях».

    12Т «Доходы от простого товарищества».

    12К «Доходы от концессионной платы».
    При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

    Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
    Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
    В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
    Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

    В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

    Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

    Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

    Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

    Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

    Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

    Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

    .

    В следующем году вступят в силу минимум 5 федеральных стандартов. Разберем, какие требования они предъявляют к учреждениям в целом и бухгалтерам в частности.

    Новые федеральные стандарты

    Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (далее Стандарты) были утверждены приказами Минфина РФ:

    1. №274н от 30.12.2017 – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
    2. №275н от 30.12.2017 – «События после отчетной даты».
    3. №278н от 30.12.2017 – «Отчет о движении денежных средств».
    4. №32н от 27.02.2018 – «Доходы».
    5. №122н от 30.05.2018 – «Влияние изменений курсов иностранных валют».

    Проект еще одного Стандарта «Выплаты персоналу» был размещен на официальном сайте 13 декабря 2017 и до настоящего времени приказом Минфина не утвержден.

    Стандарт «Доходы»

    Стандарт «Доходы» предусматривает изменение структуры доходов и порядка отражения информации о них в отчетности.

    Новый Стандарт коснется изменений не всех видов доходов, в его действия не попадут такие доходы как:

    • инвестиции в форме дивидендов, объявленных (выплаченных) объектом инвестирования и учитываемых по методу долевого участия;
    • продажа запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;
    • продажа основных средств и нематериальных активов;
    • от договоров аренды и безвозмездного пользования;
    • изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытия;
    • изменения обменных курсов;
    • первоначального признания биологических активов и биологической продукции;
    • изменение справедливой стоимости других нефинансовых активов.

    Новое в структуре доходов – доходы с похожими принципами оценки и признания в учете объединят в две учетные группы : по необменным операциям и по обменным операциям. Информация о доходах каждой из них в отчетности должна быть раскрыта обособленно. Внутри групп предусмотрено деление доходов на виды (таблица 1).

    Таблица 1 «Виды доходов»

    По необменным операциям:

    1. Налоги, сборы, пошлины, таможенные платежи.
    2. Страховые взносы.
    3. Безвозмездные поступления от бюджетов.
    4. Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба.
    5. Прочие доходы от необменных операций.

    По обменным операциям:

    1. Доходы от собственности.
    2. Доходы от реализации.

    Доходы от реализации будут признаваться на дату, когда выполнены несколько условий:

    • к покупателю перешли существенные риски и выгоды, связанные с владением товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;
    • субъект учета не сохраняет за собой фактический контроль над товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;
    • у субъекта учета возникло право на получение экономических выгод или полезного потенциала, которые связаны с операцией;
    • величина дохода может быть надежно оценена.

    Доходы от субсидии на выполнение госзадания будут отражать ся в составе доходов будущих периодов на дату возникновения права на получение субсидии. По мере исполнения госзадания доходы будут включать в состав доходов от реализации текущего отчетного периода.

    Согласно Стандарту работы и услуги, полученные от необменных операций , не являются доходом и не подлежат учету , если информация об их получении раскрывается в отчетности. Сейчас в инструкциях нет требования учитывать такие операции в бухучете, но есть положения законодательства о бухучете, из-за которых возникают неясности. К примеру, любой факт хозяйственной жизни нужно отражать в регистрах бухучета.

    Большинство требований Стандарта как приводить информацию о доходах в отчетности относится к пояснительной записке. В ней при сдаче годовой отчетности потребуется указывать :

    • положения учетной политики, об особенностях признания доходов субъектом учета;
    • доходы в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот и скидок;
    • доходы от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанные в текущем отчетном периоде, и характер этих ценностей;
    • основные виды безвозмездно полученных услуг, работ;
    • дебиторскую задолженность по необменным операциям;
    • суммы изменений доходов будущих периодов по видам доходов;
    • суммы обязательств по авансовым поступлениям.

    Информацию о доходах от реализации нужно делить по видам деятельности (КФО 2, 4) и раскрывать отдельно.

    Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

    Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 Стандарта. Указанный пункт имеет сходства с п.6 Инструкции №157, в связи с чем состав разделов учетной политики пересматривать нет необходимости.

    • классификацию фактов хозяйственной жизни – событий после отчетной даты;
    • правила отражения в бухучете указанных фактов хозяйственной жизни;
    • правила раскрытия информации о событиях после отчетной даты при составлении и представлении отчетности.

    События после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно.

    События после отчетной даты делятся на два вида:

    События, подтверждающие условия деятельности :

    • выявление документов, подтверждающих наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежности к взысканию, если на отчетную дату в ее отношении уже принимались меры по взысканию (смерть физлица-должника или ликвидация организации-должника);
    • завершение после отчетной даты гос. регистрации права собственности, инициированной в отчетном периоде;
    • изменение после отчетной даты кадастровой оценки нефинансового актива.

    События, указывающие на условия деятельности , признают:

    • принятие решения о реорганизации или ликвидации учреждения, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;
    • существенное поступление или выбытие активов по операциям, инициированным в отчетном периоде .

    События в зависимости от вида отражаются в учете по-разному.

    Событие, подтверждающее условия деятельности, показывают последним днем года по правилам отражения исправлений ошибок.

    Событие, свидетельствующее об условиях деятельности, – путем выполнения записей в периоде, следующем за отчетным.

    Если отчетность сдана, но еще не утверждена, то по решению учредителя обнаруженная ошибка может быть исправлена последним днем отчетного периода.

    Стандарт «Отчет о движении денежных средств»

    Стандарт устанавливает общие требования, термины и методические основы формирования данного отчета.

    • по поступлению – реализация основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, возврат предоставленных займов;
    • по выбытию – приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, предоставление займов.
    • единый порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в инвалюте, в рубли;
    • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
    • порядок раскрытия информации о результатах пересчета указанных показателей в отчетности учреждений.

    Все активы и обязательства учреждений разделены на монетарные и немонетарные.

    Следует помнить, что в некоторых случаях (прямо установлены иными нормативными актами) учреждения должны вести учет объектов одновременно в инвалюте и в рублях. Например, учреждение выдало аванс работнику на загранкомандировку в валюте. На дату выдачи денег под отчет оно отразит долг работника одновременно в валюте и в рублях.