Программа самообразования воспитателя на тему экспериментирования. "самообразование" экспериментирование старшая группа. Касияди Татьяны Григорьевны

Елизавета Ананьева

МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»

Отчёт по самообразованию на тему

«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Воспитатель подготовительной группы №2 «Солнышко» Ананьевой Е. И.

Описание материала:

2016-17 год был завещающим этапом по опытно-экспериментальной деятельности с детьми моей группы. Над этой тема я работала три года. Для того чтобы детей полностью подготовить к школе по теме «Опытно-экспериментальная деятельность», в течение года я пополняла свои знания, придерживаясь своего плана по самообразованию.

Актуальность:

Изучив теоретический материал по данной теме, я сделали вывод о том, что необходимо изучить методику экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование.

Цель:

1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.

2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.

3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.

4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.

Задачи:

1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей подготовительной группы.

2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.

3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Дети дошкольного возраста любят экспериментировать и исследовать. Наблюдая в природе, работая на занятиях, занимаясь самостоятельной деятельностью, постоянно требуется помощь взрослого. В детском саду помощником является воспитатель. А чтобы направить дошкольника в нужное русло, педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Несмотря на большой стаж работы, порой не знаешь, как ответить на вопрос ребёнка.

Тогда помощником становится интернет. С помощью коллег по профессии находишь нужный ответ. Я стараюсь как можно больше дать ребёнку самостоятельность, конечно в пределах программы дошкольного образования. Проводя с детьми опыты, автоматически выводишь иногда выводы, о которых раньше не знал. Здесь происходит самообразование самопроизвольно.

Моя тема самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников».

В сентябре составила плана работы по самообразованию и подобрала литературу для использования в работе над темой.

Провела диагностику в начале года.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;

Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: сайт, nsportal.ru.

Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях».

Использую новые сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

В течение года самообразовываться помогали методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения моей темы послужил мастер-класс «Травянчик», который показала Юфкина З. И.

В феврале этого года мною была проведено открытое занятие «Экскурсия в сказочный лес», которое может быть поможет самообразовываться другим.

В течение года провела с детьми следующие проекты: Осень, мы тебе рады!», Бережём своё здоровье», «Берегите ели!», Кушаем витамины, со здоровьем все в порядке», «Мусор уберите! Больше не сорите!

В каждом проекте старалась включать опытно-экспериментальную деятельность.

Большую помощь в работе по самообразованию оказывала старший воспитатель Михайлова Наталья Николаевна. Она помогала при подготовке к открытому мероприятию, предлагала необходимую литературу.

Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой «Опытно-экспериментальную деятельность», не прошла даром. Дети стали более изобретательными, почти все проявляют творческую активность, познавательный интерес. Глубже открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Заключительная диагностика, знаний по опытно-экспериментальной деятельности показала следующие результаты уровней: низкий –0%, средний – 4%, высокий- -96%.

Приложение

Перспективный план

«Познавательно-исследовательская деятельность»

п/п Тема Месяц

Материал

Сентябрь

«Игра в школу» Усвоение значений символов льда, воды, пара. Дудочки, картинки

2 «Воздух вокруг нас» Закрепление представлений детей о воздухе и его свойствах. Формирование

представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Стакан, камушки. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.

1 «Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной» Закрепление представлений детей об испарении и конденсации; формирование представлений о воздухе; развитие способностей к преобразованию. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.

2 «Иванушка и Формирование представлений детей об испарении воды, паре. Маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ,

молодильные яблоки» Развитие способностей к преобразованию.

1 «Плавание тел» Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Формирование способностей детей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, камушек, скрепки, кнопки, бумага, картинка с изображением парохода.

2 «Свойства веществ» Формирование представлений детей о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Деревянная палочка, кусок мела, пластилин, пустой стакан и с водой, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.

5 «Воздух на Новый год должен быть чистым». Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

Надувные резиновые игрушки, тазик с водой. Картинки: водолаз под водой, спокойное море, море во время шторма.

1 «Новогоднее царство льда, царство пара». Формировать представление о превращении воды. Символы, колокольчик.

2 «Фокусы на Новый год»

Кусочек льда, картинки.

1 «Незнайка и мороженое» Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

Два кусочка мороженого, два блюдечка; картинки: мальчик в майке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес; мальчик в зимней одежде.

2 «Фокусы на Новый год»

Развитие у представлений о единстве агрегатных состоянии воды - лед, вода, пар. Развитие способностей к преобразованию.

Кусочек льда, картинки.

1 «Познакомим

пап со свойствами

льда, воды, пара» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений об изменении воды.

Символы снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.

1 «Термометр» Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию Термометр, чайные ложка, два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника)

2 «Водолаз из Мордовии» Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей Бутылка, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка.

1 «Пришло письмо к Дракону ранней весной»

Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

Свечка, письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.

2 «Нагревание проволоки» Формирование представлений детей о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.

Алюминиевая проволока, деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона, спички, коробок, свечка.

4 «Строение веществ» Расширить детей представление о строение знакомых веществ. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок в блюдце,

Сахар-рафинад, 2 стакана с тёплой водой, чайная ложка.


Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

Срок 2011-2015

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы , через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

2.Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, и другие формы работы.

3.Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

4.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

5.Оформить в группе мини лабораторию.

6.Развивать:наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

7. Формировать у детей разные способы познания.

8. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

9.Подготовить материал брошюру по теме: «Развитие познавательно-исследовательской

I этап- подготовительный 2010-2011

Формы работы

Практический выход

1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг статей из журналов

2.Разработка плана по теме самообразования

План самообразования

3.Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

Конспекты занятий, проекты фотовыставки

4.Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

II этап практический- 2011-2012г

1.Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности

2. Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов в свободное время

3.Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца)

Оформление презентации проекта

4. Проект «Волшебное семечко»

Выращивание рассады для летнего огорода

5. Работа с родителями

Папка передвижка «Хочу все знать»

6. «Моя семья в лесу»

Тематическая фотовыставка

План работы 2012 - 2013 г.

Формы работы

Практический выход

3.Разработка картотеки «Опыты - эксперименты в средней группе».

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы)

Оформление картотеки

Тематическое занятие «Волшебное стёклышко»

4.Проведение опытов и экспериментирования с детьми в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности

Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию.

6.«Эти удивительные камни»

Выставка работ

7. НОД «Почему растаяла снежинка»

Взаимодействие с родителями.

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

«Ребенок - исследователь в детском саду»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование»

Изготовление алгоритма «Свойства воды»

Оформление папки передвижки

План работы 2013 - 2014 г.

Формы работы

Практический выход

1.Продолжение изучения методической литературы

2.Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности.

3.Разработка картотеки «Опыты -эксперименты в старшей группе».

НОД: «Соль и его свойства»

Оформление картотеки

Открытый показ

4. Проект «Соль повседневной жизни»

Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования

5.Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию

6. Участие в конкурсе «Радуга открытий»

7. Консультаций для родителей по следующим темам:

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений»

«Научите ребенка любить природу».

«Требования к проведению наблюдений»

Оформление папки передвижки

Выступление на родительском собрании.

Выступление на педсовете

IV этап заключительный- 2014-2015г.

Выпуск брошюры по теме : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф . «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  2. Дыбина О.В . и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
  3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
  4. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г. №2, 2000 г.
  6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
  7. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №8 «Солнышко»»

Мензелинского муниципального района РТ

Программа

по экспериментированию

для детей старшего дошкольного возраста

«Любознайка»

г.Мензелинск, 2016 г.

1.Пояснительная записка………………………………………………………………3

2.Цель. Задачи. Ожидаемый результат………………………………………………..5

3.Методическое обеспечение программы ……………………………………………6

5.Перспективно-тематическое планирование по детскому экспериментированию …………………………………………………………………………8

6.Библиографический список…………………………………………………………16

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. »

К.Е. Тимирязев .

Пояснительная записка

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность темы . Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 в детских садах утверждены и введены в действие ФГОС. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Новизна программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов России. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

Целью данной программы является:

- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

- формировать у детей элементарные географические представления;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона.

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

Представления о свойствах веществ

Умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

Навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

Расширять знания об объектах и их свойствах

Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей. Основными условиями детского экспериментирования являются:

Взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

Использование разных видов деятельности;

Четкое определение содержания экологического воспитания;

Использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

Взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

Создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

Экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приёмы организации детей в процессе обучения:

Работа небольшими группами;

Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

Включение игровых упражнений;

Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

Выполнение нетрадиционных заданий;

Решение проблемных ситуаций;

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

Вопросы к детям.

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанныйвзрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

Основные принципы , заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Перспективно – тематический план по экспериментированию 5 -6 лет.

Месяц

Октябрь

Блок

Песок, глина, камни

Программные задачи:

- познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы.

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).

Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

Тема:

1 . «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Песок – природный фильтр».

5 . «Для чего человеку песок и глина?»

6 . «Какими бывают камни?»

7 . «Камни из растений и животных».

8 . «Что такое горы? Почему разрушаются горы?»

Материалы и оборудование:

прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, ракушки, глобус, стол песок – вода, магнитная доска.

Программные задачи:

- уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, как по ней определять возраст дерева.

Познакомить детей с многообразием коры, её свойствами.

Расширять знания детей о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из древесины и коры деревьев.

Познакомить детей с одной группой царства растений – мхами, лишайниками.

Познакомить со свойством мха, лишайника: (ломкость, способность впитывать воду и терять ее, вегетативно и при помощи спор размножаться)

Выявить зависимость строение мха от факторов внешней среды;

Заинтересовать детей работой с мхом, лишайником с помощью экспериментальной деятельности;

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память;

Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть роль мха, лишайника в природе и хозяйственной роли человека.

Тема:

1. «Тонет – не тонет»

2. «Посадим деревце»

3. «Чудо дерево» (оттиск корой)

4. «Меняет ли цвет кора?»

5. «Есть ли у растения органы дыхания?»

6. «Могут ли растения жить без корней?»

7. «Как вырастить мох?»

8. «Как размножается мох, лишайник?»

9. «Как меняется цвет мха?»

Материалы и оборудование:

Бумага, восковые карандаши, миски с водой, фартуки, скрепки, лупы, пульверизатор, часы, термометр, линейка, схемы выполнения опытов, тетради, простые карандаши, кора разных деревьев, мох, лишайники.

Месяц

Декабрь

Блок

Воздух

Программные задачи:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас,

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Развивать любознательность, мыслительную деятельность, память, активизировать речь детей;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение;

Воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.

Тема:

1. «Невидимка – воздух»

2. «Мыльные пузыри»

3. «Подводная лодка»

4. «Упрямый воздух»

5. «Сухим из воды»

6. «Большие – маленькие»

7. «Почему не выливается?»

8. «Как рождается ветер?»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри), два подноса, две свечи, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов, веера, воздушные шары, шприцы, ёмкость с водой пластиковые бутылки с пробками, монетка, картины с изображением ветреной и безветренной погоды, модели с алгоритмами выполнения опытов, магнитная доска.

Месяц

Январь

Блок

Электричество

Программные задачи:

Подвести к понятию проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов; учить устанавливать причину возникновения статического электричества в природе.

Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать речь детей, познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать экологическую культуру детей в природе и быту.

Тема:

1 . «Волшебники»

2 . «Как увидеть и услышать электричество?»

3 . «Волшебные шары»

4 . «Как увидеть молнию?»

Материалы и оборудование:

Кусочки шерстяной ткани, воздушные шары, пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, подставка, синтетический свитер, картины с изображением молнии, схемы – таблицы, магнитная доска.

Месяц

Февраль

Блок

Вода

Программные задачи:

- познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар).

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема:

1 . « Вода - жидкость, не имеющая собственной формы»

2. «Вода – растворитель»

3. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода.»

4. «Круговорот воды в природе».

5. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

6. «Водяная мельница».

7. «Вода нужна всем».

8. «Почему воду нужно беречь?»

9. «Почему тундра покрыта болотами?»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки,

пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, магнитофон.

Месяц

Март

Блок

Звук

Программные задачи:

- подвести к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела); познакомить с простейшим устройством для передачи звука; выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей, дать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тема:

1 . «Почему всё звучит?»

2 . «Звук в воде»

3 . «Передай секрет»

5 . «Спичечный телефон»

6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

7 . «Поющая струна»

8 . «Как видят летучие мыши?»

Материалы и оборудование:

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, гитара, металлическая детская посуда, стеклянный стакан, длинная пластмассовая трубка, большая ёмкость с водой, камешки, два спичечных коробка, тонкая нить, иголка, спички, проволока, деревянная рамка.

Месяц

Апрель

Блок

Свет

Программные задачи:

- подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение; как можно многократно отражать свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где не должно быть видно;

Дать знания о том, что освещенность предмета зависит от силы источника и удалённости от него, познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Развивать внимание, память, любознательность, познавательный интерес к природному миру, желание исследовать его, активизировать речь детей.

Воспитывать бережное, экономное отношение к свету.

Тема:

1 . «Свет вокруг нас»

2 . «Уличные тени»

3 . «Волшебные лучи»

4 . «Разведчики»

5 . «Передача солнечного зайчика»

6 . «Солнечные часы»

7 . «Световой луч»

8 . «Радуга на стекле»

Материалы и оборудование:

Зеркала, настольная лампа, фонарик, белая ткань, гранёное стекло, противень, стол. Иллюстрации с изображением солнечных лучей, магнитная доска.

Месяц

Блок

Вода

Программные задачи:

- закрепить знания детей о свойствах воды (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, пар, вода).

Закрепить элементарные знания о круговороте воды в природе, навыки проведения лабораторных опытов,

Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;

Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности; развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение,

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитывать бережное использование воды.

Тема:

1 . «Вода – жидкость, не имеющая собственной формы»

2 . «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода».

3 . «Вода – растворитель»

4 . «Круговорот воды в природе»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, магнитофон.

Библиографический список:

1.Закон РФ «Об образовании» 1992г.

2. Приказ №1155.

3.СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

4. Основные положения В.А. Петровского.

5. Программа Т.Н. Дороновой «Из детства - в отрочество» Москва «Просвещение» 2007.

6. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова. Москва 1998.

7.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. 2007. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е.

8. Материалы интернет – сайтов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 комбинированного вида»

ТЕМА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Андреевой Ирины Владимировны.

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность )

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности».

(Название темы)

2014

(Начало изучения темы)

2018

(Окончание изучения темы)

Казань,2014

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога Андреева Ирина Владимировна

Дата рождения 28.05.1982

Стаж работы в должности 11 лет

Образование (название учебного заведения и год окончания): Высшее, ТГГПУ, квалификация по диплому « Учитель начальных классов » по специальности « Педагогика и методика начального образования».

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) КИУ(ИЭУП) «Казанский инновационный университет » по программе «Организация образовательного процесса в рамках ФГОС»

Этапы

Деятельность воспитателя

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Подведение итогов самообразования

Выбор темы:

Воспитатель- центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех- детей, родителей, коллег. Его работа- одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребёнка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах.

Современный педагог должен иметь свой оригинальный стиль деятельности, обладать рядом определённых качеств, профессиональной компетентностью.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов. На сегодняшний день пред воспитателями стоят следующие задачи:

Переход от простого выполнения требований программы дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в разных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении.

Передача дошкольникам необходимой(целесообразной) для успешного развития информации.

Обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений.

Формирование умений ставить задачи и находить их решения, т.е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.

Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагога. Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьёзных результатов, самореализация в профессии, является работа по самообразованию.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических принципов:

- Ребёнок мне ничего не должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и ответственным;

- Воспитатель- не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Ведь, если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала;

- Общение педагога и ребёнка должно быть доверительным, партнёрским, основанное на активном взаимодействии. Надо стремиться к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять ребёнка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оценивать не только результат, а сам процесс деятельности;

- Высшее проявление педагогической успешности- улыбка на лицах детей.

Приоритетное направление моей педагогической деятельности- совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно - образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.

Для решения этих задач разработала методический проект по теме самообразования « Экспериментирование, как средство развития познавательной активности ».

Цель: развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.

Задачи :

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей ; -изучить методики, технологии по познавательно -исследовательской деятельности;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ;

- развивать наблюдательность , умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развивать внимание , зрительную и слуховую чувствительность.

Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка , его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям:

Физическое развитие:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Познавательно- речевое развитие:

- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Социальное развитие:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности

Художественно- эстетическое развитие:

- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способностей к эстетической оценке

Ожидаемый результат:

Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности

- Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности

- Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов

- Создан мини- музей природы

У детей:

- сформированы проектно- исследовательские умения и навыки:

Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты;

- расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;

- сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы.

План работы на 2014-2015 учебный год

Цель:

Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно- исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.

1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:

Определение значимости для ребёнка;

Оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;

Педагогическое просвещение родителей.

2. Диагностика познавательно- экспериментальной деятельности детей

Цель: выявить уровень познавательно- экспериментальной деятельности детей.

Срок выполнения

Результаты

1. Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности.

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В течении года

Оформлены:

Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы…)

*домашний огород

*дидактический материал

4. Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5. Составить перспективный план

октябрь

Имеется

6. Разработать конспекты ОД с элементамиэкспериментирования

В течении года

Конспекты ОД

7.Создать картотеку опытов и экспериментов

В течении года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»

Просмотр занятия на РМО «Свойства света»

Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

В течении года

Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения.

Результат:

1. Подобрана методическая литература по теме самообразования.

2. Оформлен каталог методических материалов по организации и проведению экспериментов, проектов, опытов с детьми дошкольного возраста.

3. Изготовлены дидактические игры по экологическому воспитанию, наглядный и демонстрационный материал.

4. Разработаны диагностические карты, методический материал по проведению диагностики уровня сформированности представлений у детей об окружающем мире.

5. Определены формы работы с детьми.

6. Создан уголок по экспериментированию «Кабинет кота учёного».

План работы на 2015-2016 учебный год

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

Неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие,тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

Льдинка и снежинка

Вода, лёд, снег

Как снег становится водой

Февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Как достать скрепку из воды

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы

№ п/п

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Обеспечение интеграции образования (образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная,беззапаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. .Находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камуникотивность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает.

Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь

№1

Песок.глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды.

Февраль

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов.строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

№3

Почва(песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание: называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

План работы на 2016-2017 учебный год

Живая природа

Объект

Название опыта

Материал и оборудование

Растения

Запасливые стебли.

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

Растения

Бережливые растения.

Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

Молоко

Растущие малютки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

Хлеб

Заплесневелый хлеб.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Вода

Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

Вода

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

Вода

Фильтрование воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Воздух

Соль

Воздух вокруг нас

Волшебная соль

Выявить свойства воздуха

Выявить свойства соли

Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни.

Лупа, пипетки, соль, лед, вода.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Свет

Свойства света

Выявить свойства света

Разные источники света, белый экран, теневой театр

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Органы чувств

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

Руки

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

Рукотворный мир 1.

Ткань

Мир ткани

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы.

Ткань

Мир металлов

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.

План работы на 2017-2018 учебный год

Подготовительная группа

Сентябрь

Мы живем в

городе. Вода всем нужна.

Закрепить с детьми свойства воды, ее значение

в жизни

людей.

Воспитывать любознательность и интерес к

опытам.

Прогулка по городу.

Глина песок.

Дать детям понятие, чем отличается песок от глины.

Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Воспитывать интерес к опыту.

Улица полна неожиданностей.

Своды и тоннели.

Объяснить детям, что вода имеет силу, способна пробивать тоннели под землей.

Воспитывать интерес и желание понаблюдать за тенью.

Едем в гости.

Пар - это тоже вода.

Дать детям понятие о том, что пар - это тоже вода.

Закрепить знания детей о свойствах воды,

вызвать интерес к экспериментированию.

Октябрь

Какие мы?

Спичечные бега.

Познакомить детей с физическими понятиями.

Познакомить детей с новыми опытами.

Какие мы?

У воды нет запаха?

Что нужно сделать с водой, чтобы она имела запах.

Кто с нами живет?

Воздух при нагревании расширяется.

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Воспитывать интерес к опыту.

Осень золото роняет.

Семена.

Дать детям понятие что растение, не может без

света, тепла и воды.

Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Ноябрь

В лес за грибами и ягодами.

Дерево не тонет в воде.

Дать детям понятие что вода удерживает тяжелые предметы.

Выявить плавучесть предметов.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Как животные готовятся к зиме.

Легкий – тяжелый.

Выявить с детьми зависимость плавучести

предметов от равновесия сил.

Воспитывать любознательность.

Мы идем в магазин. Прыгающая монета.

Познакомить детей со свойствами метала,

провести опыт с монетой.

деятельности.

Откуда овощи в мае. Посев семян.

Дать детям понятие что растение добывает воду

через корневую систему.

Декабрь

Фрукты на прилавках магазина.

Посадим деревце.

Дать детям понятие

что растение добывает воду

через корневую систему.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Что для чего.

Влияние почвы на растение.

Дать детям понятие что растение добывает воду через корневую систему.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Вызвать интерес к опытнической деятельности.

Откуда хлеб пришел. Игры с песком.

Все работы хороши. Свойства мокрого песка.

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Воспитывать интерес к опытам.

Январь

К а н и к у л ы.

Зима в городе. Легче воды.

Познакомить детей свойствами воды.

Лед.

Объяснить, как может вода превратиться в лед.

Воспитывать любознательность.

Поет зима аукает. Снег- тоже вода.

Уточнить знания детей о свойствах снега.

В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде.

Февраль

Лесные

обитатели. Животные.

Обитатели скотного двора. Птицы.

Обитатели птичника. Как выйти сухим из воды?

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Воспитывать желание участвовать в опытах.

Март

Обитатели воды. В воде есть воздух.

Закрепить с детьми свойства воды, как можно

увидеть воздух в воде.

Воспитывать любознательность.

Мы едем в зоопарк. Верблюд.

Прогулка по городу. Воздух.

Расширять представления о свойствах воздуха.

Закрепить умение самостоятельно пользоваться

чашечными весами.

Звенящая вода

Показать детям что количество воды влияет на

издаваемый звук.

Апрель

В окно повеяло весной. Зефир и солнце.

Познакомить со свойствами метала, провести

опыт с монетой.

Вызвать у детей интерес к экспериментальной

деятельности.

Весеннее пробуждение. Вода защищает растения от низкой температуры.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

жидкая может течь, при низкой температуре замерзает.

Шестиногие малыши. Муха –цокотуха.

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении

для насекомых.

Вызвать интерес к экспериментированию.

Времена года. Воздух

Уточнить знания детей о свойствах воздуха.

Обнаружить воздух в окружающее обстановке.

Вызвать интерес к проведению опыта.

Май

Весной в деревне. Посадка огурцов.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Дать детям понятия, что все растения дышат и не могут обходиться без воздуха.

Явления природы. Гром и молния.

Познакомить детей с понятием «электричество».

Объяснить причину образования молнии.

Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.


Галина Ирина
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»

План работы по самообразованию

воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны

2016 – 2017 г. г.

Тема : «Экспериментирование , как

Актуальность темы : Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно -исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно -исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы .

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка , его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно -исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития .

Задачи :

Изучить методики, технологии по познавательно -исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей ;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ;

-развивать наблюдательность , умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание , зрительную и слуховую чувствительность.

Предполагаемый результат :

Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности .

Формирование умений у детей : анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Этапы работы

1 Теоретический план .

1. Изучение методической литературы по данной проблеме :

Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.

Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду . М.: Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю. И. Воздух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 5-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2009.

2. Поиск материала в интернете

В течении года

3 Практическое решение проблем .

1. Изучение литературы об экспериментировании , как средстве развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста.

2. Составление перспективного плана работы .

3. Разработать систему занятий по данной теме.

4. Организация занятий и мероприятий по плану .

Оценочный этап.

Анализ работы по теме самообразования .

Сентябрь

Октябрь – Ноябрь

В течении года

Выводы : данная работа построена так, чтобы экспериментальная деятельность становилась средством развития наблюдательности , умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей об окружающем мире

Перспектива : сформировать у детей познавательную активность , поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру. Чтобы познанное ребёнком дало возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Перспективный план работы

Тема : «Экспериментирование , как средство развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста»

(2016/2017) 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

2. Проведение мероприятий по плану

Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях ».

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно -исследовательской деятельности».

Оформление картотеки экспериментов

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Сентябрь-октябрь 2016г.

Ноябрь-декабрь 2016г.

Январь 2017г.

Февраль 2017г.

Март 2017г.

Апрель 2017г.

План НОД по теме самообразования (старшая группа)

№ НОД Дата

1 НОД «Учимся показывать фокусы» 17.10.2016.

2 Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?» 19.12.2016г.

3 НОД «Этот удивительный воздушный шарик»

4 НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» 24.03.2015г.

5 НОД по экологии «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (творчество воспитанников)

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

«Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры"Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.

Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры - как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.