Вышивание иглой от капельницы. Мк как набивать ковер и сделать иглу. Создаем коврик сами

Самодельные ковры - не только оригинально и красиво, но еще и очень интересно и увлекательно.
Для любителей делать вещи своими руками дадим небольшое руководство

Для начала следует определиться, каких размеров вам нужен ковер и что взять за основу. Наиболее легкий путь - на старое покрывало с понравившимся вам рисунком набивать ковер, выбрасывая лишние детали узора. Я выбрала другой вариант - фрагменты будущего узора рисовала на бумаге.

Если вы не умеете рисовать, узоры можно переснять с любых покрывал и даже с тюля. Воспользуйтесь для этого полиэтиленовой пленкой. Наложив ее поверх покрывала (или бумаги с рисунком), срисуйте узор шариковой ручкой. Затем возьмите пленку побольше и, подкладывая под нее свои фрагменты, составьте узор для одного угла ковра. Таким же способом можно составить орнамент середины и кайму ковра на отдельных пленках.

Теперь нужно подготовить ткань, на которую будете переносить весь рисунок ковра. Для этого можно использовать старую простыню (или, например, сшить несколько пеленок, но так, чтобы не получилось толстых швов). Разложите ткань на полу и, подложив под пленку копировальную бумагу, аккуратно перенесите рисунок на ткань. Пленка хороша тем, что если нечаянно сдвинется, ее легко установить на место. После того, как узор перенесен на ткань, нашейте ее на старое, отслужившее свое,покрывало. Основа ковра готова.


Приспособление для набивки (рис. 1) лучше сделать самому. Оно состоит из ручки, иглы и регулировочного винта. Ручку можно сделать из дерева, металла или эбонита. Внутри ее высверлите отверстие, также установите регулировочный винт (с его помощью можно менять длину иглы, а значит, и длину ворса).

Иглу (рис. 1а) можно использовать от капельниц, только в центре острия с помощью шила и молотка сделайте отверстие по возможности большего диаметра, чтобы рабочая нить свободно проходила через него. Надфельками аккуратно зачистите все шероховатости вокруг и внутри отверстия, заточите и отшлифуйте края иглы, чтобы она не резала ткань при прокалывании.
Еще один важный момент: чтобы готовая игла не ломалась, ее надо закалить. Поддерживая иглу плоскогубцами, раскалите ее на огне и резко опустите в холодную воду.

Теперь можно собрать приспособление. Ткань перед набивкой нужно натянуть. Некоторые делают для этого специальные станки, я же пользуюсь обыкновенной вываркой. Она удобна еще и тем, что после окончания работы в нее можно убрать клубки ниток, иголку, резинку. Закрепляю ковер на выварке с помощью-5 м резинки так, чтобы простыня с рисунком была сверху (рис. 2). Нить в приспособление заправляю со стороны ручки, пропускаю через иголку и вывожу через отверстие в игле. Во время работы нить должна свободно выходить из иглы. Если она цепляется, вытягивается за иглой назад, нужно подобрать нить другой толщины. По нанесенному узору последовательно прокалываю ткань иглой до упора с одинаковым шагом в 3-5 мм. Извлекая иглу, стараюсь, чтобы она не отрывалась от ткани, а скользила по ней до места следующего укола, иначе петли на лицевой стороне будут неровными (рис. 3). Чтобы рисунок получился более четким, по контуру каждого цветка и листочка можно пройти 2 ряда черной нитью.

Когда все полотно ковра уже выбито, по краю пришиваю бельевую веревку, подворачивая под нее края простыни и покрывала. После этого густо обметываю края петельчатым швом обыкновенной иглой.

Ворс на ковре можно оставить в виде петель, а можно состричь их на желаемую высоту. Чтобы не распустить ковер, случайно потянув за петлю, на обратную его сторону нужно нанести тонкий слой клея ПВА и хорошо просушить.

Для своих ковров нитки я практически не покупала - распустила старые трикотажные вещи. А чтобы нить была прямой, наматывала ее на стеклянную бутылку, опускала в горячую воду, после чего оставляла ее сохнуть в таком положении. Если нить рвалась, связывала концы узелками, а потом просто срезала узелки с ковра. Бывает, что узелки не проходят в ушко иглы. В этом случае можно связывать попеременно нить для работы и катушечную для шитья. Узелки получатся тоньше и хорошо пройдут в ушко, а нить не придется раз за разом заправлять. Закончилась рабочая нить - потяните за катушечную. В отверстии иглы появилась рабочая нить срежьте катушечную и т.д. Хлопотно, зато даже обрывки нити идут в дело.

Таким же образом можно сделать коврики в ванную и туалет (или комплект - коврик на пол и чехол на крышку унитаза). Красивые одноцветные коврики получаются, если сделать на них рисунок за счет ворса разной длины. Отделочные полосы (рис. 4) можно сделать малым ворсом в несколько рядов, а центр - длинным.

Очень пушистый прикроватный коврик получается из полиэфирной нити в другой технике (рис. 5). Рабочий инструмент - трубка (желательно металлическая) длиной 10-15 см, через которую пропускают нить. Очень важно, чтобы нить не цеплялась, свободно скользила в трубке. Конец нити немного расплавляют над свечой и быстро прижимают к ткани. Нить «приклеивается». Приподнимая трубку, ножницами отрезают нужную длину ворса.

И тем, и другим способом можно сделать не только ковры, но и настенные панно, диванные подушки - в общем, все, что подскажет вам фантазия.

Валентина Якимовец
По материалам газеты "Толока. Делаем сами"

Этот расчет делается следующим образом.

Вышиваем квадрат со стороной 1 см х 1 см, подсчитываем количество проколов иглой и стежков. Принимаем длину стежка за 2 мм или 0,2 см (эту величину берем с некоторым запасом), длина нити, расходуемой за прокол - 2 см при длине получаемого ворса в 1 см.

У меня получились следующие цифры: 30 проколов на 1 кв. см х 2 см = 60 см нити.

Число стежков всегда на 1 меньше, в данном случае их 29.

29 х 0,2 см = 5,8 см

Итого на 1 кв. см вышивки я трачу 65,8 см нити.

Далее можно взять прозрачную пленку или кальку, расчерченную на квадратные сантиметры, и, наложив её на нужный вам рисунок, посчитать площадь нужных вам элементов, а затем сделать расчет длины нитей, умножая полученные квадратные сантиметры на длину нити, расходуемой вами на 1 кв. сантиметр.

Скажу честно, никогда не занималась данными подсчетами, потому что всегда имею запас расходных материалов. Рекомендую пользоваться данной методикой, когда вы уже освоите технику ковровой вышивки и у вас стабилизируется длина стежка.

Ткань лен набивной размером 1м х 50 см для нижней части чехла

Синтепон размером 50 см х 50 см для нижней части чехла

Контактная лента-липучка, или лента велькро, длиной 66 см, с помощью которой чехол крепится под сиденьем табуретки.

Раз уж это будет чехол для табуретки, то я решила, что изображению губ там самое место:)

Архив.ZIP содержит 2 варианта схемы - цветную и в контурах без заливки, которую удобно распечатать на черно-белом принтере для перерисовывания на ткань. Вы можете использовать любой понравившийся Вам рисунок, просто его нужно скопировать или перерисовать по контурам.

Время работы: на изготовление чехла я потратила 20 часов . Новичкам времени потребуется гораздо больше, так что, если вы в первый раз взяли в руки иглу, то совсем не нужно ориентироваться на этот показатель.

Изготовление чехла делится на несколько этапов.

I. Изготовление верхней части чехла (вышивки в стиле needle punch, нидл панч)

1. Подготовка ткани.

Осматриваем края льняного полотна. Для раскроя детали верхней части, как и любой другой, очень важно, чтобы у ткани были ровные края во избежание перекоса, неровного раскроя и прочих досадных ошибок. Для выравнивания края ткани нужно выбрать нить основы или утка, по которой будем выравнивать, осторожно отделить её от остальных нитей и извлечь из ткани, аккуратно потянув в нужном направлении.

Переходим к следующему пункту.

2. Создание выкройки верхней части чехла.

Выкройка делается очень просто. Замеряем сантиметровой лентой длину и ширину сидения табуретки. В моем случае размеры сидения: 31 см на 31 см, то есть это размер верхней части чехла в готовом виде.

Края верхней части чехла будут обработаны петельным швом шириной 0,5 см, который образует подобие каймы. Прибавляем по 1 см с каждого края на её изготовление. Итого получаем квадрат со стороной 33 см. Расчерчиваем ткань: квадрат 33х33, отступаем внутрь квадрата 1 сантиметр от краев, вычерчиваем квадрат 31х31, получив размер верхней части чехла в готовом виде; отступаем ещё по 0,5 см внутрь от краев, вычерчивая квадрат со стороной 30 см. 0,5 см - это как раз отступы на кайму. Все квадраты имеют, естественно, общий центр.

У сиденья моей табуретки закругленные края, которые в черчении называются сопряжениями. Но изучение вопроса, как правильно их построить, в данном случае лишено практического смысла, поэтому, если у вашей табуретки тоже закругленный края, советую сделать следующее: взять листок бумаги, перевернуть табуретку сидением вниз, и обвести закругленный угол по бумаге карандашом, совместив стороны листа со сторонами сиденья табуретки. Затем скруглить угол листа, отрезав ненужную часть по нарисованной линии ножницами. Потом кладем этот лист на ткань и обводим получившийся закругленный угол, поочередно совмещая его стороны со сторонами начерченных квадратов. Будьте внимательны при перемещении бумажного шаблона: скруглять углы надо у каждого из трех квадратов, каждый раз используя как направляющие стороны одного квадрата, а не смежные стороны других квадратов!

3. Нанесение рисунка вышивки на ткань.

Выбираем рисунок (в данном случае это "Поцелуй"), очерчиваем его параллельными линиями по самым крайним точкам, чтобы рисунок оказался вписанным в прямоугольник. В этом прямоугольнике проводим диагонали. Точка пересечения этих диагоналей - центр рисунка.

Как правило, несмотря на нажим, рисунок отпечатывается на ткани нечетко, поэтому обводим его тонким маркером. Я использую маркер для дисков.

4. Натягивание ткани.

Для натягивания ткани я использую раму-станок. Вы можете использовать удобный Вам станок для вышивания. Ткань должна быть натянута равномерно, без перекосов и провисаний. Это очень важный момент. Работа с неправильно натянутой тканью приводит к быстрой усталости рук и перекосам рисунка вышивки.

5. Подготовка ковровой иглы к работе.

Выбираем длину ворса будущей вышивки. Длина ворса определяется делением расстояния от центра косого среза иглы до пластмассовой ручки пополам. Я решила, что у чехла будет сантиметровый ворс, поэтому, открутив прижимной винт, я устанавливаю искомое расстояние в 2 см.

6. Вставляем нить в иглу.

Для вышивания губ нужна нить темно-красного цвета. Берем нитковдеватель. Вместо него можно использовать леску или проволоку, сложенную вдвое и свободно проходящую через трубку иглы. Я использую для этой цели леску. Вкладываем нить в нитковдеватель.

Затем протягиваем нитковдеватель через отверстие напротив косого среза.

Нить вставлена

7. Процесс вышивания.

Прокалываем иглой ткань, опуская иглу до упора. Иглу по траектории движения всегда держим косым срезом влево.

Аккуратно вынимаем иглу из ткани и, отступив 1-2 миллиметра, делаем следующий прокол. При обратных движениях иглу всегда держим вплотную к поверхности ткани. Распространенной ошибкой в данной технике является высокое поднятие иглы над поверхностью ткани при обратных движениях, в результате чего длина ворса получается разной, а иногда это может привести даже к распусканию вышивки.

При изготовлении ковровой вышивки сначала обводятся контуры рисунка. Это позволяет строго разграничить области определенных цветов, чтобы случайно не проколоть иглой области других оттенков. Обведение контуров - один из маленьких секретов, благодаря которому ваша вышивка всегда будет выглядеть аккуратно.

Обводим контур губ. Помним, что косой срез иглы всегда должен быть направлен влево относительно траектории движения кисти руки по контуру рисунка.

Вот что получилось на изнаночной стороне.

Затем заполняем обведенный контур стежками нужного цвета. Иглу поочередно перемещаем между границами контура сначала вверх, потом вниз. Траектория заполнения элемента вышивки - справа налево.

Вышиваем элементы (замкнутые контуры) губ.

Ещё один маленький секрет. При вышивании фона надо делать отдельные и частые строчки стежков, выступающие из общего вышитого блока. Я называю их выступающими строчками. При вышивании я направляю их соответственно вверх и вниз. Они обеспечивают незаметность соединения вышитых блоков фона.

У этих строчек есть и другое назначение: иногда я использую их для плавного цветового перехода между оттенками нитей согласно рисунку.

Постепенно заполняем фоном ткань, ограниченную внутренним квадратом.

Выполнение 2-хцветного рисунка без премудростей позволяет овладеть начальными навыками ковровой вышивки.

Кайма образуется при обшивании края изделия петельным швом. Край изделия нужно подогнуть дважды на 5 мм: первый раз край подгибается в половину расстояния от внешнего контура изделия до контура следующего квадрата. Второй раз край подгибается непосредственно до границы ковровой вышивки.

Как же подогнуть скругленные углы?

Надрезаем ткань каждого угла до контура следующего квадрата (не надо надрезать ткань до границы ковровой вышивки!!! Это будет ошибкой!) 5 раз: дважды там, где начинаются скругления, один раз по центру скругления, и затем надрезаем центр каждого отрезка ткани, уже надрезанных нами.

Далее отрезаем нить нужной толщины в 2 раза больше требуемой для вышивания длины. Я использую тонкую нить в 6 сложений. Складываем нить пополам. Вставляем нить в иглу с широким ушком краями нити, а не сгибом. Делаем прокол иглой на границе с ковровой вышивкой, и вводим иглу в образовавшуюся петлю. Этот прием вдевания нити в иглу используют для закрепления нити без узелков, так называемый безузелковый метод закрепления нити на ткани .

Прокалываем ткань иглой с изнаночной стороны, вытягиваем иглу на лицевую сторону, пропускаем её через образовавшуюся петлю и её затягиваем. Таким образом мы обшиваем край петельным швом .

Когда нить заканчивается, то конец нити закрепляем опять же без узлов , делая несколько наметочных стежков в область, ещё не обшитую каймой. Когда каймой будет обшита вся верхняя часть чехла, то конец нити закрепляем так же наметочными стежками, только протягивать её надо под петлями каймы на изнаночной стороне.

5.9 Обработка изнаночной стороны изделия.

После того, как кайма выполнена, приступаем к обработке изнаночной стороны чехла (на примере другого изделия) .

Берем клей ПВА и разводим его в пластиковом стакане водой в соотношении 2:1 (2 части клея на одну часть воды) из расчета, что готового раствора должно получится 1/з общего объема стакана. Если приготовленного вами раствора не хватит для обработки, сделайте ещё.

Жесткой и широкой кистью для клея обрабатываем изнаночную сторону верхней части чехла. Под него надо положить ненужную ткань в несколько сложений (ветошь) и несколько слоев бумаги (например, газеты). Раствор клея не должен быть очень жидким, то есть нельзя допустить его вытекания с лицевой стороны. Раствор наносим кистью очень быстро, тут же размазывая по поверхности изнаночной стороны, чтобы не допустить полного впитывания. Обработка изнаночной стороны раствором клея является процедурой защиты вышивки от распускания, моли и всякого вида клещей, которым клей совсем не по вкусу)). Такая обработка повышает долговечность изделия в разы.

После того, как раствор нанесен, накрываем изнаночную сторону полимерной пленкой (можно использовать ненужный пакет-майку, разрезанный вдоль одной из боковых сторон, у которого отрезаны ручки и дно) и кладем сверху груз, например, стопки книг. Следите за тем, чтобы вес книг был распределен равномерно по площади изделия. Оставляем изделие в таком состоянии на 2 суток. После снятия груза по истечении этого периода, раскрываем изделие, убираем газеты и ткань, которая будет слегка влажной, кладем его на сухую поверхность в открытом виде и ждем несколько часов до полного высыхания изнаночной стороны. Если вы все сделали правильно, то изнаночная сторона должна быть гладкой на ощупь, нити не должны ощущаться.

После высыхания проклеиваем изнаночную сторону флизелином, чтобы придать ей эстетичный вид и иметь дополнительную защиту нитей от распускания.

II Изготовление нижней части чехла

6.1 Создание выкройки

Ткань для нижней части чехла расчерчиваем по изнаночной стороне, предварительно сложив края раскраиваемой ткани лицевыми сторонами друг к другу. Рисуем 2 квадрата с общим центром: первый со стороной 33 см, второй - со стороной 31 см. Он получается, если вы делаете отступы от внешнего квадрата вовнутрь на 1 см. Это будут припуски на швы. Для скругления угла используем полученный ранее шаблон. С одной стороны выкройки советую оставить плюсом припуск на швы ещё в 1 см: через эту сторону мы вывернем на лицевую сторону нижнюю часть чехла и аккуратно её застрочим. Лучше иметь припуски на швы с запасом во избежание непредвиденных проблем.

Последовательность приметанных деталей такова: самый нижний - синтепоновый квадрат, потом изнаночной стороной к нему лежит одна тканевая половинка нижней части чехла, далее приметаны соответствующие части липкой ленты, затем лицевой стороной к ним лежит вторая тканевая половинка чехла.

6.3 Сборка нижней части чехла

Стачиваем сложенные должным образом детали нижней части чехла по контуру, по трем сторонам . Ту сторону, где вы оставили дополнительный сантиметр припуска на швы, застрачивать не надо - через неё чехол выворачивается на лицевую сторону. Самый нижний слой при шитье - синтепоновый квадрат. Чтобы синтепон не цеплялся за выступающие части швейной машинки (механизм лапки и пр.), подложите под него бумажный квадрат, больший по размеру. Стачивайте детали вместе с ним. После сшивания бумага легко отделяется от чехла.

В итоге вы должны стачать 3 стороны нижней части чехла, пристрочив три отрезка липкой ленты. Один отрезок ленты велькро у нас приметан к четвертой стороне, ещё не прошитой нами.

Выверните на лицевую сторону стачанную деталь. Проверьте правильность соединения липких лент. Сметайте незашитые края четвертой стороны, подвернув ткань с каждой стороны внутрь на сантиметр. Стачайте их вместе с оставшимся отрезком липкой ленты, отступив от края 2-3 мм. Прогладьте утюгом получившуюся деталь. Простегайте её, проложив 4-5 строчек вдоль одной из сторон на примерно равном расстоянии друг от друга. Проложите строчку по контуру детали на расстоянии 3-4 мм от края. В итоге должно получиться примерно так:

6.4 Сборка изделия.

Так как кайма у нас красного цвета, берем тонкую швейную иглу и вставляем нить красного цвета. Аккуратно пришиваем верхню часть чехла к нижней, пряча ручные швы, то есть прокладывая их между частями.

Можно поступить и другим способом: пришить на углах обеих частей небольшие отрезки контактной ленты-липучки, с помощью которой они и будут крепиться друг к другу.

Результат наших стараний должен выглядеть так:

Не придумано искусницами и мастерами всего мира! Одни из них сложны и требуют профессиональных навыков и специального инструмента, а другие просты и доступны даже новичкам. Одним из таких простых, но очень ярких и выразительных видов является вышивка ковров. Не нужно путать с ковроткачеством!

Сегодня ковровую вышивку в своих работах используют как маститые кутюрье, так и доморощенные рукодельницы. Освоив эту технику, можно изготавливать мягкие и уютные подушки, пледы, коврики, украшать одежду. В общем, создавать уникальные неповторимые вещи.

Виды вышивки

Каждая из этих техник проста для освоения даже новичкам. А работа выполняется довольно быстро и за вечер можно создать небольшое эксклюзивное изделие, которое станет украшением интерьера или отличным подарком для близких. Выделают две разновидности вышивки ковров, которые будут рассмотрены ниже.

Петельная - выполняется с помощью специальной иглы. На лицевой стороне такой работы будут ровные петельки из пряжи. А с изнаночной будет гладкая вышивка. Еще одно название этой техники - «нетканый гобелен».

Узелковая - выполняется с помощью специального или обычного вязального крючка. В процессе работы короткие отрезки нити привязываются узелками к ткани основы.

Ковровая вышивка

Для работы в этой технике понадобится специальная игла, без нее не обойтись. Они продаются в магазинах рукоделия. В набор входит рукоятка, съемные иглы разного диаметра для разной толщины ниток и продергиватель для нити. Иглы для вышивки ковров отличаются тем, что острие у них полое и скошенное внизу. В инструкции описано, как правильно вдеть нить.

Работа выполняется на плотной ткани. Чем толще игла, тем плотнее ткань, иначе останутся непривлекательные дырки на полотне.

Пряжа подойдет любая, но в одной работе желательно подбирать нити одинаковой толщины и структуры. В процессе можно применять как специально купленную пряжу, так и остатки, которые есть в запасах у вязальщиц. А можно использовать и нити, полученные при распускании шерстяных изделий, отслуживших свой век. Безотходная технология.

Еще пригодятся пяльцы, ножницы, карандаш. Можно приступать к созданию шедевра.

Процесс работы

Такой вид рукоделия, как ковровая вышивка, для начинающих очень подходит, ведь освоить его можно за короткий срок. Изначально нужно подобрать рисунок для работы. Схему можно нарисовать самостоятельно или выбрать понравившуюся картинку. Важно, чтобы на ней не было мелких деталей, потому что они усложняют процесс работы, да и плохо видны на готовом изделии.

На изнаночную сторону ткани карандашом нанести рисунок, учитывая, что на лицевой стороне получится зеркальное отображение.

Ткань вставить в пяльцы и хорошо растянуть, чтобы не было провисаний. Желательно подобрать такой размер пялец, чтобы вся картина помещалась целиком.

Нить нужного цвета вдеть в иглу. При работе ткань пробивается насквозь, работа держится изнанкой кверху. Держать иглу нужно строго перпендикулярно поверхности, вводя инструмент до упора. Длина ворса регулируется ограничителем на рукоятке и зависит от пожеланий мастера.

В ковровой вышивке иглой (для начинающих информация) не имеет значения, с какой стороны будет начата работа. Нить вставить в иглу, оставляется конец не меньше 3 см. Важно, что сначала выполняется контур выбранного фрагмента, который лучше всего делать контрастным цветом (черным), а потом основным цветом заполняется пространство внутри. Можно делать стежки вдоль контура, заполняя фрагмент от периферии к центру, или проходить прямые ряды. Выбор зависит от исполнителя.

Затем аккуратным движением вверх игла для вышивки ковров вытаскивается и переставляется на 2-3 мм от первоначального прокола. Не нужно поднимать ее слишком высоко, иначе петли распустятся или будут неровными. Перед началом работы нужно попрактиковаться на небольшом участке ткани. Первый ряд редко выглядит идеально, но это не повод для паники. Результат будет виден, когда будет выполнен фрагмент рисунка.

Периодически нужно переворачивать работу на лицевую сторону для контроля. Готовые петли пригибаются в противоположную от иглы сторону, чтобы они не переплетались, что сделает работу неаккуратной.

Чтобы сменить цвета пряжи, достаточно обрезать нить использованного цвета, оставив небольшой хвостик, а в иглу заправить новый цвет и продолжить работу.

Процесс увлекателен и выполняется довольно быстро, видео это демонстрирует.

Наборы для рукоделия

Для тех, кто хочет попробовать свои силы в этом виде рукоделия, можно купить наборы для ковровой вышивки. В них входят все необходимые материалы, инструменты и подробная инструкция, что существенно облегчает процесс. Составители набора подбирают рисунок, основу и пряжу нужных цветов и оттенков. А инструментами из набора можно будет пользоваться и в дальнейшем.

Окончание работы

В ковровой вышивке иглой начинающим мастерам важно правильно закончить работу, чтобы изделие сохранило форму на длительное время.

Готовую вышивку вынуть из пялец. Внимательно осмотреть лицевую сторону. Если какие-то петли оказались длиннее соседних, их можно аккуратно заправить с помощью пинцета, подхватив с обратной стороны. Если же петельки получились короче других, то с помощью иголки или крючка можно слегка подтянуть их вверх.

С изнанки обрезать лишние нити, оставив хвостики в 2 см, которые нужно закрепить, пропустив их под соседними стежками.

Изнаночную сторону работы промазать клеем ПВА, разведенным в пропорции 1:1. Делать это нужно мягкой кистью и так, чтобы клей не попал на лицевую сторону. Этот прием зафиксирует пряжу и не позволит петлям распуститься. Если не разводить клей, то после высыхания работа будет жесткой, а при сгибании изделие будет хрустеть.

Промазанную клеем работу накрыть пленкой и оставить на ночь. Затем целлофан удалить, изделие разложить на ровной поверхности и оставить до полного высыхания. Это хорошо разглаживает поверхность.

Прогладить вышивку с изнаночной стороны и проклеить флизелином. Можно еще раз пройтись клеевым раствором. После таких манипуляций при эксплуатации изделию уже ничего не страшно. Все ниточки надежно зафиксированы.

Осталось подшить подклад, если это коврик, если это наволочка - вторую стенку, если картина - вставить в рамку.

Маленькие хитрости

Сначала выполняются мелкие детали рисунка, потом более крупные. На последнем этапе заполняется фон.

Длину петли можно менять в процессе работы. Это создаст рельеф и объем. Но весь фрагмент должен быть с одной высотой петель. Например, трава у подножия гор на картине, или уши у щенка.

Если на каких-то участках оказались пропущенные петли, можно вставив в иглу нить, всегда вернуться и доработать пропуски.

Контур или прямые линии желательно выполнять в два параллельных ряда. Так они будут выглядеть четче и не затеряются на общем фоне.

Вышивка крючком

Еще одна разновидность рукоделия - ковровая вышивка крючком. Она не сложна в изготовлении, а смотрится очень эффектно. С ее помощью делают оригинальные коврики и другие изделия.

Мастер-класс по ковровой вышивке

Для работы понадобится специальная плотная канва с крупными ячейками, называемая страмин. Этот материал продается в магазинах рукоделия и в строительных отделах.

Также нужен специальный крючок, но, если его нет в наличии, можно обойтись и обычным вязальным. Для работы нужна пряжа, которую нужно нарезать на равные отрезки. Длина их зависит от желаемой длины ворса, от 3 до 10 см. Чтобы упростить задачу, пряжу рекомендуется накрутить на линейку нужного размера и обрезать с одной стороны. Так все отрезки будут ровненькими. В ход идет любая пряжа, имеющаяся в наличии.

Мастер-класс по ковровой вышивке поможет выполнить работу любого уровня сложности. Но лучше начать с чего-то простого.

Картинка не должна содержать мелких деталей, они усложнят работу и будут не видны на готовом изделии. Канва делится на квадраты 10 х 10 ячеек, чтобы упростить процесс. Нанести изображение на лицевую сторону. Если предполагается использование нескольких цветов, то можно карандашом или фломастером выделить эти зоны.

Важно помнить, что от края канвы нужно отступить 2-3 см, чтобы впоследствии продолжить работу с заготовкой.

В узелковой технике работа начинается с нижнего или верхнего угла, а узелки привязываются последовательно в каждую ячейку ряд за рядом.

Отрезок нити нужного цвета сложить пополам. Крючок продеть под ячейку канвы, захватить нить в точке сгиба и протянуть под основой. В получившуюся петлю продеть оба хвостика и затянуть узел. Каждый узелок должен соответствовать по цвету выбранному рисунку. Когда все будет готово, нужно подровнять кончики ниток острыми ножницами, чтобы изделие приняло завершенный вид.

Вот так просто и нехитро получается красивая эксклюзивная вещь.

Где взять схемы

Рисунки для ковровой вышивки используются любые. Можно самостоятельно нарисовать схему или воспользоваться детскими раскрасками. Очень хорошо для этой цели подходят схемы для вышивки крестиком, где каждая клетка соответствует петельке или узелку. Лучше всего подбирать картинки без мелких деталей.

Хорошо смотрятся абстрактные геометрические фигуры или простые узоры. Даже полоски выглядят красиво, ведь они приобретают объем и мягкость.

Ковровая вышивка для начинающих - это возможность провести время с пользой, использовать обрезки нитей и создать уникальную вещь, которая станет украшением интерьера.

В домашних условиях изготавливают декоративные изделия, поверхность которых напоминает ковровую. Этого эффекта можно добиться различными способами. Один из них, самый несложный, заключается в выполнении петлистых стежков с помощью специального приспособления.

Оно состоит из тонкой трубки или медицинской иглы, в спиленном конце которой находится отверстие для прохода ниток, и ручки с регулятором длины иглы или без него.
Технику петлистого стежка можно использовать для изготовления ковриков, гобеленов, накидок на кресло, диванных подушек и т.д.

МАТЕРИАЛЫ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
ИГЛА
РАМКА или ПЯЛЬЦЫ
НИТКИ И ПРЯЖА
НИТКОВДЕВАТЕЛЬ
ТКАНЬ

Иглу можно приобрести в магазине. Но эта игла быстро сломается, т.к. закреплена на пластмассовой ручке. Лучше заказать в мастерской несколько игл разной длины и толщины с деревянной ручкой. Чаще всего для работы над гобеленом используется 4 вида игл.

РАМКА или ПЯЛЬЦЫ
Это деревянный или металлический каркас, на который натягивается материал. Для удобства лучше брать рамку больших размеров чем задумываемая работа.

Нитки и пряжа

Для нетканого гобелена подходят практически любые нити с устойчивой окраской. Исключения составляют буклированные нити или пряжа, а также нити слабой крутки, как ровница. Каждая разновидность нитей: шерстяные, х/б, смесовые, синтетические, искусственные даёт свою фактуру. Не используйте нити тоньше №10, т. к. в процессе работы они скручиваются и запутываются.

Нитковдеватель.
В качестве нитковдевателя может служить обычная тонкая длинная швейная игла, тонкая проволока или леска. Нитковдевателем пользуются так: в сгиб проволоки вкладывают нить, вводят проволоку в деревянную ручку, затем через иглу в отверстие на кончике иглы. Потом вставляют иглу в металлическую вставку для регулирования длины иглы и закручивают винт. Иглу устанавливают так, чтобы винт находился сбоку по отношению к срезу иглы- трубки.

Несколько заповедей для вышивальщицы
Узор вышивки наносят на изнаночную сторону ткани, т.к вышивают с изнаночной стороны.

Стежок с изнаночной стороны схож с машинным стежком, на лицевой стороне образуются петли.

Заправьте нитку в иглу с помощью нитковдевателя или швейной иглы

подробный рисунок-схему заправки нитки см. выше

Для выполнения застила ткань должна быть плотно натянута на рамку или пяльцы.

Существует два способа наложения стежков на ткань: штриховой и контурный. Штриховое наложение стежков представляет собой проход нити по ткани вертикально вверх и вниз или слева направо, но всегда параллельно друг другу и долевой или уточной нитям. Контурное наложение стежка представляет собой наложение стежка по контуру рисунка от краев к центру.

Рабочая нить всегда должна быть в свободном положении, не натягиваясь.Сделав первый прокол на ткани, нужно осторожно вынуть иглу, не поднимая иглу над тканью. Следующий прокол делается в 2…3 мм от предыдущего и т. д.

Срез иглы должен находиться всегда по ходу движения, т. е. повернут в сторону работающего

При смене направления стежка иглу или пяльца поворачивают. Стежки второго ряда прокладывают параллельно, вкалывая иглу параллельно рядом в середине стежка предыдущего ряда.

Нельзя вкалывать иглу в те же оставшиеся дырочки, т. к. новые петли не будут достаточно устойчивы.

Застилать рисунок следует густо, без пробелов, чтобы сквозь петли не просвечивала ткань. Но при слишком густом застиле возникает опасность попадания в дырочки предыдущего ряда и выталкивания ранее прошитой петли.

Если вы закончили застилать рисунок, а нить еще достаточно длинная, ее следует отрезать следующим образом: поднять иглу над тканью и отрезать нить, оставив кончик 1…1,5 см. Опытные вышивальщицы на глаз определяют необходимую длину нити до окончания рисунка и обрезают нить над иглой, постепенно расходуя всю нить, находящуюся в игле. Кончика не остается.

  • КОВРОВАЯ ИГЛА

Иглу можно приобрести в
магазине. Для ознакомления с техникой нетканого гобелена она вполне подойдёт.
Но в магазине игла быстро ломается, т.к. закреплена на пластмассовой ручке.
Если же вы надумаете всерьез заниматься этим видом декоративно-прикладного
искусства, то лучше заказать в мастерской несколько игл разной длины и толщины
с деревянной ручкой. Чаще всего для работы над гобеленом используется 4 вида
игл:

А) Основная рабочая игла -
длина-3-5см, с внутренним диаметром –1.6-1.8мм. Эта игла применяется для
хлопчатобумажных нитей, таких, как «Ирис», «Тюльпан», «Астра»,№10 , в три
сложения.

Б) Основная рабочая игла –
длина-3-5см, с внутренним диаметром –2-2.5мм. Эта игла применяется для
вышивания синтетикой и шерстью.

В) Вспомогательная игла – длина
–6-7см, с внутренним диаметром 1.8-2мм. Применяется для хлопчатобумажных нитей,
таких, как «Ирис», «Тюльпан», «Астра».№10 , в три сложения, но имеет более
длинную петлю.

Г)
Вспомогательная игла – длина-6-7см, с внутренним диаметром 2-2.5 мм. Применяется для
вышивания синтетикой и шерсть

Тканевая основа

Для основы гобелена лучше всего подходит льняное полотно.
Предпочтительнее рыхлое или неплотного переплетения. Это условие необходимо для
того, чтобы игла не рвала и не протыкала материал, а раздвигала волокна. При
следующим проколе материала должны зажимать
рабочую нить предыдущего прокола. В противном случае, если вы будете
работать на хлопчатобумажном или шерстяном материале, то рабочая нить не будет
держаться в ткани. Идеальным материалом для нетканого гобелена является
бортовка или суровое полотно. Предпочтительнее выбирать тканевую основу темного
цвета, т.к., если вы будете работать на светлом материале темными нитями, то
будут видны просветы между петлями и тканевую основу придется прокрашивать с
изнаночной стороны. Но если вы работаете на темной основе светлыми нитями, то
просветы между петлями не будут видны.

Что
делать, если…

Если в процессе работы прошитая
только что петля вытянулась из ткани, это означает, что либо нить пряжи недостаточно свободно
продвигается в игле, либо в отверстии иглы есть шероховатости (ушко иглы плохо располировано). Исправить положение можно
следующим образом: вытаскивают иглу из ткани, подтягивают нить в сторону
клубка, оставляя ее на длину одного стежка, и снова иглу вкалывают в ткань для
образования новой петли.

Ковровая техника: основные виды

Существует два основных вида вышивки в ковровой технике:

  • петельная. Это вышивка ковровой техникой с помощью специальной иглы для ковроткачества, когда создается узор из ряда петелек на основании выбранной схемы. В качестве основы для ковровой вышивки используется плотное полотно. Эта техника еще носит название «нетканый гобелен»;
  • узелковая. Здесь используется специальный крючок для ковровой техники. В качестве основы для узелковой ковровой вышивки используется виниловая канва. На переплетениях основы завязываются узелки из коротких ниточек, отсюда и название техники.

Теперь о каждом виде ковровой техники более подробно.

Ковровая техника: петельная вышивка

Этой техникой вышивания ковров пользовались еще наши бабушки. Огромные ковры вышивались в холодные зимние вечера. Потом эта техника немного осталась забытой, а сейчас снова возвращается к жизни.

Для работы будет необходимо:

  • плотная ткань;
  • пряжа. Подойдет абсолютно любая пряжа, но все зависит от того, какие будут выбраны рисунки. Желательно брать пряжу одинаковую по толщине и структуре;
  • специальная игла для ковровой вышивки;
  • карандаш для нанесения рисунка на ткань;
  • ножницы.

Выбор и нанесение рисунка

Рисунки или схемы для вышивания в ковровой технике можно выбрать любые, какие только понравятся. Ковровая вышивка будет осуществляться с изнаночной стороны, поэтому на нее и будем наносить контуры рисунка.

Ткань не сильно натягивается на пяльцы, которые желательно выбрать такого размера, чтоб была возможность видеть полностью весь рисунок. После того, как ткань будет натянута, можно наносить рисунок.

Специальная игла – основной рабочий инструмент

Ковровая техника методом продергивания предусматривает использование специальной иглы для ковровой вышивки. Ее кончик как бы срезан под углом, а внутри иглы и ручки отверстие, куда и будет протягиваться нить. Со стороны среза будет передняя сторона иглы, а прямая сторона, на которой имеется ушко для нити, – задней.

Для начинающих лучше пользоваться автоматической иглой, где регулируется длина иглы и, соответственно, петельки будут получаться одинаковыми. Как правило, в комплекте идут три сменных иглы, чтобы легко подобрать под разную толщину пряжи.

Во время ковровой вышивки игла держится строго передним или боковым боком по направлению вышивания. А вот направление самой вышивки не имеет абсолютно никакого значения, главное, чтоб направление движения иглы было по ходу стежков.

С чего начинается ковровая вышивка

После натягивания ткани на пяльцы и нанесения рисунка по выбранной схеме, приступаем к вышиванию.

Очень важно держать иглу перпендикулярно ткани. Нить, которая выходит из верхнего отверстия в ручке иглы, должна идти за рукой, чтобы не путаться и не создавать узелки.

Посмотрев видео с мастер-классом можно понять, как именно следует продевать иглу через ткань.

После этого игла аккуратно поднимается над поверхностью ткани до тех пор, пока ее кончик не выйдет на поверхность. Отступаем от уже готового стежка буквально пару миллиметров и продеваем иглу в ткань снова. Здесь важно четко следовать выбранной схеме и следить за положением иглы (строго перпендикулярно).

После 5-6 стежков торчащий кончик нити, с которого начиналась работа, можно аккуратно обрезать, чтоб он не мешал. Но сделать это нужно очень осторожно, иначе вся вышивка просто распуститься.

По ходу работы на стороне, где идет ковровая вышивка (изнаночная сторона) будут образовываться стежки, а на лицевой стороне – петельки, которые и создадут рисунок.

Когда закончилась нить или нужно поменять цвет

Нить заканчивается, и в ручке иглы уже скрылось ее окончание. В этом случае нужно поступить следующим образом:

  • делаем еще несколько стежков, после чего вытягиваем нить из иглы, плотно прижав последний стежок пальцем;
  • подрезаем нить очень близко к ткани, но чтобы стежок не распустился;
  • закрепляем кончик нити текстильным клеем.

Если нужно перейти на другой участок вышивки, даже идущий рядом, не нужно делать большой стежок. Обрезаем нить и начинаем новый участок сначала.

Заполняем участки рисунка

Лучше всего начинать вышивку с крупных элементов, потом перейти к мелким деталям и другим элементам ковровой раскраски нитками.

Выбираем один элемент, сначала вышиваем его контур иглой стежок за стежком, а потом начинаем постепенно заполнять всю область, как раскраски. Для этого можно использовать круговое направление движения, а можно идти линиями, можно и комбинировать технику выполнения стежков. На видео мастер-классе можно более детально рассмотреть процесс вышивки.

При вышивании иглой прямых линий, нужно пройти два ряда стежков, чтобы линия получилась более ровной и четкой.

Как видите, вышивка такой ковровой техникой с использованием специальной иглы, не содержит в себе абсолютно никаких сложностей. Чтобы избежать трудностей во время вышивания, примите к сведению некоторые рекомендации:

Заключительный этап

Вот и все, наша ковровая вышивка готова, осталось только привести ее в порядок.

В теплую воду добавить немного шампуня, и сполоснуть в ней готовую работу. Сильные моющие средства могут негативно воздействовать на нити.

После этого раскладываем изделие на ровной поверхности и оставляем до полного высыхания.

Если во время работы ткань заломилась от пялец, необходимо ее немного разгладить слегка нагретым утюгом с изнаночной стороны работы.

Видео: ковровая техника вышивания иглой

Узелковая вышивка в ковровой технике – мастер-класс

Сейчас в продаже имеются целые наборы для вышивания в ковровой технике. Такой набор подойдет для начинающих, а также будет просто отличным подарком для тех, кто увлекается рукоделием. Наборы по ковровой технике позволяют изготовить оригинальный коврик, гобелен или подушку своими руками. Как правило, в наборы уже входит:

  • ткань-основа,
  • нарезанные отрезки пряжи необходимой длины, рассортированные по цветам;
  • специальный крючок (но не всегда);
  • рисунок-схема.

Остается только как можно быстрее приступить к вышиванию.

Но, у таких наборов есть и один недостаток – высокая стоимость. Сэкономить можно, если купить канву и пряжу отдельно. В таком случае нужно будет выполнить ряд подготовительных работ (нарезка и подбор расцветки пряжи, выбор и нанесение рисунка на основу). Конечно, это займет определенное время, но сделать это не так-то и сложно. Какой способ выбрать, решать исключительно вам, точно так же, как и результат, будет зависеть только от вашей фантазии и усердия.

Для работы понадобится:

  • готовый набор по вышивке в ковровой технике или канва с крупной ячейкой или страмин;
  • остатки пряжи. Здесь подойдут даже самые маленькие клубочки. Пряжу нужно будет нарезать на полоски до 10 см длиной, в зависимости от того, какую хочется получить длину ворса;
  • крючок для ковровой вышивки. Модно использовать и обычный крючок, но ним не совсем удобно. Крючок, который используется в ковровой технике, имеет особую форму, которая упрощает процесс завязывания узелка из нитки, после того, как она будет протянута через канву;
  • схема вышивки. Здесь можно будет использовать абсолютно любую схему для вышивки крестом, при этом ячейку ковровой канвы следует приравнивать к ячейке канвы обычной. Рассчитывая число ячеек, следует учесть, что по краям нужно оставить по пару сантиметров для обработки.

Подготовка к вышиванию

Первым делом выбираем понравившийся рисунок, а можно придумать его и самостоятельно. Желательно, чтобы схема не содержала слишком мелких элементов, потому что их будет практически не видно.

В качестве основы под вышивку нужно взять специальную сетку, которая называется страмин. Продается она как в магазинах рукоделия, так и в строительных магазинах. Страмин – это плотная канва с крупными ячейками, которая широко используется для изготовления гобелена (на видео вы рассмотрите как она выглядит).

Основу расчерчиваем на квадраты, со сторонами 10 на 10 клеток.

Основной инструмент для вышивки в ковровой технике узелковым методом – это специальный изогнутый крючок, который также моно купить в магазинах с товарами для рукоделия.

Пряжу нужно нарезать на отрезки от 3 до 10 см, в зависимости от того, какой у будущего коврика должен быть ворс. Пряжу можно взять абсолютно любую. Наилучший вариант – акриловая пряжа средней толщины нити.

Порядок работы

Работа будет выполнятся по изнаночной стороне работы, на которой нанесена схема. Перед началом работы посмотрите видео.

Приступаем к работе:

В результате получится замечательный пушистый коврик, который ничем не отличишь от покупного персидского ковра. Форму и размер можно выбрать абсолютно любые.

Видео: мастер-класс по вышивке в ковровой технике

Другие способы вышивания в ковровой технике

Ковровая вышивка крестом

Кроме этих основных ковровых техник, ковер можно просто вышить, точно так же, как вышиваются скатерти, рубашки, полотенца, салфетки, гобелены.

Важные моменты:

  • Для вышивки в ковровой технике используются специальные канвовые иглы, которые тупые на кончике и имеют большое ушко;
  • Толщина иглы должна соответствовать толщине нити;
  • Нитки для ковровой техники могут быть самыми разнообразными по толщине и характеристикам: шерсть, шелк, акрил и т.д;
  • Главное правило при подборе ниток: они должны ложиться ровным слоем, заполняя собой фон;
  • Натяжение нити при вышивании должно быть равномерным.

Основные швы ковровой вышивки

Шов «крестик»

Шов «удлиненный крестик»

Шов «полукрестик»
Пожалуй, самым известным швом, считается «крестик». К слову, этот шов является основой для других швов в ковровой технике.

Первым делом по направлению слева направо нужно выполнить равномерный ряд стежков, как на половину крестика. Вторая же половина крестика будет выполняться в обратном направлении аналогичным образом.

Следующая разновидность коврового шва – «крестик удлиненный». Рабочую нить пропустить под углом через одну вертикальную и две горизонтальные нити канвы. Порядок работы, в этом случае, следующий: рабочая нить прокладывается в направлении шва справа налево, затем ее указанным способом покрывают стежками в направлении слева направо, а после этого идет второй ряд стежков, но в обратную сторону.

При выполнении шва «полукрестик» нужно выбрать рабочую нить немного тоньше нити основы. Рабочая нить проводиться горизонтально справа налево, а потом поверх нее прокладываются стежки в обратном направлении.

Косой гобеленовый шов (первый способ)

Косой гобеленовый шов (второй способ способ)

Удлиненный косой гобеленовый шов
«Косой гобеленовый шов » можно выполнить разными способами:

  • косой стежок делается через две нити канвы по ширине, и одну по высоте, которая проходит между двумя другими горизонтальными нитями, но, не перекрывая их;
  • стежки прокладываются наискось через одну вертикальную и одну горизонтальную нити канвы, перекрывая первую.

К слову, именно гобеленовый шов в различном исполнении очень схож со старинной ковровой вышивкой.

Небольшой совет: при вшивке гобеленовым швом на пяльцах, нить нужно переводить на лицевую сторону с изнаночной. А если вышиваете без использования пялец, работу нужно перевернуть, когда оканчивается каждый ряд, и вывести иголку за последним стежком.

Чтобы выполнить «косой и удлиненный гобеленовый шов », нужно действовать так же, как и при вышивании обычного, но по вертикали взять три нити.

Совсем немного усилий и терпения нужно приложить, чтобы самостоятельно создать мягкий и пушистый коврик, используя ковровую технику. Такое эксклюзивное изделие станет прекрасным подарком близким людям или же на протяжении долгих лет будет радовать вас. Кроме этого, ковровая техника вышивания дает возможность избавиться от огромного количества остатков пряжи, которые наверняка хранятся в закромах каждой рукодельницы без дела.

Приложите максимум фантазии, и тогда у вас получится неповторимый шедевр, созданный своими руками.

Видео: вышивка гобеленовым стежком