Мой дега. История шедевра: Эдгар Дега "Голубые танцовщицы" Дега голубые

Шедевр: Голубые танцовщицы (Danseuses bleues)

Дата создания: около 1897 года

Материал: Бумага, пастель

Размеры: 64х65 см

Музей: ГМИИ имени А.С. Пушкина. Здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX (Москва, Волхонка, 14)

1 – история картины

“Голубые танцовщицы” Дега находились почти всегда после написания на территории России благодаря московскому купцу и коллекционеру Сергею Щукину. Ему удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства, такой коллекции нет даже во Франции. Сергей Щукин признавался своей дочери:

“Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок - покупай её”.


Зал Моне с “Голубыми Танцовщицами” Дега в московском особняке Сергея Щукина. Начало XX века. Реконструкция Кристины Делок-Фурко

Дега после написания “Голубых танцовщиц” передал на хранение ее в коллекцию арт-дилера импрессионистов Дюран-Рюэля в Париже. У последнего полотно приобрел Щукина для своей коллекции. Картина постоянно висела в московском особняке коллекционера на Большом Знаменском переулке до 1918 года, пока коллекция не была преобразована в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года. После прекращения работы музея коллекция Щукина была разделена между ГМИИ Пушкина в Москве и Эрмитажем.


Так выглядел зал импрессионистов в щукинском особняке. Реконструкция Кристины Делок-Фурко

Все работы Эдгара Дега в ГМИИ Пушкина (Москва) происходят из коллекции Щукина.

Знаменитый художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев “Голубых танцовщиц” Дега в домашней галерее Щукина, так отозвался о ней: “В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый”.

2 – истории о деньгах

Художник происходил из обеспеченной семьи. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

Мы привыкли к тому, что художник постоянно нищ и бос, но не в случае Дега. Удивительно, но талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. Его работы хорошо раскупались.

«Голубые танцовщицы» были приобретены за баснословные деньги – 60 000 франков! За картины Дега Щукин с маршанами (так в те времена называли арт-дилеров) почти не торговался. Для сравнения – средняя зарплата на заводе обычного работника составляла в месяц 108 франков.


Эдгар Дега “Четыре танцовщицы” 1899. Национальная галерея искусств (Вашингтон, США)

Не смотря на расточительность, Сергей Щукин в остальных случаях любил говорить: «Хорошая картина - дешевая картина ».

Что же о художнике: деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.


Эдгар Дега “Голубые танцовщицы” Около 1897. ГМИИ Пушкина (Москва)

3 история – о балете

В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд , Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны.

Четыре балерины на картине “Голубые танцовщицы” – неразрывное целое, своей пластикой передают идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Трудно даже сказать, изображены ли на полотне четыре балерины. Это может быть фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах.

Эдгар Дега “Танцовщицы” Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США)

Мотив передачи сложного движения интересовал Дега на протяжении всего его творчества. Нередко он как бы развертывал его во временной последовательности, показывая его различные этапы, как в этой группе балерин. Художник несколько раз возвращался к подобной композиции, варианты которой находятся в Лувре и в частном собрании во Франции. Однако, по выразительности, чистоте и гармонии московские “Голубые танцовщицы” представляют наиболее удачное решение этой темы.

Театральный мир балета на его полотнах показывает непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь. Знаменитая картина «Голубые танцовщицы» , написана с совершенно необычного ракурса, словно художник, а за ним и зритель, подсматривает за балеринами.


Эдгар Дега “Две отдыхающие танцовщицы” (1905-1910), Музей Орсе (Париж, Франция)

4 история – о потерянном зрении Дега

В 36 лет (1870 год) франко-прусская война приближалась к Парижу. Вместе с Эдуардом Мане Эдгар Дега уходит в армию. Он пошел добровольцем в пехотный полк. Вскоре был обнаружен дефект зрения правого глаза (начало слепоты) и Дега был переведён в артиллерию, где и закончил войну.

Картина “Голубые танцовщицы” относится к позднему периоду творчества Дега. Он написал ее, когда ему было примерно 63 года. В эти годы зрение его ослабело настолько, что он стал писать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины, что отчетливо прослеживается в картине.


Эдгар Дега “Балерины” Британская национальная галерея

5 истории – о личной жизни

Не сохранилось никаких свидетельств стремления Дега к физической близости к танцовщицам балета или какой-либо из его натурщиц, впрочем, как и каких-либо иных сведений о личной жизни художника. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.

В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым; с ним случались приступы гнева. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. И действительно, его иногда с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.

К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками, и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.

Эдгар Дега “Танцевальный класс” Музей Орсэ (Париж, Франция)

6 история – о Дега и импрессионистах

Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне каким-то новым, необычным способом.

Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам.

Эдгар Дега “Танцовщицы в розовом и зеленом” 1894. Частное собрание

Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство.

7 история – цитаты Дега о живописи и балете

“Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно.”

“Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест.”

«Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».


Эдгар Дега “Розовые танцовщицы”
  • Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством
  • В 1853 году Дега начинает изучать право по желанию отца, одновременно по своему желанию – берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра
  • Его родовая фамилия – аристократическая, де Га, но он поменял её на более «народную» - Дега
  • Дега был перфекционистом. Друзья шутили, что он прекратит работу над картиной, только если отобрать её силой
  • Его называют «живописцем танцовщиц», и не зря. Он написал более полутора тысяч полотен, где так или иначе были изображены танцовщицы, а в первую очередь – балерины
  • Художник был признанным мастером пастели. Он не только довел до совершенства существующие способы работы с ней, но и создал новые, к примеру, обработку картин паром и разведение пастели
Эдгар Дега “Танцовщика выгибается” 1883

9 история-анекдот из жизни Дега (или как Дега снимал мастерскую)

Молодой Эдгар Дега, скитаясь по парижским углам, решил снять мастерскую. После долгих поисков он наконец нашел в небогатом районе подходящую комнату, но хозяин квартиры сразу же выставил целый ряд условий:
– Я могу вам сдать эту комнату, но предупреждаю: здесь должно быть тихо,
– Я спокойный человек, месье, – скромно ответил Дега.
– Никаких гостей, никаких криков, – продолжал хозяин.
– Обещаю, – сказал художник.
– Домой не возвращайтесь поздно, потому что пол скрипит, – добавил хозяин.
– Хорошо, постараюсь, – обещал Дега.
– Вы храпите? Стены здесь тонкие, и я не смогу уснуть.
– Нет, я сплю спокойно, – ответил Дега, уже теряя терпение.
– Тогда все в порядке. Я сдам вам эту комнату, – сказал довольный хозяин.
– Но я должен вас честно предупредить, – заметил Дега, – что я художник.
– И что же?
– Боюсь, вас может встревожить плеск воды, в которой я мою свои кисти!

Осчастливила меня таким заданием, что я просто утонула в нем. Мне достался Дега!!! Изумительный, неожиданный и неповторимый Эдгар Дега! Про встречи с картинами которого я и хочу рассказать.

Не ждите от меня хронологических описаний творчества великого художника, хронология будет совсем иная.
Первая встреча с работами Эдгара Дега произошла во времена моего студенчества. Москва, музей изобразительных искусств имени Пушкина, "Голубые танцовщицы" - самая волнующая, на мой взгляд, картина.

Голубые танцовщицы

Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин. Интерес к Терпсихоре - давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. И Дега много лет приобретал абонемент в оперу. Но он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет - его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще - балетом, живущим особой жизнью, рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную. "Балетная" тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения: "Голубые танцовщицы" - лучший тому пример. Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Художнику удалось так мастерски использовать эффект искусственного освещения, что все полотно получилось наполненным сиянием и будто бы искрящимися нитями мелодии танца.

Вторая встреча произошла через 15 лет, в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. В мои предыдущие визиты в Эрмитаж сил на третий этаж обычно уже не доставало, я пробегала его совершенно формально. А тут муж, страстный поклонник импрессионизма, был непреклонен. И мы наконец-то повстречались.


Головы танцовщиц , бумага, пастель

Живописец был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы.


Женщина, расчесывающая волосы

Эта картина (из собраний Эрмитажа) имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой - в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Во всех версиях героиня изображена со спины, что позволило Дега наиболее убедительно передать ее движения. Упругими линиями контура художник подчеркивает объем и глубину тени, создающую выразительность плавных движений героини, расчесывающей свои роскошные рыжие локоны.

Волей истории и случая в Эрмитаже оказалась лучшая в мире картина Эдгара Дега. Дега написал достаточно много, трудно выделить один шедевр. Но про «Площадь Согласия» (второе название – «Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия») сомнений нет - в ней есть то, то, что делает шедевр шедевром – невозможность пройти мимо, не остановившись. Картина попала в СССР в эшелонах с военными трофеями, вывезенными из Германии после 1945 года. Но шедевр хранился в запасниках. Показ картины в Эрмитаже в 1995 году стал сенсацией.


Площадь Согласия

Динамичная композиция напоминает фотографию своей резкой обрезкой всех сторон полотна, не характерной для живописи того времени. Линия горизонта сильно завышена, что превращает площадь Согласия, стремительно пересекаемую виконтом Людовиком Наполеоном Лепиком, лишь в фон для героев картины.
Будто бы кем-то окликнутые дочери вельможи, остановившись, развернулись в противоположную по отношению к движению отца сторону. Полотно имеет интересный колорит. В то время, как главные персонажи картины Дега одеты в светлые костюмы, практически сливающиеся с фоном, одежда остальных участников композиции выполнена в темных, практически чёрных тонах. Эти «черные» фигуры, расположенные на холсте с математической точностью, создают удивительный «музыкальный» ритм всего произведения.
В течение полутора лет (2011-2012 гг) в Эрмитаже шла реставрация картины, целью которой было, прежде всего, открыть часть авторской живописи, загнутой снизу за подрамник. Полоса шириной до 4 см не была покрыта слоем позднего лака, что позволило дополнительно убедиться в том, что первоначально картина была решена в серебристом колорите, затем скрытом пожелтевшим лаком. Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось приблизить знаменитое полотно к первоначальному состоянию и восстановить характер истинной живописи мастера.

В 2002 году, через пять лет после посещения Эрмитажа, мы впервые оказались в Париже и увидели картины, хранящиеся в музее Д"Орсэ. Это посещение музея стало не просто откровением - впервые представилась возможность увидеть шедевры импрессионизма не в репродукциях, а "живьем", и в ошеломляющем количестве.


Семья Беллелли

Настоящей вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста, стала работа «Семья Беллелли». Моделями для этого полотна послужили дядя художника Дженнаро, его жена Ааура, и две их дочери – Джованна и Джулия. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. В центре полотна расположена фигура баронессы, одетой в траурное черное платье, лишенное аксессуаров. Дядя художника Дженнаро, изображен со спины, он сидит в кресел у камина. Фигуры и лица обоих супругов выражают их незаинтересованность тем, что происходит вокруг. Джованна, стоящая рядом с матерью, напротив, внимательно смотрит на зрителя. Младшая Джулия, уютно расположилась на стуле, она, словно ведя неторопливую беседу, развернута к отцу. Несмотря на то, что позы всех моделей спокойны, асимметричное расположение фигур создает некую неожиданную остроту в композиции. Дега наполнил семейный портрет драматизмом: он изобразил пару, изрядно утомленную обществом друг друга. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Это полотно, отмеченное глубоким психологизмом, мастерством в передаче света и точностью рисунка является одним из лучших в своем жанре произведений, созданных в середине XIX века.


Две гладильщицы

Картина «Две гладильщицы» является самой известной из серии Дега о простом люде. Полотно написано широкими нервными мазками, прекрасно передающими колебание воздуха вокруг работающих девушек. Цветовая гамма, построенная на сопоставлении синих, коричнево-охристых, золотистых и белых тонов, отличается повышенной декоративностью, выделяющей это произведение среди других картин этой серии.

в 1870 году, когда дега было 35 лет, началась Франко-Прусская война, и художник записался добровольцем в пехотный полк. Неожиданно, на первых же стрельбищах выяснилось, что его правый глаз плохо видит. Диагноз врачей был таков: отслоение сетчатки, вызванное диабетом. Как выяснилось позже, это было лишь начало заболевания Дега, которое в итоге довело его до почти полной слепоты. Заболевание художника повлияло на его образ жизни. Дега стал беречь свои глаза от яркого солнечного света, и вообще старался, как можно реже бывать на улице в дневное время. Большинство своих полотен Дега писал при газовом освещении, за что получил прозвище «первый импрессионист ночи». Это могло также стать одной из причин, почему тема парижских кафе, дешевых кафешантанов, актрис, певиц и дам «полусвета» была для него настолько притягательна.


Абсент. Кафе.

Дега создал множество работ, посвященных теме подобных заведений и их обитателей, одной из самых известных является полотно «Абсент» (или «Любители абсента»). На нём изображен интерьер популярного в парижских художественных кругах заведения «Нуавель-Атен». Композиция картины построена по принципу простой жанровой сценки из повседневной жизни обитателей кафе. Ее герои - мужчина и женщина – казалось бы, просто отдыхают за столиком после дневных забот. Но пустые столы на первом плане создают впечатление зажатости и загнанности двух людей в угол, а также подчеркивают их опустошенность и взаимное равнодушие. Этот незатейливый сюжет подчеркивает волновавшую Дега тему отчуждения человека от окружающего мира и его неизбежного одиночества, которое и является главной идеей всего произведения. Моделями для художника послужили гравер и художник Марселей Дебутен и актриса Элен Андре. Посредством колорита, художнику удается придать внутреннее напряжение и драматизм их фигурам, практически лишенным движения.

И, наконец, четвертая встреча с полотнами выдающегося художника. 2010 год, Париж, снова музей Д"Орсэ. В музее полным ходом идет ремонт, привычное расположение картин нарушено, импрессионисты с третьего этажа переехали на первый, образовав совершенно иной мир. И иное восприятие. И вот тут Дега удается оттеснить всех своих знаменитых собратьев по кисти, ибо самым главным открытием той поездки стали именно пастели Дега. Его пленительные танцовщицы. Но сначала все-таки холст и масло.


Урок танцев

Картина «Урок танцев» - работа, поражающая убедительной реалистичностью трактовки образов. Дега изобразил фрагмент репетиции, во время которого пожилой учитель, остановив репетицию, дает наставления и рекомендации своим ученицам. Легкие белые фигуры танцовщиц занимают почти все пространство большого зала, естественность их поз и жестов придает полотну убедительность. В этой работе Дега запечатлел известного французского балетмейстера Луи Меранта, рядом с которым стоит одна из лучших балерин того времени Жозефина Гожелен.


Прима-балерина. Звезда

В этой картине Дега выступает истинным певцом балета, в самый торжественный его момент - в праздник сценической иллюзии, когда балерины на сцене, среди причудливых декораций, под взором многоокого зала.
Сияющей и воздушной, освобожденной от земного тяготения выплывает на авансцену его прима, в своем розовом облаке, несомом волнами звуков, чтобы раскланяться с публикой. Как изящно выточена ее нога, как трогательно умильна ее улыбка, сменившая собой профессиональную гримасу. И пачки, пачки, невесомые пачки бесконечных танцовщиц....

Мир балетного искусства и театрального закулисья были одной из основных тем французского экспрессиониста Эдгара Дега .

Будучи противником академических рисунков в студии, где модели располагали в каноничные формы и изображали только в определенных позах, Дега предпочитал необычные ракурсы, случайно увиденные сюжеты и укрупненные планы.

В его картинах много подловленных моментов и естественных движений. Также, художник не признавал работу на природе, где свет рассеивается, и освещение постоянно меняется. Дега предпочитал атмосферу кафе, оперы и балета.

В отличии от многих поклонников балетного искусства, Эдгар на страдал фетишизмом и не фиксировал свои симпатии на прима-балеринах, изображая их в самых выгодных изящных позах.

Художник часто проникал за кулисы и наблюдал репетиции танцовщиц, их приготовления перед выходом на сцену. Его интересовали не только полные грациозности выступления на сцене, сколько простые рабочие моменты. Даже в этих сюжетах он видел много жизненности и естественности.

Именно такой сюжет и запечатлен на его самой известной картине «Голубые танцовщицы» , написанной в поздний период творчества, когда самый знаменитый импрессионист практически ослеп.

Четыре девушки одели свои голубые балетные пачки и в ожидании своего выхода на сцену делают последние приготовления. Они поправляют свои волосы, уложенные в одинаковые прически, и проверяют все ли в порядке с феерически-прекрасными голубыми одеждами. Одна из девушек держится за опору и смотрит вниз – вероятно, чтобы проверить надежность балетных туфелек.

Очарование этому сюжету придает сиеминутность, которая вот-вот исчезнет. Девушки встрепенутся, выстроятся в ряд, замрут в одинаковых позах и выйдут на сцену радовать своей красотой, грацией и женственностью восторженного зрителя и голубые тона засияют под лампами театра еще более яркими цветами.

Но даже сейчас они предстают перед взором зрителя, опосредованно через изобретательность и фантазию художника, как волшебные магические создания, которые творят ускользающую красоту в нашей быстротечной жизни.

Чарующие голубые оттенки картины, выполненные крупными мазками, придают особое очарование сюжету.

Живая атмосфера и невероятная точность в описании танцовщиц, строгая выдержанность и легкая асимметричность композиции, динамичный сюжет и непредвзятость момента, активное взаимодействие персонажей с пространством и правдивость в передаче остановившегося мгновения принесла заслуженную славу Эдгару Дега, стиль которого остается неповторимым и во многом новаторским для его времени.

Которую всегда читаю с удовольствием.

Мир балета Эдгара Дега

Розовые, желтые, голубые, зеленые... в такой цветовой гамме видел балерин знаменитый французский художник Эдгар-Жермен-Илер Де Га (Edgar Degas) или просто Эдгар Дега. Однако он крайне редко изображал бвлерин, танцующих на сцене, его мир был за кулисами, в танцкласса и на балетных репетициях. Дега можно назвать летописцем танца, летописцем того, каким трудом создается то, что потом так восхищает нас на сцене театра...

Дега для многих представляется каким-то до маниачества дошедшим специалистом балета. Значительная доля его творения действительно посвящена служительницам Терпсихоры — как тем классам, в которых они получают специальное и весьма трудное воспитание, так и тем спектаклям, в которых они, одетые в совершенно отличные от всего на свете костюмы, должны изображать какие-то эфирные существа... Не только никакого памфлета на женщину в “балетомании” Дега и в его “подсматривании” женщины за ее туалетом — нет, но, напротив того, оба цикла картин являются на самом деле прославлением прелести женщины, и прославлением таким знатоком ее, равного которому не найти на пространстве веков. Сравнить эти “гимны женщине” Дега можно только с некоторыми фресками египтян, с рисунками на греческих вазах или с японскими эстампами.

А.Н. Бенуа "Выставка Дега"

Эдгар Дега Балерины в розовом

Эдгар Дега рисовал танцовщиц и балерин почти всю свою жизнь, поэтому до сих пор на аукционах живописи продолжают появляться его неизвестные работы, которые пользуются неизменным спросом. В России работы Дега можно увидеть в Музее изящных искусств имени Пушкина и в Эрмитаже. Очень интересный художник и до конца еще неразгаданный...

Художник Эдгар Дега

Краткая биографическая справка. Эдгар Дега родился 19 июня 1834 года в Париже, в дворянской семье. После окончания общеобразовательной школы занялся изучением юриспруденции, но знакомство с художником Энгром внесло коррективы в его планы и он решил стать живописцем. Дега поступает на обучение в Школу изящных искусств, где изучает манеру письма классиков живописи и в течение ряда лет умело копирует в музеях Парижа, а затем Италии картины Пуссена, Энгра, Тициана, Гольбейна и других. Походят годы и Дега становится мастером, открывает в Париже свою мастерскую и живо интересуется современной жизнью. Эту жизнь он отображает на своих картинах, рисуя скачки, людей в кафе, театре и на улицах. В 60-х годах в его жизнь входит модный тогда импрессионизм, он знакомится с Э.Мане, в 1866 году Дега становится постоянным посетителем кафе Гербуа, где собирались молодые художники, во главе с Мане. Однако Дега не совсем импрессионист: он почти не писал пейзажей и свои работы выполнял у себя в мастерской, так что цвет, возхдух и краски импрессионистов мало его интересовали. Театр появляется в жизни Дега 1867 году, когда он сближается с музыкантом Дезире Диго, а затем знакомится с рядом других артистов Оперы. Наблюдения, сделанные им на спектаклях, репетициях, в артистических уборных, фойе, легли в основу многих картин и зарисовок. Дега великолепно знал балетные все "па" - он изучал их очень старательно, зарисовывал и потом делал уже свои более серьезные картины. В конце жизни художник ослеп, но тему танца и балета продолжил уже в скульптуре...

Эдгар Дега В репетиционном зале 1878

Эдгар Дега Репетиция 1873

Эдгар Дега В балетном классе

Эдгар Дега Танцевальный класс 1875

Эдгар Дега Балетная школа 1879

Эдгар Дега Танцовщицы 1878

Эдгар Дега Танцевальная школа 1879

Эдгар Дега Отдых после репетиции

Вот какое интересное замечание-наблюдение есть у искусствоведа и историка живописи Александра Николаевича Бенуа относительно Эдгара Дега и его творчества: "У Дега была масса всяких совершенно необъяснимых “отвращений”. К самым странным принадлежало отвращение к собакам, к кошкам, к цветам, к духам, а в политическом плане... к дрейфусарам. Нелюдимость его была такова, что он преувеличивал на словах свое плохое зрение, только чтобы не узнавать знакомых на улице или даже при встречах в обществе. Бесчисленны анекдоты об его выходках, иногда очень невежливых, посредством которых он спугивал людей и ограждал свое жилище от всякого рода importuns — этого истинного бича всех знаменитостей. Он смеялся над пленеристами и утверждал, что художник не нуждается в работе на открытом воздухе. Все это вместе взятое озадачивает, и естественно, что репутация Дега как суховатого и черствого чудака упрочилась чрезвычайно. Однако под всеми этими странностями (за исключением разве только антидрейфусарства) имеется одно основание, — и это основание есть неистовая страсть к работе, желание себя оградить от всяких помех, от всякого рассеяния, желание сосредоточиться в предельной степени. К тому же можно найти и в творчестве и в биографии художника тысячи примеров, опровергающих те сведения, из которых создалась “легенда о злом Дега”. (А.Н. Бенуа "Выставка Дега")

Эдгар Дега Балерина

Эдгар Дега Две танцовщицы в туалетной комнате 1880

Эдгар Дега Перед занятиями

Эдгар Дега Балерина в зеленом


Эдгар Дега Танцовщица 1880

Эдгар Дега Балерина

Эдгар Дега Балерина с веером

Пастель, уголь у Дега “живут” и подчиняются таким извилинам воли, таким прихотям вкуса (чудесной прихотью наполнено все искусство Дега) какие не смогут определить и самые хитроумные анализы. Разглядывать рисунки Дега — это одно из величайших наслаждений, это одно из самых чудесных приобщений к красоте.

А.Н. Бенуа "Эдгар Дега"

Эдгар Дега Балерины в танце

Эдгар Дега Балерины в голубом

Эдгар Дега Юная танцовщица

Эдгар Дега Балерина

Эдгар Дега У станка

Эдгар Дега Балерина и дама с веером 1885

Эдгар Дега Танцовщицы 1880

Эдгар Дега Танцовщицы в розовом - балетная сцена 1879

Эдгар Дега Танцовщица с букетом 1880

Эдгар Дега Танцовщица на сцене

Эдгар Дега Арабески 1877

Эдгар Дега Греческие танцы 1890

Эдгар Дега Музыканты оркестра

Эдгар Дега Сидящая танцовщица

Эдгар Дега Танцовщица в зеленом 1879

Эдгар Дега Балет и оркестр

Эдгар Дега Танцоры и маски 1879

Эдгар Дега Балерины в зеленом

Эдгар Дега является одним из выдающихся и всемирно известных импрессионистов Франции. Картина "Голубые танцовщицы" стала одним из самых значимых его произведений. Нет никого, кто бы стал оспаривать тот факт, что Дега - один из величайших и самых талантливых живописцев своего века. Его творческая деятельность оказала немалое воздействие не только на импрессионизм и но и на мировое искусство и культуру.

Краткая биография

Художник Э. Дега, кисти которого принадлежит картина "Голубые танцовщицы, родился 19 июля 1834 года в столице Франции - Париже. Его семья была аристократического происхождения. Его отец был управляющим крупного банковского отделения во Франции, основанного в свое время дедом художника в Италии.

Со временем семья Дега перебралась в Италию, боясь за свою жизнь, потому что во Франции началась Великая революция. Именно в Италии был основан их банк. После того как опасность миновала, они вернулись на родину.

Творческий путь

Склонность к рисованию и живописи начала проявляться у Эдгара еще в раннем детстве. И хотя в юном возрасте он был вынужден изучать юриспруденцию, к этой науке он никогда не питал интереса. Благодаря наличию денег у его семьи, он мог посвятить себя живописи, не боясь остаться на мели. В возрасте 20 лет Эдгар становится учеником живописца Ламота. В молодости он очень желал завоевать авторитет и уважение у коллег и поклонников искусства, поэтому для него было очень важно, чтобы его работы выставлялись в Салоне. Для этого он писал картины на серьезные исторические темы. Среди наиболее известных картин того периода: "Семирамида закладывает город" (1861 г.), "Бедствия Орлеана" (1865 г.) и "Александр и Буцефал" (1861-1862 гг.).

Немного позднее он отправился в путешествие по Италии, где создал групповой портрет семьи Беллели. Здесь он пробыл несколько месяцев. Художник не только вдохновлялся красотами этой чудесной страны, ее лазурными морскими берегами, яркими красками и теплыми, солнечными днями, но в большей степени его интересовали полотна великих творцов итальянского Ренессанса. В его творческой карьере насчитывается огромное количество произведений. Однако ранние, доимпрессионистические картины пользуются несколько меньшим интересом у ценителей искусства.

Знакомство с импрессионистами

Ни одно из вышеописанных произведений не имеет ничего общего с импрессионизмом, поэтому очень сильно отличается по стилю и технике картина "Голубые танцовщицы". Дега познакомился с в 1861 году. Это была крепкая дружба до конца жизни. Именно Мане познакомил Дега с другими представителями направления в живописи, которое впоследствии было названо импрессионизмом. Художников объединяли сходные взгляды в живописи, они оба были полностью поглощены этим течением.

Герой нашей статьи очень увлекся новым стилем, поэтому стал творить в основном в соответствии с его принципами. Картина "Голубые танцовщицы" Эдгара Дега тоже относится к импрессионистическому стилю, хотя в ней уже можно найти некоторые отличительные черты. Она, скорее, относится к позднему импрессионизму. Работа была создана в 1897 году.

Э. Дега "Голубые танцовщицы": описание картины

Стилевые особенности картины в первую очередь связаны с тем, что полотно относится к позднему периоду творчества живописца. Его зрение в то время стало сильно ухудшаться в силу возраста, поэтому он начал использовать более крупные мазки, все меньше внимания уделяя мелким деталям. На картине "Голубые танцовщицы" изображены четыре девушки в голубых платьях, которые готовятся к исполнению танца. Эту работу многие любители искусства считают настоящим шедевром. Особенно высоко ценится ее неповторимая, нежная и мягкая цветовая гамма. Особую ценность картина "Голубые танцовщицы" представляет для россиян, потому что хранится ее оригинал в Москве, в Музее искусств имени Александра Сергеевича Пушкина. Это один из выдающихся экспонатов музея.

Вклад в искусство

Простое описание картины "Голубые танцовщицы" не способно в полной мере передать всю красоту и великолепие этого произведения. Даже иллюстрация и репродукция этого не сможет. Лишь вживую можно насладиться всей магией этого гениального полотна.

Вклад Э. Дега в мировое искусство и культуру, безусловно, огромен. Помимо картины "Голубые танцовщицы", в его творческой копилке есть еще очень большое количество великих произведений, которые хранятся в самых именитых музеях и галереях мира или в частных коллекциях. Большинство его картин уже распродано и давно сосредоточено в руках арт-организаций и крупных меценатов.

Сегодня многие его произведения оцениваются очень высоко. На арт-аукционах картины Дега продаются за сотни, а то и миллионы долларов США. А его имя навечно вписано в анналы истории, как одного из лучших живописцев XIX века. А для французов он настоящий национальный герой, они гордятся тем, что он является их соотечественником.

Заключение

Творчество художников-импрессионистов сегодня ценится очень высоко. К ним относится и Э. Дега. "Голубые танцовщицы" - картина, которая по праву считается одной из важнейших в его жизни. Хотя среди его полотен многие считаются настоящими шедеврами живописи. Имя художника известно во всем мире. Даже у людей, далеких от искусства, его имя на слуху. Его картины изучают в школах на уроках мировой художественной культуры. (МХК).

Каждое произведение Дега интересно по-своему, но картина "Голубые танцовщицы" выделяется даже среди всех его творений. Это по-настоящему великое произведение, которое было гордостью для самого художника, а сейчас является достоянием постоянной экспозиции Музея искусств в Москве.