Мобилизационные ресурсы. Мобилизационный ресурс Мобилизационные людские ресурсы страны

При подготовке к войне необходимо предвидеть возможные массовые потери живой силы. Поэтому в плане военных действий должны быть определены возможности их восполнения.

Главнокомандующий северянами, генерал Грант, в войне за нераздельность Соединённых Штатов (1861-1865), после одного из своих не слишком успешных наступлений, заметил, что если северяне потеряли 15 тысяч, а южане только 5 тысяч, то успех на стороне северян, так как они могут пополнить свою убыль, а южане нет .

«Мы не можем сказать ни того, чтобы общим правилом было возможно более бережливое отношение к своим вооружённым силам, ни того, что необходимо ими жертвовать без оглядки» , - отмечал немецкий военный теоретик Клаузевиц в своём фундаментальном труде «О войне».

«Военная мобилизация является испытанием здоровья всего государственного организма, - утверждал советский военный теоретик Свечин. - После успехов пруссаков в 1870 г. мобилизационному искусству было уделено повсюду достаточное внимание; каждое государство обладает кадрами опытных мобилизаторов-техников. Однако, теория стратегии не может игнорировать вопросов мобилизации, тесно связанных с боеспособностью вооружённых сил, и должна подойти к ним критически с точки зрения последних войн.

В 1870 году, в течение первого месяца военных действий, пруссакам удалось запереть и обложить в Меце лучшую французскую армию Базена, а следующую армию, Мак-Магона, взять в плен под Седаном. Ничтожные остатки французских кадров, моряки, пожарные, части, находившиеся на пути к формированию, были собраны в Париже и там обложены пруссаками. Французские провинции казались совершенно беззащитными; однако, Гамбетта, опираясь на экономическую мощь Франции и открытые морские сообщения, сумел развернуть по всей Франции широкую мобилизационную работу: за 4 месяца своей работы Гамбетта формировал, в среднем, по 6 тысяч пехотинцев и 2 батареи в сутки. Мольтке был положительно озадачен быстротой, с которой вырастали новые неприятельские войска. В декабре 1870 г. он писал генералу Штиле: «В операциях, увенчавшихся беспримерными успехами, немецкая армия смогла взять в плен все силы, которые неприятель выставил в начале войны. Тем не менее, в течение только трехмесячного срока Франция нашла возможность создать новую армию, превосходящую по числу погибшую»...

Действительно, если Гамбетта сумел добиться крупных результатов, будучи вынужден импровизировать новые формирования во всех деталях, то, при известной подготовке, мобилизация новых сил государства могла бы создать ещё более внушительную и прочную вооружённую силу.

Эволюция человеческих обществ за последние сто лет характеризуется огромным увеличением производительности труда, накоплением материальных ценностей, мощью транспорта, быстротой сношений, распространением организационных навыков. Задачи, требовавшие раньше многих лет, могут теперь разрешаться в немногие месяцы. Эти обстоятельства и являются предпосылками успешного формирования новых войск в краткие сроки, от которого теперь не откажется, в случае войны, ни одно государство. Мобилизация ещё недавно казалась моментом; мобилизационные органы минировали мирную структуру государства, чтобы дать единовременный взрыв, собрать в течение двух-трёх недель те людские массы и материальные средства, которыми воина начиналась, велась и заканчивалась» .

Русский военный теоретик и историк генерал Н.П. Михневич накануне Первой мировой войны указывал на всё возрастающее значение мобилизации. В своём фундаментальном труде «Стратегия» он отмечал, что большая быстрота мобилизации, сосредоточения и развёртывания армии при содействии железных дорог обусловливает возможность предупреждения противника во времени, позволяет

захватить стратегическую инициативу, навязать свою волю противнику.

«Рассуждая теоретически, для каждого государства было бы выгодно достичь в мирное время такой мобилизационной готовности, которая позволила бы в начале войны сразу выставить на фронт возможный для неё максимум вооружённых сил, - утверждал советский военный теоретик В.К. Триандафиллов в своём военнонаучном труде «Характер операций современных армий». - Тогда имелось бы больше шансов для достижения превосходства над противником в самом начале войны. Но ни одному государству такая степень мобилизационной готовности экономически не по силам. В мирное время в большинстве государств даже не все военнообязанные проходят военную службу, кадры мирного времени содержатся в таком количестве, что они не могут обучить всех военнообязанных; запасы вооружения и снаряжения ограничены: военные заводы работают с неполной нагрузкой, и основная масса промышленных предприятий страны работает на гражданский рынок.

Степень предельного военного напряжения государства определяется двумя факторами: численностью населения, могущего быть призванным на военную службу, во-первых, и состоянием экономики страны, т.е. теми возможностями, которыми она располагает в деле производства вооружения, снаряжения,

огнеприпасов и другого военного имущества, во-вторых. Численность же армии, которая может быть выставлена на фронт в начале войны, определяется: 1) количеством мобилизационных запасов материальной части и огнеприпасов мирного времени; 2) численностью кадров мирного времени; 3) количеством обученного людского запаса (командного и рядового состава).

Момент предельного напряжения при современной

мобилизации достигается в ходе самой войны, ко времени, когда всё хозяйство страны успеет перейти на прямое обслуживание целей войны. Для экономически сильных государств это обстоятельство даёт возможность не только питать выставленную на фронт действующую армию, но и создать в процессе войны новые части (пехотные дивизии) и технические средства. Даже более того, в ходе войны возможно частичное или полное перевооружение армии» .

<*> Smirnov A.V., Mazanik T.A. Legal regulation of training of mobilization human resources in prerevolutionary Russia.

Смирнов Алексей Васильевич, доцент кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ (г. Москва), кандидат юридических наук.

Мазаник Татьяна Анатольевна, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ.

В статье рассмотрены основные факторы, влияние которых привело к необходимости создания мобилизационных людских ресурсов. Проанализированы теоретические основы проведения мобилизации, положения которых были реализованы и апробированы в ряде нормативных и руководящих документов, определяющих содержание и порядок разработки мобилизационного плана, порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований. Показано, что количественно-качественные характеристики военно-обученных мобилизационных людских ресурсов и гарантированность их прибытия в период проведения мобилизационных мероприятий регулировались за счет принятия новых и совершенствования существующих нормативных правовых актов.

Ключевые слова: мобилизационная подготовка и мобилизация, теория мобилизации, мобилизационная потребность, система воинского учета, военно-обученные мобилизационные людские ресурсы, восполнение потерь, рекрутская повинность, всесословная воинская повинность, принципы комплектования армии и флота.

The article considers the fundamental factors, the influence of which led to the necessity of creation of mobilization human resources; analyses the theoretical grounds for execution of mobilization, the provisions of which were implemented and applied in a number of normative and guiding documents determining the contents and procedure of elaboration of mobilization plan, procedure of verification and approbation of mobilizations in each military unit, shows that quantitative-quality characteristics of military-educated human resources and security of arrival thereof during the period of mobilization measures are regulated at the account of adoption of new and improvement of the existing normative legal acts.

Key words: mobilization training and mobilization, theory of mobilization, mobilization need, system of military record, military-educated mobilization human resources, compensation of losses, recruit duty, allclasses military duty, principles of manning of army and fleet.

Теория и практика подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов зарождались вместе с теорией и практикой применения массовых армий. Еще триста лет назад войны велись армиями и группировками войск (в понимании того времени), которые содержались в мирное время в полном составе, необходимом для ведения вооруженной борьбы. Задачи в войнах и военных столкновениях государства решали наличными военными силами, без увеличения боевого состава войск как накануне, так и в ходе войны <1>.

<1> Дукельский П.А. Начало воинским уставам на Руси // Московский журнал. 2003. N 6.

До 1834 г. общий срок службы нижних чинов в России составлял 25 лет <2> (этот срок был установлен с 1793 г.), и всю свою службу до увольнения в отставку они находились в строю; запаса обученных военному делу людей не было. В мирное время армия комплектовалась, а в военное время пополнялась рекрутами, поставляемыми населением по рекрутской повинности, введенной Петром I. Части войск содержались в мирное время, как правило, в том же численном составе, что и в военное.

<2> Денисова М.М., Портнов М.Э. Русское оружие XI - XIX вв. М., 1953. С. 125.

Однако с разрастанием вооруженных конфликтов в более крупные военные действия решать задачи по достижению политических, экономических и военных целей войны наличными армиями мирного времени стало невозможно. Вместе с тем с расширением масштабов войн увеличивалась их продолжительность, количество привлекаемых сил и средств - людей, лошадей, простейших механизмов, машин и пр.

В то же время государства, даже сильные в экономическом отношении, были не в состоянии, особенно в мирное время, содержать большие по численности армии, однако войны требовали участия большого количества войск <3>.

<3> Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIII - XIX столетий. М., 1973. С. 36 - 45.

Это противоречие во многих государствах мира разрешилось путем создания резерва (мобилизационного) людей, военного имущества и снаряжения, который использовался для наращивания сил и средств накануне и во время войны, а также для восполнения потерь <4>.

<4>

В России начало образованию военно-обученного запаса армии с целью увеличения ее численности в случае войны было положено в 1834 г., когда Указом императора Николая I от 30 августа (12 сентября) срок военной службы нижних чинов уменьшился с 25 до 20 лет с последующим пребыванием в течение 5 лет в так называемом бессрочном отпуске <5>. Сверх того устанавливались временные (годовые) отпуска, в которые могли увольнять солдат, находившихся 8 лет на действительной службе. Этим же Указом нижних чинов, беспорочно отслуживших 15 лет, разрешалось увольнять в бессрочный отпуск на 5 лет. С объявлением войны все эти отпускные вновь подлежали призыву в армию и частью образовывали запасные войска, а частью напрямую поступали на усиление действующих или полевых частей. Однако запас таких отпускных был слишком мал (например, перед Крымской войной 1853 - 1856 гг. он составлял немногим более 212 тыс. человек <6>).

<5> Указ от 30 августа 1834 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1834. Т. V.
<6> Гудим-Левкович П. Очерк исторического развития Вооруженных Сил России // Военный сборник. 1876. N 1 - 4.

С этого периода берут начало ростки мобилизации ("мобилизация" фр. - "приведение в активное состояние каких-либо сил и средств, пребывавших ранее в состоянии относительного покоя").

Таким образом, зарождение понятия "мобилизационные людские ресурсы" связано с необходимостью наращивания сил и средств накануне и во время войны, а также для восполнения потерь. На первом этапе развития мобилизации и мобилизационной подготовки (1834 - 1860 гг.) попытка решения этой проблемы была осуществлена за счет незначительного сокращения срока военной службы нижних чинов с последующим их пребыванием в бессрочном отпуске. Однако создание массовой армии требовало более кардинальных мер.

Крымская война потребовала максимального напряжения сил для создания и применения массовой армии на нескольких разобщенных стратегических направлениях, чего в тот период Россия была не в состоянии сделать. Численность русской армии в Крымской войне составляла 700 тыс. человек, а армия Турции вместе с армиями союзных ей государств насчитывала 1 млн. человек <7>.

<7> Титов Ю.П. История государства и права России. М., 2003. С. 213.

Русская армия уступала противнику не только в численности войск, но и в качестве вооружения. Она была оснащена гладкоствольными ружьями, турецкая армия и армии ее союзников - нарезным оружием. Русский флот состоял из устаревших парусных судов. Боевые действия сухопутных войск России группировками в 30 - 100 тыс. человек развернулись на Балканах, Кавказе и в Крыму, а флота - на Черном море и Тихом океане. Эти группировки нуждались в наращивании в ходе войны и восполнении потерь, которые увеличивались в связи с применением противником новых средств вооруженной борьбы. Однако феодальная Россия была не в состоянии решать такие крупные стратегические задачи <8>. Это привело к тому, что Россия потерпела поражение, которое подорвало ее международный престиж, ускорило создание в стране революционной ситуации и отмену крепостного права.

<8> Рюстов Ф.В. История пехоты. СПб., 1876. Т. 3. С. 133.

Крымская война дала толчок развитию вооруженных сил европейских государств и их военного и военно-морского искусства. В России это проявилось в Военной реформе 1860 - 1870 гг., которая имела целью создание массовой армии и ликвидацию военной отсталости России. Основным содержанием этой реформы было:

  • замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью;
  • создание в запасе военно-обученного резерва;
  • введение нового положения "О полевом управлении войсками в военное время" <9>;
<9> Загоскин Н.П. Наука истории русского права. Казань, 1891. С. 157.
  • переоснащение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
  • реорганизация боевой подготовки, системы подготовки офицерских кадров;
  • проведение военно-судебной реформы и другие мероприятия.

Родоначальником этих реформ был генерал-фельдмаршал граф Милютин Дмитрий Алексеевич - военный министр России (1861 - 1881). В ходе проведения реформ Д.А. Милютиным как никогда возросла роль мобилизации. В основу реформ мобилизации был положен принцип: "Развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при наименьшем числе наличных войск в мирное время" <10>. Для реализации этого принципа были созданы 15 военных округов, способных в военное время развертываться в армейские объединения.

<10> Милютин Д.А. История войны 1799 г. между Россией и Францией в царствование императора Павла I. СПб., 1857. С. 117.

В основу развертывания армии был положен принцип наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе <11>. Количество дивизий и полков в мирное время за счет того, что они содержались в сокращенном по численности составе, увеличилось. Это позволяло на случай войны увеличивать втрое кадровую армию мирного времени в короткие сроки без больших затрат и усилий.

<11> Там же. С. 168.

После окончания Крымской войны в 1856 г. общий срок службы в армии был сокращен до 15 лет, а срок увольнения в бессрочный отпуск увеличен до 12 лет <12>. Впоследствии продолжительность действительной службы была еще сокращена (в частности, в период до 1872 г. в интересах создания военно-обученных резервов она последовательно устанавливалась в 12, 10 и 7 лет с пребыванием в бессрочном отпуске (запасе) в течение 3, 5 и 8 лет соответственно). Кроме того, с 1856 г. сверхкомплект армии мирного времени начали увольнять во временные отпуска с причислением к резервным войскам <13>. Во время пребывания в отпуске с рекрутами периодически проводились сборы.

<12> Высочайшее повеление 15 мая 1856 г. и Приказ военного министра 1856 г. N 111 // Полное собрание законов Российской империи. 1856 г. Т. VII.
<13> Там же.

Чтобы увеличить число отпускных, разница между штатами мирного и военного времени была увеличена и доведена в каждом полку до 975 человек <14>. В результате численность войск мирного времени стала составлять 67 - 75% от военного времени. Таким образом, до 1873 г. система увеличения численности армии России в случае войны строилась исходя из возможностей по призыву отпускных нижних чинов и офицеров, что, конечно, не могло решить проблему создания массовой армии в военное время.

<14> Приказы военного министра 1856 г. N 281 и 292 // Полное собрание законов Российской империи. 1856 г. Т. VII.

В 1873 г. на особом секретном совещании под председательством Александра II было поручено определить меры по увеличению военно-обученного запаса, ускорению сбора в случае военной угрозы и сосредоточению отмобилизованной армии на театре войны. Это можно было сделать путем изменения системы комплектования, распространив воинскую повинность не только на податное, но и на другие сословия населения страны.

Подготовленный специально созданной комиссией проект Устава о всеобщей воинской повинности в декабре 1873 г. был рассмотрен на общем собрании Госсовета и 1 (13) января 1874 г. утвержден императором <15>. В соответствии с ним все мужское население империи в возрасте от 20 до 40 лет, способное носить оружие, обязано было отбывать воинскую повинность без допущения выкупа; часть этого населения несла службу в постоянных войсках, а другая часть в ополчении (это решалось жеребьевкой). Лица, зачисленные в ополчение, призывались только в военное время.

<15> Полное собрание законов Российской империи. 1874 г. Т. VIII.

Общий срок службы в постоянных войсках устанавливался в 15 лет (на флоте - 10), из которых действительная служба - 6 лет (на флоте - 7) и 9 лет в запасе (на флоте - 3 года). В дальнейшем в целях накопления военно-обученного резерва срок действительной службы сокращался (правда, без внесения поправок в Устав о воинской повинности 1874 г.) до 5 лет - в 1876 г., до 4 лет - в 1878 г., а затем в 1881 г. он опять стал 5-летним.

С целью упорядочения процесса увеличения (пополнения) армии в 1876 г. было издано положение "О призыве отпускных" <16> и составлено расписание "О призыве и назначении отпускных в войска" (названо мобилизационным расписанием N 1, которое было утверждено 22 сентября (4 октября) 1876 г.). Именно с него, как считается, в России началась плановая мобилизационная работа, с него ведут свой отсчет все последующие мобилизационные расписания - вплоть до Первой мировой войны 1914 - 1918 гг. Расписания (по счету их было 19, 20-е не разработано до конца, поэтому не вводилось) составлялись в Главном штабе, высочайше утверждались и ежегодно уточнялись.

<16> Приказы военного министра 1876 г. N 298 // Полное собрание законов Российской империи. 1876 г. Т. IX.

Новый порядок прохождения службы повлек за собой отмену в 1876 г. увольнения нижних чинов во временный и бессрочный отпуска; для них было оставлено только увольнение в запас и в отставку <17>.

<17> Приказы военного министра 1876 г. N 205 // Полное собрание законов Российской империи. 1876 г. Т. IX.

Запасные нижние чины периодически призывались на учебные сборы, которые были узаконены только в 1887 г., но проводились редко - на 5-м и 10-м годах службы.

Турецкая кампания (1877 - 1878 гг.) явилась серьезной проверкой проводимых Д.А. Милютиным реформ. В ноябре 1877 г. впервые в истории русской армии была проведена мобилизация в короткие сроки. За 15 суток в армию было призвано более 200 тысяч военно-обученных людских ресурсов из запаса, большое количество лошадей и повозок. При старой системе в ходе Крымской войны для призыва в армию 67 тыс. человек потребовалось более пяти месяцев <18>.

<18> Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. М., 1938. Т. 4. С. 344.

Таким образом, к концу XIX в. в России была создана стройная научная теория мобилизации, в том числе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, которая была апробирована на практике и заняла достойное место в военном строительстве России. В то время под мобилизацией понимали перевод всех или части войск на военное положение путем дополнения их нижними чинами, призванными из запаса, и лошадьми, получаемыми от населения. По мобилизации планировалось доукомплектование существующих войск сокращенного состава мирного времени и формирование новых дивизий и полков. Уже тогда мобилизация была двух видов: общая и частная (частичная). Оба вида мобилизации предполагали не территориальный принцип комплектования войск, а учитывали как главное потребности войск в любом месте их доукомплектования или формирования.

Реализация данного принципа была применена <19>:

<19> Румянцев П.А. Сборник документов. М., 1959. С. 522 - 536. Т. III.

  • в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. - две частные мобилизации (в первой было доукомплектовано и сформировано 29 дивизий, во второй - 9 дивизий);
  • в Русско-японской войне (1904 - 1906 гг.) - девять частных мобилизаций с призывом более 1 млн. человек;
  • накануне Первой мировой войны с 18 июля по 1 августа 1914 г. в России - общая мобилизация, в ходе которой было призвано 3,1 млн. человек. Всего за первые четыре месяца войны было призвано из запаса более 5 млн. человек.

В 1883 г. было издано первое "Наставление по мобилизации". В нем определялись содержание и порядок разработки мобилизационного расписания (плана), порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований и учета лошадей. Принятием данных документов были заложены теоретические основы мобилизации. В результате проведенных мероприятий было осуществлено <20>:

<20> Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). М.: ВУ, 1996.

  • введение понятия мобилизационной потребности как разности в численности армии военного и мирного времени;
  • создание запасов военно-обученных людских ресурсов;
  • введение системы учета мобилизационных людских ресурсов и всеобщей воинской, военно-конской и военно-автомобильной повинности;
  • определение основ планирования развертывания войсковых частей до штатов военного времени за счет приписки военнообязанных и лошадей и приписка их к войсковым частям.

14 (26) июня 1888 г. было высочайше утверждено мнение Госсовета официально сократить для всех родов оружия продолжительность действительной службы с 6 лет, установленных Уставом 1874 г., до 5. Более того, по решению императора Александра III для пехоты и пешей артиллерии она вновь стала составлять 4 года. Тогда же был увеличен общий срок военной службы (с 15 до 18 лет), и в соответствии с этим возросло время нахождения нижних чинов в запасе. Их численность в результате также возросла.

По истечении общего срока службы лица, находившиеся в запасе, переводились в ополчение, где состояли до 40-летнего возраста (с 1891 г. - до 43-летнего). Состоявшие в государственном ополчении именовались ратниками и делились на два разряда: к первому причислялись лица младших возрастов, т.е. зачисленные в ополчение четырех последних призывов; ко второму - все остальные. Ратники первого разряда предназначались для пополнения в случае необходимости действующих войск.

В 1880 - 1890-х гг. численность кадровой армии существенно увеличилась, что способствовало сравнительно быстрому накоплению военно-обученного запаса. К концу XIX столетия равновесие между объемом военно-обученного запаса и мобилизационной потребностью вооруженных сил было достигнуто.

Таким образом, в основу второго этапа (1860 - 1904 гг.) развития мобилизации и мобилизационной подготовки был положен принцип наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе. Отметим, что этот принцип развертывания войсковых частей и соединений реализуется и в настоящее время. В ходе реализации второго этапа были заложены теоретические основы проведения мобилизации, положения которых были реализованы и апробированы в ряде нормативных и руководящих документов, определяющих содержание и порядок разработки мобилизационного плана, порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований.

Дальнейшее развитие теория и практика мобилизации, подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов получили в период Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) и в ходе военной реформы 1905 - 1912 гг. Россия вступила в войну с империалистической Японией как прогрессивное государство того времени, которое отличалось от типового феодального государства, но сохранило некоторые традиции феодализма. Россия в этой войне потерпела поражение.

В связи с поражением России в период 1905 - 1912 гг. в армии была проведена реформа, в ходе которой была усилена централизация военных управлений, введена территориальная система комплектования армии, сокращены сроки службы в армии, омоложен офицерский корпус, приняты новые программы для военных училищ, улучшено материальное положение офицеров. Мобилизационное планирование было уточнено, улучшилось качество укомплектованности войск по военному времени, начали создаваться запасы провианта, одежды, повозок и другого имущества, хранимого в магазинах (современное понятие - склады и запасы материальных средств) войсковых частей и военных округов.

7 (20) марта 1906 г. был издан Высочайший указ о сокращении сроков действительной военной службы в рядах пехоты и пешей артиллерии с 4 до 3 лет, в остальных родах оружия - до 4, а на флоте - с 7 до 5 лет. Служба в запасе устанавливалась: в пехоте и пешей артиллерии - 15 лет, на флоте - 5 лет. Запас, как и прежде, включал два разряда: первый состоял из 8 младших возрастов и предназначался для укомплектования при мобилизации полевых и резервных войск, второй - из 7 более старших возрастов и должен был идти на пополнение некоторых резервных войск и тыловых учреждений.

В государственном ополчении разделение на ратников оставалось прежним. В 1908 г. специально на созванном межведомственном совещании был выработан проект преобразования ополчения, который в 1911 г. лег в основу нового закона. На основании этого закона учету подлежали, кроме перечисленных из запаса, столько возрастов, начиная с младшего, сколько будет признано необходимым, а также все лица, которые могли быть использованы в качестве офицеров и врачей. И если ранее, по закону 1891 г., государственное ополчение являлось "вспомогательным регулярным войском", составленным из четырех родов оружия, имеющим сходную с армией организацию и предназначенным к участию в военных действиях", то теперь, по новому закону, оно предназначалось для несения вспомогательной службы в ближнем и глубоком тылу.

Указанные изменения в порядке прохождения действительной военной службы и в запасе были закреплены в новом Уставе о воинской повинности, принятом в 1912 г. Кроме того, в нем призывной возраст снижался с 21 года до 20 лет, сокращались льготы по семейному положению и уточнялись льготы по образованию <21>. Учет общего числа подлежащих призыву ратников ополчения первого разряда, распределение наряда по губерниям и уездам и формирование из них ополченческих частей возлагались на Военное министерство (ранее, в соответствии с законом 1891 г., это право предоставлялось земству) по согласованию с МВД.

<21> Незнамов А.А. План войны. Боевая подготовка // Известия Императорской Николаевской военной академии. 1913. N 40.

В Первую мировую войну Россия вступила при следующих основах воинской повинности (по Закону от 24 июня (6 июля) 1914 г.): призывной возраст 20 лет (к 1 января года призыва); общий срок службы в военно-сухопутных силах - в пехоте и пешей артиллерии 18 лет (действительная служба 3 года и 3 месяца, в запасе 14 лет и 9 месяцев), в остальных родах оружия - 17 лет (действительная служба 4 года и 3 месяца, в запасе 12 лет и 9 месяцев); общий срок службы на флоте - 10 лет, в том числе действительная служба и в запасе по 5 лет. Запас по-прежнему делился на разряды: первый для пополнения полевых войск (до возраста 30 лет), второй - резервных войск и тыловых учреждений (до возраста 39 лет). Ополчение, как и раньше, делилось на два разряда, созывалось только в случае войны и распускалось после ее окончания. Оно предназначалось для усиления и пополнения постоянных войск, формирования отдельных команд и ополченческих частей.

Подготовка запасных и ополченцев осуществлялась на учебных сборах, которые могли проводиться не более двух раз по 6 недель в течение всего срока нахождения в запасе (ополчении), офицеры и чиновники запаса - не более трех раз по 8 недель.

Первая мировая война, потребовав огромного напряжения всех ресурсов страны, вскрыла серьезнейшие недостатки в законодательстве о воинской повинности. Помимо несовершенства собственно системы комплектования армии и флота личным составом (в том числе и огромного количества разного рода льгот, когда из 25 млн. мужского населения призывного возраста под ружье могло быть поставлено около 8 млн. человек), неподготовленной к длительной и напряженной войне оказалась и система накопления и подготовки мобресурсов. Многочисленные изменения в Уставе о воинской повинности так и не коснулись ополчения, и огромная категория ратников второго разряда по-прежнему не могла призываться для пополнения действующей армии. Дополнительные привилегии для зажиточных классов, в частности новые льготы по образованию, сокращали число офицеров запаса. Слаба была и сама их подготовка, к тому же редко проводившаяся. Все это отрицательно сказывалось на боеспособности русской армии. Резервов для пополнения потерь просто не хватало.

До конца 1914 г. весь имевшийся запас был поставлен под ружье, началась мобилизация ратников ополчения первого разряда. Фронт ежемесячно поглощал 300 тыс. человек.

В 1915 г. недавно принятый Устав был изменен. Ратники-ополченцы второго разряда пошли на фронт, широко стали применяться досрочные призывы. 3 февраля 1917 г. был проведен последний призыв в этой войне. На фронт отправились юноши 1898 г. рождения, на 2 года 8 месяцев раньше своего срока (призыв 1919 г.). Всего за время Первой мировой войны вместе с кадрами было мобилизовано более 14,5 млн. человек.

Таким образом, в дореволюционной России при всеобщей воинской повинности количество военно-обученного запаса регулировалось уменьшением срока действительной военной службы. Учет ополчения и его военная подготовка были частичными.

Законодательная база дореволюционной России, несмотря на отлаженную годами систему накопления и подготовки мобресурсов, так и не смогла обеспечить своевременного и быстрого доведения русской армии мирного времени до необходимой численности на момент объявления войны. Теоретически необходимость построения вооруженных сил на этом базисе признавалась, но реального осуществления эта мысль не получила. По свидетельству современника Б.А. Энгельгардта, "члены законодательных палат при рассмотрении законопроекта (Устав 1912 г.) были более озабочены интересами отдельных лиц, нежели нуждами и потребностями обороны страны".

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в ходе третьего этапа (1904 - 1918 гг.) получили дальнейшее развитие теория и практика мобилизации, подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Проблема создания массовой армии решалась путем изменения принципов комплектования армии, сокращения сроков службы, льгот по семейному положению и по образованию, снижения призывного возраста. Однако итоги Первой мировой войны показали, что, несмотря на проведенные реформы, русская армия оказалась неподготовленной к длительной и напряженной войне.

Основа мобилизационных возможностей

Мобилизационные возможности государства основываются на финансовых затратах производимых государством на следующие нужды :

  • Создание золотовалютных резервов необходимых на поддержание экономики государства при военном положении;
  • Создание продовольственных запасов;
  • Создание резерва боевой техники, вооружения, военного имущества (боеприпасов, снаряжения, амуниции) и горюче-смазочных материалов;
  • Периодическое обучение военнослужащих запаса и контроль за учётом военнообязанного контингента населения;
  • Начальная военная подготовка в системе среднего и среднего специального образования;
  • Подготовка и обучение офицеров запаса в гражданских ВУЗах .

Факторы влияющие на мобилизационные возможности

Мобилизационные возможности государства зависят от следующих факторов :

  • Наличие тяжёлой промышленности и машиностроения;
  • Наличие развитой транспортной структуры;
  • Уровень экономического развития и тип экономики государства;
  • Регулирующая роль государства;
  • Политическое устройство государства;
  • Количество населения государства;
  • Уровень морально-психологической и общеобразовательной подготовки (грамотности) населения

Критерии мобилизационных возможностей

Людской ресурс

Главным критерием мобилизационных возможностей государства является людской ресурс. Смысл критерия заключается в количестве населения, которое государство при необходимости, в состоянии мобилизовать в вооружённые силы .
Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5-1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства .
В случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 % .

Военно-технический потенциал

Под военно-техническим потенциалом подразумевается количество и качество боевой техники имеющейся в вооружённых силах.
Главными условиями наличия военно-технического потенциала считаются :

  • Достаточное количество боевой техники (самолёты, вертолёты, корабли, танки, орудия, РЛС, ракетное вооружение и так далее)
  • Качество боевой техники (соответствие современным требованиям, исправное состояние)

Сохранение военно-технического потенциала заключается в постоянной модернизации и разработке новых образцов вооружения, обслуживании боевой техники и создании запасов вооружения и боеприпасов к ним.

Военный бюджет

В некоторых государствах основной упор делается не на содержание регулярных войск , а именно на систему подготовки резервистов, в которые вовлекается практически всё мужское население (милиционная армия). К примеру в Швейцарии по некоторым оценкам вооружённые силы насчитывающие 22 000 человек способны за несколько часов мобилизовать в свои ряды 650 000 резервистов, а за двое суток 1 700 000 резервистов .

Мобилизация резервистов

В случае военной угрозы или начала войны, правительством объявляется частичная или всеобщая мобилизация и резервисты после их оповещения следуют в районы сбора, где под управлением представителей военного ведомства государства будут создаваться резервные воинские формирования .

В некоторых государствах в силу законодательства, массовая мобилизация резервистов может объявляться без введения военного положения и без наличия военной угрозы. Примерами таких массовых мобилизаций могут служить:

Бывают исключения в подходе к частоте мобилизации резервистов, когда она может начаться без всякой военной угрозы извне. К примеру в таких государствах как Израиль , кроме систематической переподготовки, резервисты совместно с регулярными войсками непосредственно участвуют в боевых действиях. На практике это заключается в том что любая крупная войсковая операция ЦАХАЛ , начинается с мобилизации резервистов .

Развёртывание формирований

Для создания полноценных формирований из резервистов необходимо наличие в достаточном количестве вооружения, боевой техники и военного имущества на складах хранения. В этом плане подход к развёртыванию формирований у большинства государств одинаков и заключается в создании скадрованных частей .
На примере ВС СССР и вооружённых сил государств бывшего СССР это выглядит как наличие в структуре каждого регионального военного командования (военный округ) воинских частей неполного штата (скадрованная часть), на складах которых находится на длительном хранении боевая техника, военное имущество и вооружение.

К примеру, это может быть мотострелковый полк, в котором по полному штату развёрнут только один батальон или рота. При этом количество вооружения на складах скадрованной части соответствует аналогичному показателю в полностью развёрнутом мотострелковом полку. Вся боевая техника и вооружение находятся в законсервированном состоянии (сняты аккумуляторные батареи, слиты охлаждающие жидкости и горючее, колёсная техника поднята на кронштейны и так далее и тому подобное).

По плану мобилизации в скадрованную часть прибывают резервисты офицерского и рядового состава, которые занимаются приведением боевой и иной техники и вооружений к боевой готовности. В 1990-е годы подобные скадрованные части были переименованы в Базы Хранения и Ремонта Военной Техники (БХиВТ ) .

В России начинается эксперимент по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Грех было бы не пофантазировать насчет этих самых мероприятий, благодаря которым запланирована подготовка и накоплаение много хорошего и разного.

Что требуется для накопления мобилизационных ресурсов?

Правильно, для подготовки и накопления мобилизационных ресурсов требуются люди. А людям требуются соответствующие условия для увеличения своей популяции. А так как на территории России рождаемость по регионам распределяется ну очень неравномерно, стоит постараться присмотреться, почему?

Первое, на что обращаешь внимание, то это на более высокую рождаемость там, где наиболее сильны патриархальные традиции, а население преимущественно проживает в частных домах, а не в квартирах. Причём меньшая рождаемость и большая убыль населения там, где фиксируется превышение квартир над домами:

"Особенно значительное превышение - на 10-23% - отмечается в регионах с интенсивной убылью населения: ряде районов Крайнего Севера и Центральной России, но больше всего - на 43,6% - в Чукотском автономном округе, потерявшем за последние годы более двух третей своего населения." (http://polit.ru/art…)

Так что первое необходимое мероприятие для накопления ресурсов мобилизационного резерва - это свой дом - основа многодетных семей, и закрепление в гражданском обществе приоритета семейных ценностей. Ингушетия, например, где эти приоритеты сохранились лучше, а большинство населения живёт в своих домах - 54% семей являются многодетными. А в Питере, где частные дома - экзотика, а семейные ценности, скажем так, не являются доминирующими, многодетными являются только 1% семей. Более подробно о влиянии жилья на рождаемость можно прочитать, например тут: "Как остановить выро…"

Второе необходимое мероприятие, касающееся подготовки, о которой говорится в указе, четко прописал Бисмарк, безапеляционно заявивший, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. А вот про ЕГЭ Бисмарк ничего не говорил. Поэтому и считают его до сих пор умным человеком и на Западе, и на Востоке...

Общее же впечатление от указа следующее:

Россию обкладывают по периметру, и российская власть, понимая это, а также понимая, что регулярными войсками не заткнёшь все дыры на многотысячекилометровой границе, начинает метаться, понимая, что катастрофически недонаселенная территория - это, конечно, радость для трубопроводно-сырьевой цивилизации, но тотальная проблема для страны, собирающейся защищать свою территорию как от организованных псевдодемократических либерастов вкупе с псевдомусульманскими фашистами, так и от одичалых великоукров.

И новые изобретения тут вряд ли прокатят. Концентрация населения в мегаполисах при обезлюдевшей глубинке, прекрасно решает проблему управления населением, но отвратительно - проблему расширенного воспроизводства этих самых ресурсов мобилизационного резерва. Так что, выхода, как всегда, два - или к истокам, или на свалку истории, вместе со всеми указами, ибо ничего не возникает на пустом месте, всё строится на фундаменте, заложенном предками, которые имели точно такие же проблемы и вполне эффективно их решали. Надо только не стесняться у них учиться и не забывать, что являлось издревле основой "системы подготовки и накопления людских ресурсов".

В структуру мобилизационного потенциала страны входят людские и материальные ресурсы, которые государство может привлечь для мобилизационного развертывания в случае военного положения. Но в самой основе, в базисе так сказать, стоят именно людские ресурсы, сам народ, ведь без людей ни автомат не выстрелит, ни танки не поедут, ни самые современные заводы в тылу не заработают. Как же обстоят дела с людскими ресурсами в России в случае форс-мажора?

Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5-1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства.

Сейчас население России - 143 975 923 чел. Численность армии 1 млн. 200 тысяч, что составляет примерно 0,8% ее населения, то есть для мирного времени численность ВС России адекватна.

Считается, что в случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 % .

К началу 1945 года Красная Армия имела в своем составе 11 365 000 человек при населении СССР где-то 170 548 000 человек. Что составляло примерно 7% от всего населения страны. И вела при этом эффективные боевые действия на одном фронте против очень сильного врага.

Если бы гипотетически, против нашей страны был бы открыт второй или третий фронт нашими другими вероятными противниками (Японией, Турцией) или союзники бы ударили в спину, то мобилизацию пришлось бы довести и до 20%.

На сегодняшний день 10-20% населения страны - это армия в количестве от 14.000.000 до примерно 28.000.000 человек.

Эти 14.000.000-30.000.000 человек в идеале должны быть здоровыми, годными к военной службе - категория "А" или годными к военной службе с незначительными ограничениями - категория "Б" молодыми людьми. В крайнем случае, в военное время допускается призыв категории "В" - ограниченно годен к военной службе.

Как видно из графика, группа теоретически боеспособных мужчин от 20-ти до 60-ти лет составляют 27% населения России.

Необходимо учитывать, что например сейчас, при призыве молодых людей от 18 до 28 лет, примерно 22-30% призывников не годны к военной службе в мирное время (это категории "В" и "Д"), то есть где-то 1/4 част ь. Понятно, что многие, кто не могут служить в мирное время будут пригодны служить в военное, но во 2-м эшелоне, так же как и большая часть женщин.

Данных какой процент составляет полностью не годные к военной службе - категория "Д", к сожалению я не нашел. С повышением возраста призывников процент категории "В" и "Д" будет расти.

Численность женщин в армии можно довести до 10% от общего количества личного состава ВС, это добавит еще 2-3%. То есть если все мужчины от 20 до 60% плюс еще 10% женщин от этого числа пойдут на фронт, то мобилизационный потенциал России может достигать 30% от ее населения. Но это в идеальном случае, при условии, что тылу останутся только старики, женщины и дети.

В практическом плане ВС целесообразно комплектовать наиболее молодыми и здоровыми молодыми людьми от 20 до 39 лет, которые составляют 14,7% и частично 40-50 летними, что дадут еще 2-3% в лучшем случае, плюс 1,5% женщин. Если среди молодых мужчин от 20 до 39 лет не окажется категории "Д", что маловероятно. Итого максимум 14,7+3+1,5= 19,2% .

А менее молодые, часто уже с хроническими заболеваниями, но достигшие большого личного профессионализма средневозрастные мужчинами будут более полезны в тылу, чем на фронте, особенно если их возраст ближе к 50-60 годам.

В реальности же считая, что тыл не сможет обеспечивать потребности военной экономики, если всех трудоспособных мужчин забрать на фронт, а также учитывая, что такие организации, как милиция, ВВ и МЧС тоже будут нуждаться в новобранцах для защиты правопорядка и стабильности внутри страны, то мобилизационный потенциал России может покрыть нижнюю границу в 10% от количества населения страны, но не способен покрыть верхнюю в 20%.

Это, можно сказать, не столько количественная, сколько качественная прикидка. Чтобы посчитать точнее нужны более точные статистические данные.