Есть ли у дьявола. Существует ли дьявол на самом деле? Описание, история и интересные факты. Существует ли сатана

Короткий вопрос: кто такой сатана? – И короткий ответ: Иисус дал два названия – «князь мира сего» (Иоан.14:30) и «враг человека» (Мф.13:28).

2. Но многие считают, что сатана – враг Богу.

– В Библии этого нет. Эта мысль не библейская.

3. Верно ли, что Бог вручил землю Адаму, а он, согрешив, переуступил её сатане?

– Мысль не библейская. Бог вручал Адаму, в первую очередь, мир Рая, и если бы на самом деле осуществлялся механизм передачи прав сатане, последний бы завладел райской обителью. Библия же сообщает об ином: после прегрешения Господь сам распорядился и Раем, и землёй. И если сегодня сатана пользуется на земле правами князя, то такова Божья воля.

4. Иногда пишут, что титул князя мира сего сатана сам себе присвоил!

– Такого в Библии нет, и думать так – это, значит, верить, что у Бога нет никакого порядка. Следует помнить, что в созданном Богом мире происходит только то, что Бог попускает, и если сатана реально пользуется огромными правами князя, значит, это нужно Богу.

5. Пишут, что в мире происходит великая борьба.

– Да, в мире идёт духовная борьба, и поле этой битвы – человеческие сердца. Борьба идёт между силами, побуждающими человека к добру, и силами, искушающими его греховными соблазнами.

6. Но зачем Богу нужна эта борьба?

– Библия учит, что Бог не диктатор по отношению к людям, Он каждому даёт право выбора – исполнять Его заповеди, или не исполнять. Две противоборствующие силы предлагают человеку или тот, или другой путь. Только те, кто с честью пройдут через горнило всевозможных искушений и пройдут через узкие врата, наследуют жизнь вечную.

6. Верно ли, что за первыми силами стоит Бог, а за вторыми – сатана?

– Ни о какой «великой борьбе» Бога с сатаной ни Иегова, ни Иисус не говорили. Такая вера фактически ставит под сомнение всемогущество Творца. В Библии многократно встречается примерно такие обороты: «Бог сказал, и стало так». А вот с сатаной, по мнению некоторых вероучений, всё не так. Бог будто бы воюет-воюет с будто бы падшим ангелом, а положение сатаны реально никак не изменяется. Судя по количеству человеческих грехов, сатана находится в активной форме. Посмотрим вокруг: подавляющее число людей к Богу даже не устремляется! Если верить, что это сам Бог борется с сатаной, то это значит, что будто бы Бог эту борьбу проигрывает, и проигрывает своему ангелу?!?

7. Но кто же стоит по обе стороны «баррикад»?

– Повторим: всё в мире определяет Сам Бог, а значит, это Он определил как ту, так и другую борющиеся стороны. Одну сторону представляет, действительно, сатана, а кто другую, Библия этот вопрос не освещает. Некоторые верят, что это ангелы хранители. А то, что сегодня большинство людей идёт за сатаной, не говорит о неэффективности Бога, а о том, что Он в Свои ворота пропускает только самых подходящих, которые смогли переплавиться в ходе этой духовной борьбы. Духовные «лодыри» или «хулиганы» Ему не нужны.

9. В книгах пишут, что Иисуса искушал сатана по своей злой воле!

– А Библия повествует об ином. Евангелист Матфей (4:1) пишет однозначно: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола». Так кем был возведён в пустыню Иисус? Божьим Духом. Для чего? Для искушения от сатаны. То есть произвести это испытание решил Бог – перед заступлением Сына на служение. Слово искушение, как известно, означает искус, проверку, испытание.

10. Но о злой воле сатаны говорится в 1Пар.21:1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».

– Давайте, сопоставим этот текст с параллельным – 2Цар.24:1. «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Выходит, восстал сатана на Израиля потому, что гнев Господень опять возгорелся на Израильтян. Бог разгневался, принял решение и... сатана исполнил. Кстати, Библия неоднократно повествует, что Бог принимал «жёсткие» решения, а исполнение их поручал своим ангелам, например, губителю (Исх.12:23), духу лживому (3Цар.22:22). Еще пример: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч.17:11). Есть, есть у Бога ангелы, специализированные для искушения и для воздаяния!

11. Все основные церкви едины в том, что пророчества о царях Тира и Вавилона одновременно относятся и к сатане, и там он показан как возгордившийся бунтарь против Бога.

– Да, церкви относят эти пророчества к сатане, а вот в самой Библии такой мысли нет. Пророчества о царях Тира и Вавилона впервые переадресовали к сатане отцы церкви лишь в 3-м веке после Христа. Бл. Августин связь этих пророчеств с сатаной отрицал, но к нему не прислушались. Фактически обычного ангела, который не «мощней» ангела Губителя или Лжи, возвысили до уровня могучего противника Бога. А в Библии нет ни одного эпизода, чтобы сатана что-то сделал против воли Божьей. Прочтём Лк.10:17: «Ученики с радостью говорили Иисусу: ""бесы повинуются нам о имени Твоем""». Даже ученикам, при одном упоминании имени Иисуса бесы повиновались! Более того, бесы даже в свиней не могли воплотиться без Божьего согласия. А в Иова говорится, что сатана на каждый шаг испрашивал разрешение и пунктуально исполнял всё, что говорил Бог.

12. А некоторые считают, что Бог знал, что Иов верен Ему, и согласился для того, чтобы унизить сатану.

– Господи! Прости наше бескрылое мышление! Ведь Тебе приписывают «технологии» коммунальной квартиры – как бы унизить эту противную соседку? Лучше обратим внимание на начало беседы! Бог живо интересовался делами сатаны – где был, что видел... Отвечая Иову на вопросы о причинах злоключений, Господь не ссылался на то, что все беды организовывал сатана. Нет, Всемогущий Бог и на этот раз показал, что Он один решает вопросы, как благословений, так и страданий.

13. Но ведь апостол Павел в Первом послании Тимофею (3:6) писал о служителях: «Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом». То есть он писал, что сатана впал в осуждение, не так ли?

– Это пример того, как иногда делают перевод «под себя». Епископ Кассиан это место перевёл иначе: «чтобы, возгордившись, не подпал он под суд диавола». Этот текст точнее выражает те воззрения, которых придерживался апостол (сравните с 1Тим.3:7). Ведь он использовал этого духа для того, чтобы отступившие люди смогли обратиться впоследствии к Богу (1Кор.5:3-5; 1Тим.1:20).

14. Некоторые утверждают, что после падения Адама люди живут под проклятием сатаны.

– Утверждают. Библия же говорит о том, что за первое прегрешение людей проклял Бог, и это – Божье – проклятие действует и сегодня. А вот сатана вообще НЕ проклинал никого.

15. Но верующие считают, что ещё на заре человечества Бог проклял сатану, принявшего образ змея!

– Будем точны: кого Бог проклял – так это змея, и проклятие действует до сих пор: змеи по земле передвигаются на брюхе и человека жалят в ногу; большинство людей боится их до ужаса и, увидев, стараются убить, размозжив голову. Но Библия не сообщает, что Бог проклинал сатану. Вы верите, что после проклятия сатана передвигается на брюхе?!

16. Но ведь в Откровении «древний змей» и сатана представляются как одна сущность.

– По-видимому, это не совсем так. Уже значительно позже первого прегрешения, в Иова, показано, что Бог спокойно выслушивал сатану, давал ему разрешения, ставил ограничения. То есть к этому времени явно Бог сатану не проклинал. Можно предположить, что перед первым прегрешением сатана искушал змея и сумел ему внушить дерзкие мысли, и тот уже искушал со слов сатаны, а потому Иоанн и объединил сатану и змея. Так, или иначе, но будем верить Библии: искушал Еву змей, и именно его Бог проклял.

17. Победил ли на Голгофе Иисус сатану?

– В некотором смысле, да. Но не в том смысле, который хотят обычно вложить в эти слова. Иисус сказал: «Я победил мир» (Иоан.16:33). Он «был искушаем так же, как и мы, но не согрешил» (Евр.4:15, соврем. перевод), и князь мира сего не имел в Нем ничего. В этом смысле Иисус победил: противостал искушениям, не поддался им, прошел Свой путь до конца. Но сатана не уничтожен. Теперь каждому ученику Христа надлежит повторить победу и подвиг Иисуса: покориться Богу и противостать дьяволу, чтобы тот убежал.

18. О чем же тогда говорится в стихах 1Иоан.3:8: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола»? И: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14)?

– Здесь видно, что речь идет о победе над делами дьявола, а не над самим сатаной. Каковы дела дьявола? Сбить с пути, заставить согрешить. Но Христос дал нам Духа, чтобы нам возможность противостать дьяволу. Иисус прошел Свой Путь, показав, что и нам это возможно. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Тем самым, Он уменьшил «эффект» работы искусителя. Также Иисус показал цель – Царствие Небесное и жизнь будущего века через Свое воскресение. Потому страх смерти теперь исчез, и, кто был в рабстве у страха смерти, те обрели будущее и новые силы.

19. Но ведь Иисус, когда возвратились посланные Им 70, сказал (Лук.10:18): «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

– Библия не сообщает, что в это время были какие-либо коллизии на небе. Логичнее предположить, что сатана в очередной раз был на небе, а затем спустился на обычное своё «рабочее место» «князя мира сего». Мы таких «полётов» видеть не можем, а Иисус видел. Возможно «князь мира сего» оказался всерьез обеспокоен бесоизгоняющей деятельностью 70 учеников, потому поспешил приложить больше усилий к своим «земным делам».

20. Почему Иегова с сатаной общался спокойно, а Иисус его обличал? Один пример (Ин.8:44): «Когда он говорит ложь, то говорит своё, ибо он лжец и отец лжи».

– Всевышний и Иисус говорили об одном – о необходимости противостоять греховным увлечениям, но говорили они о разных сторонах этой проблемы. Если Иегова, обличая людей за следование греху, не касался «технологии» создания искусительных ситуаций, то Иисус, живя среди людей, обращал внимание и на того, кто эти ситуации организовывает. Да, Иисус отмечал, что суть сатаны – лжец. И как таковой, чтобы искусить, сатана лжёт, а люди слушают, в то время как слушать не надо, и делают его дела, а делать их не надо; сатане надо противостоять твёрдой верой. Добавим: Иисус не проклинал сатану.

21. Говорят, что Бог не пресекает деятельность сатаны потому, что не хочет напугать людей: Он не хочет чтобы Его боялись из-за Его силы и власти, а ждёт простой любви.

– Да, некоторые полагают, что Бог творит с оглядкой на то, что о Нём подумают. Библия же нам Бога представляет иным. Когда человечество развратилось, Он навёл на них великий Потоп и не побоялся чьего-либо мнения. Если бы Его ангел своей злой волей стал издеваться над Его чадами, Бог бы только помыслил, и сатана оказался бы где-либо на Венере, или даже в какой-нибудь иной галактике.

А во-вторых, люди фактически представляют Бога равнодушно жестоким. Сатана, будто бы издевается над людьми, а Бог беспокоится о своём «имидже»?! Вы тоже так думаете о Боге?

22. Так является ли сатана врагом Богу?

– Эта мысль человеческая, в Библии её нет. Ссылаются на Матф.13:36-39 – про врага-дьявола, посеявшего плевелы, а также на Деян.13:8 про «сына диавола, врага всякой правды». Скажем коротко: здесь говорится о враге не Богу, а людям. Иегова ни одним словом не обмолвился, что сатана является Его врагом. Вспомним, какие потоки гневных слов Господь низвергал в адрес людей, когда они предавали своего Бога, а вот по отношению к сатане – ни слова упрёков. Иисус о сатане сказал: «враг человека» (Мф.13:28).

23. Но ведь мы чада Божьи! Разве враг людям не является врагом и Богу?

– А как у нас, людей? Когда совершено преступление, то милиция в какой-то степени является врагами преступников. Но эти «враги» получают зарплату из государственной казны. Так и мы – все грешники, и пока не совершился Божий Суд, Бог допускает, действие сатаны в наших жизнях. Да, сегодня сатана приходит, чтобы украсть, убить и погубить. Но с кем это ему удаётся? С теми, кто легко поддаётся чужому влиянию, либо плотские утехи ставит превыше всего, или любовь к себе взращивает до исполинских размеров, а также с теми, кто не хочет подумать о будущем. Словом, разными искушениями сатана выявляет тех, которые способны променять Бога на нечто сладенькое, безмятежное, завлекательное. Таких людей можно жалеть, но сомнительно, чтобы они были нужны Богу в вечности. Сможет ли Он на них положиться?

24. Но ведь в «Откровении» представлена эпическая картина «Войны на небе» – сатана ведёт неисчислимое воинство против Божьих сил.

– Реальная сила так называемого «врага Самому Богу» хорошо показана в Откр.20:2. Один-единственный ангел скуёт сатану без всякой войны. И после этого в течение тысячи лет он будет находиться в бездействии, «скованным», но потом его неожиданно выпустят. Зачем? Очевидно, это по воле Божией он должен ещё раз исполнить свою обычную работу – побуждать к активным действиям тех, кто противится Богу. Видимо, Всевышний даст грешникам последний шанс – покаяться и не пойти за искусителем.

25. А как объяснить Откр.12:7-9? «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

– Этот вопрос надо разбирать в контексте с другими, подобной направленности. В одной из следующих статей мы рассмотрим его подробно. А пока коротко. Да, была война на небе. Но давайте вспомним эпизод искушения первых людей. Сатана, как утверждает Иоанн, присутствовал и в этом случае, а вот Бог, наказав людей и змея, ничем не показал, что у Него были претензии к сатане. Так и в этом случае сатана и его ангелы были сброшены с неба, но сатана при этом, как написано в Иова, остался вхож к Богу на небо.

26. А как объяснить, что «Откровение» обещает в конце времён сатану устранить?

– Те, кто верит, что Бог в течение многих тысяч лет вёл с сатаной духовную борьбу, фактически подразумевают, что Он её будто бы проиграл. И после этого уничтожил противника физически. Конечно, это не так, а значит, не верна исходная посылка о том, что Бог борется с сатаной. Можно предположить, что Бог сотворил этого духа только для работы в качестве искусителя; после отбора нужного числа человеческих душ сатана окажется уже не нужным.

27. Это что же – стал не нужен, и его в озеро огненное? Мавр сделал своё дело – мавр может уходить?

– Сама постановка вопроса говорит о том, что многие преувеличивают значение сатаны. Ангелы – всего лишь служебные духи. Иная вещь нам может служить верой и правдой, но когда она становится не нужной, её выбрасывают. Ставшие ненужными, вещи не должны захламлять квартиру, а ненужные духи – Космос.

28. Так кто же такой сатана?

– Сначала позвольте и Вам два вопроса. Верите ли Вы, что если бы всемогущий Бог захотел, сатана не искушал бы никого? И ещё: воспринимаете ли Вы как назидание для нас упоминание Библии о том, что даже архангел Михаил не посмел произнести оскорбительного суда по отношению к сатане? (Иуд.1:9-10, Сир.21:30).

А теперь ответ на Ваш вопрос. Как сказал Иисус, сатана – наш враг; он искуситель, или иначе – провокатор. Мало кто с уважением произносит слово «провокатор». А ведь они делают пользу не только руководству государства, но и простому народу. Например, благодаря их искушающей работе нередко обнаруживаются самые корни преступных группировок, от которых, в основном, страдает простой народ.

Вот такую же работу – только для Бога – делает дух искуситель. И сладенькой ложью, и приятненькими соблазнами, и кричащей болью сатана провоцирует нас предать Иегову. Как сказано ранее, Богу в вечности не нужны те, которые способны от Него отречься. Так что будем со смирением принимать волю Творца, который нашу преданность Ему испытывает «руками» князя мира сего.

Подобная точка зрения, что Бог чувствовал угрозу со стороны сатаны, имеет больше сторонников, чем можно было бы предположить. Но истина в том, что Бог не чувствовал никакой угрозы, такого никогда не было. В действительности же, Люцифера выгнали другие ангелы (Откр. 12). И сатана, конечно, не заслуживает жалости. Он отверг всеобщий и абсолютный свет и знания Божьи. Он, таким образом, отверг все, что могло привести его к покаянию, и ему не будет спасения.

Люцифер был низвержен с небес после того, как сам сделал выбор. Если мы хоть что-то знаем о характере Бога, то мы можем быть уверены, что Бог испытывал лишь чувство горечи от выбора, сделанного Люцифером.

Люцифер говорил: «…взойду на небо, выше звезд (ангелов) Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Другими словами, Люцифер собирался стать еще одним богом, подобным единственному истинному Богу. До сего дня он не отказался от этого плана.

Удивительно, как много людей, включая христиан, считают Люцифера еще одним богом. Они думают, что Бог – это Бог добра, а сатана – это бог зла; они представляются равными противниками. Сатана своей ложью сбил с толку миллионы людей.

Тут просто нет сравнения

Помещать Бога и сатану в оппозицию друг к другу, как некие восточные инь и янь, – это языческий взгляд на мир. Они не являются равными противниками. Только Бог есть Бог. Он – великий несотворенный Творец. Он вечен и бесконечен. Он вездесущ и всеведущ. Он – всемогущий и всевышний. Люцифер – всего лишь падший архангел, сотворенный и чрезвычайно ограниченный в знании, силе, пространстве и во времени. Он не знает всего. Он не может сделать все. И он может быть только в одном месте в одно время.

Христианское представление о вселенной включает в себя единое, несравнимое Высшее Существо. Учение о двух существах, правящих двумя равными и противостоящими царствами, попеременно берущими верх друг над другом, представлено в индуизме, а также в других восточных религиях. Силы добра и зла не противостоят и не уравновешивают друг друга. Хотя в Библии сатана назван «богом этого мира», но этим лишь подчеркивается его власть над его собственной системой зла и порока. Ангелы низвергли Люцифера с небес, и он превратился в сатану, установив свое царство тьмы. И вот теперь мы сражаемся с ним во имя и ради власти Иисуса.

Бог никогда не боролся с дьяволом и никогда не будет этого делать. Представьте, что к вам на плечо забрался маленький муравей и закричал: «Эй, давай поборемся!» Как бы вы стали бороться с насекомым, которого едва можете разглядеть? Разве только слегка подуть в его сторону, и он упадет вниз – как еще вы можете бороться с крохотным муравьем? Этот муравей, каким бы смелым и гордым он ни был, никогда не будет представлять угрозы вам и тому, чем вы обладаете.

Равно абсурдна попытка Люцифера быть подобным Богу. Сатана никогда не будет подобен Богу. Невозможно ограниченному во времени созданию стать вечным существом. Бог есть Бог, и нет во Вселенной ничего, что могло бы уподобиться Ему.

Они живут на земле и вокруг земли. Но мы их не видим. Но они могут видеть нас. Они вокруг нас, но в параллельной вселенной, которую мы обычно не видим. Те, кто благочестив, могут видеть их. Коран говорит о семи небесах и землях, подобных им . Возможно, эти земли представляют собой несколько параллельных миров, один из которых предназначен для жизни джиннов.

Согласно этому стиху можно заключить, что они женаты и имеют семью:

فِيهِنَّ قَاصِرَ‌اتُ الطَّرْ‌فِ لَمْ يَطْمِثْهُنَّ إِنسٌ قَبْلَهُمْ وَلَا جَانٌّ

В них женщины ограничивают [свои] взгляды, не тронутые перед ними мужчиной или джинном - http://tanzil.net/#55:56

Логический вывод этого стиха состоит в том, что они женятся и поэтому имеют семью.

Злые джинны - это сатана, а Иблис - особый сатана, который является главой всех сатан, и именно он приказал ему, чтобы он совершил суджуд для Адама, но он отказался. Он еще жив. Они имеют долгую жизнь и могут иметь жизнь до тысячи лет.

Как и люди, они добры и злы. Есть верующие Джинны и Кафир Джинны:

И среди нас праведники, и среди нас [другие] не так; мы были разделены. http://tanzil.net/#72:11

Кафир Джинны поддерживают злых людей. Например, раскрывая им некоторую информацию, которую люди обычно не могут иметь. Например, раскрытие информации о том, что произойдет в будущем или где будет потеряно. Но такой доступ к информации о будущем для них не простой и привычный. Но в некоторых исключительных случаях они могут получить некоторую информацию о будущем. Хотя это действие запрещено для них и является для них грехом и совершается Кафиром Джинсом.

За исключением того, кто похищает [некоторые слова] воровством, но их преследует горящее пламя, пронзительное [в яркости]. http://tanzil.net/#37:10

И мы сидели там в положениях для слушания, но тот, кто сейчас слушает, найдет горящий огонь, ожидающий его. http://tanzil.net/#72:9

Но это не легко для них

И мы стремились [достичь] небес, но обнаружили, что они заполнены могучими стражами и горящим пламенем. http://tanzil.net/#72:8

Возможно, это похоже на работу людей-хакеров, которые получают доступ к информации о банковских серверах.

И не ешьте того, на что не было упомянуто имя Аллаха, ибо это действительно серьезное непослушание. И действительно, дьяволы вдохновляют своих союзников [среди людей] на споры с вами. И если бы вы повиновались им, действительно, вы были бы союзниками [других с Ним]. http://tanzil.net/#6:121

Они могут отправиться в другое небо и получить доступ к секретной информации для злых целей, таких как магия, ...

За исключением того, кто крадет слух и преследуется чистым горящим пламенем. http://tanzil.net/#15:18

У четырнадцати непогрешимых есть слуги из Джинна, которые служат им. Например, они быстро доставляют письмо в отдаленное место, прежде чем чернила высохнут. Джинны могут быстро провести время и место.

Могущественный из числа джиннов сказал: «Я принесу это тебе, прежде чем ты встанешь со своего места, и, действительно, я для этой [задачи] силен и заслуживаю доверия». http://tanzil.net/#27:39

Owari

«Джинны могут скоротать время» - это неправда, даже если не сказать об ангелах. Кроме того, Земля обычно не понимается правильно, когда упоминаются 7 земель, кроме 7 небес, также нелегко сказать, что они живут в параллельном слове или в глубине этого же мира, не будучи ограничены своей внешней поверхностью, Дунией.

Может ли сатана спастись? Можно ли сверху предполагать, что сатана не обратиться, ведь если он наделен свободой воли, может когда-нибудь поймет свою ошибку?

Катехизис Католического Костела подтверждает, что падение ангелов заключалось в свободном выборе, совершенном теми созданными духами, которые радикально и БЕЗАПЕЛАЦИОННО отбросили Бога и Его Королевство. “Окончательный характер выбора совершенного теми ангелами, а не недостаток бесконечного Божьего милосердия причиняет, что их грех не может быть прощенным” – читаем в ККК 393.

Катехизис ссылается в этом месте на св. Иоанна Дамасского, который написал: “Нет для них раскаяния после падения, как нет раскаяния для людей после смерти” (De fide orthodoxa, II, 4: ПГ 94, 877 Ц). Значит по Катехизисе Бог простил бы Сатане, если бы тот обратился, но потому что Сатана не обратится, он не может получить прощения и не может быть спасен. Откуда однако уверенность, выраженная в Катехизисе, что Сатана никогда не обратиться? Вот именно это является последствием неких, априорно принятых основ касающихся природу духовных бытий. Соглосно с теми взглядами Бог после создания ангелов поставил их перед выбором и этот выбор детерминировал их уже полностью. Похоже, как судьба человека определена в моменте его смерти, так судьба ангелов определена в моменте их единовременного акта выбора между повиновением Богу, а бунтом.

Однако в истории теологической мысли время от времени возрождалась надежда, что Сатана когда-то проявит раскаяние. Это было связанное с идеей апокатастазы (верой во всеобщее спасение, восстановление всей твари состояния первоначальной безгреховности и единства с Богом, которое должно наступить у края времн, после окончательной победы добра над злом). Эта идея была особенно близка восточному христианству.

Взгляд о возможности спасения Сатаны в первой очередности приписывается Орыгенесу (ок. 185 – ок. 254), однако полагаеться обозначить, что тот пожалуй самый гениальный и мужественный мыслитель первых веков отчетливо не оглашал взгляда об участии Сатаны в конечной апокатастасис, хотя этой склонности можно присмотриваться в совокупности его выводов. Позднее идею апокатастазы развивали такие восточные отцы как Дыдым Александрийский, Диодор из Тарсу, Теодор с Мопсуэстии, или Григорий с Назъянза. Отмеченную самым отчетливым способом мы встречаем ее у св. Григория из Ныссы (ок. 330 – ок. 395), который прямо оглашал веру в спасение Сатаны и никогда его за это не подвергнули осуждению.

Св. Исаак Сириец из Нинива (VII в.) сложил даже молитву за демоны, так как он верил, что моление в их намерении это похвальная и указанная вещь.

В православной теологии XIX века надежду на примирение Сатаны с Богом оглашал Несмелов, который подчеркивал, что никакое существо не создано в гибель, даже Сатана, значит Бог жаждает тоже его спасения. Однако самым выдающимся представителем православной мысли, который развернул концепцию спасения Сатаны, был Сергей Булгаков. По его мнению Сатана это страдающее существо и его терпение доведет его до раскаяния. Так как Сатана не перестает быть Божьим существом, которое знает свое происхождение и свою пустоту. Несмотря на бунты высокомерия и эгоизма процесс обращения, один раз начатый будет поступать вперед. Сатана должен однако пережить до конца свою дьявольскую пустоту и злобу, перед тем как обратится. Если источников бунта Сатаны полагается искать в его свободе, в ней тоже полагается искать возможность или невозможность спасения Сатаны. Вместе с Парузьей, Сатана будет отодвинут от этого мира. Он сделается пустым, омертвелым существом, которое никого уже не обманет.

По Булгакову Бог разрешил на искушение Иоба, потому что испытание любви и критерий добра были нужные не только Иобу, но тоже Сатане, чтобы что-то ему показать. Похожее значение имело искушание Иисуса. В этом происшествии был тот опыт Божьей любви, которую знает Сатана и благодаря которой он существует. Однако этот опыт не поспособствовал для “повернутия Сатаны на дорогу покаяния”. Лишь во время второго прихода Христоса совершится, по Булгакову, действительный прогон Сатаны, а пустота, которая сделается его участием, даст ему возможность возвращения на дорогу настоящей свободы. В натуре Сатаны содержащиеся к этому предрасположения, потому что ведь Сатана не перестал быть Божьим существом, а каждая тварь сохраняет в себе онтологическое воспоминание Добра, из которого оно происходит. Это воспоминание представляет собой “святую анамнезу” и зародыш спасения. Сатана также помнит свое состояние от падения и скучает по нему. Однако спасение Сатаны не может быть односторонним актом Сатаны. Он тоже нуждается в помощи Бога, чтобы обратиться. Однако существует некая подлинная проблема. Ограничивается ли спасительная жертва Христоса только к человеческому роду? Кажется, что лишь Божий Сын сделался человеком, искупление может касаться только человечества. А однако св. Григорий из Ныссы только что в жертве Христоса высматривал возможность спасения Сатаны. Он утверждал, что спасение, совершенное Христом на кресте, тоже имеет влияние на судьбы павших ангелов, которые ведь остаются в тесной связи с нашим миром.

Булгаков констатирует, что нельзя ограничивать любви Бога и силы искупления только к человеческому роду. Тот тезис близкий теологии Тхеилярда де Хардин, который говорил о искуплении ВСЯКОЙ твари, а это внушает возможность искупления природы и мира духовных существ. Среди католических теологов надежду для Сатаны видел кардинал Ганс Урс вон Бальтхазар. Сегодня же она провозглашаемая “теологами надежды”, к которым в Польше причисляется священника проф. Вацлава Хрыневича (он считает, что нельзя проявлять уверенности всеобщего спасения, если эта уверенность исключена Библией, потому что по Библии, если мы полностью отбросим Бога, угрожает нам ад, но ничто не мешает, чтобы надеяться, что Бог не допустит к тому, чтобы кто-нибудь нашелся в аде).

Живую дискуссию вызвала, в свое время, книга Джованнего Папинего “Иль Диаволо” (Il Diavolo). В Сатане Папини видит не только символ вражеских Богу сил и личное воплощение зла, но главным образом самое несчастливое существо среди всех. В своей книге он дал выражение христианской и человеческой надежды на его окончательное примирение с Богом. Он высматривал в этом прямо причудливую миссию человека. По мнению Папинего, при посредствие любви, смирения и повиновения люди могут помочь Сатане примириться с его Создателем. Особенно же христиане должны освободится от ненависти к Сатане, так как сам Христос приказал любить врагов (Мт 5, 44). Вечное осуждение Сатаны было бы, по мнению Папинего, “абсурдным унижением для Создателя, введением вечного дуализма добра и зла”. Бог любящий все свои существа (значит тоже Сатану), был бы тогда обязанным страдать больше чем Сатана. Основывается ли на выводах средневековых философов о натуре ангельских бытий, мы должны все время поддерживать тезис, что “чертовщина нереформовальная”?

Однако дает ли Библия какие-нибудь основания, чтобы принимать, что Сатана может примириться с Богом? Теологи надежды ссылаются на Фльп 2, 8-11, где написано, что на имя Иисуса согнется всякое колено небесных, земных и подземных существ, а всякий язык признаться, что Иисус это Господ во славу Отца. По некоторым егзегетам это может относиться тоже к падшим ангелам. Употребленное слово “homologein” обозначает акт добровольного исповедания, а не принужденного. Такое исповедание могут сложить падшие ангельские духи исключительно тогда, когда обрачусь.

Иисус молился “прости им, ибо не знают, что делают” (Лк 23, 34). Можно ли доверять, что эта всепрощающая молитва касалась Сатаны, главного виновника и противника? По мнению священника Хрыневича, Сатана в своим ослеплению тоже не знал до конца, что делает, а зло делаемое ним, Бог вывел на еще большее добро (ср. “я этой силы маленькой частицей, что всегда зла жаждает, и всегда делает добро” – “Фауст” Гетего).

Время от времени в теологии говорится о Сатане как об анты-человеке. Человек предполагает положительное, онтычное сообщение к другому человеку. Если мы принимаем Сатану как того, который в целом и радикально обращается против Бога, будущего любовью, мы можем его определять анты-человеком, то есть как чистое отрицание. Но обратился ли Сатана действительно ПРОТИВ Бога? Если мы принимаем, что он взбунтовался, потому что он жаждал занять место Бога и не хотел Ему служить, Сатана действительно является врагом Бога. Однако такие взгляды несоглсны с Библией, которая показывает Сатану главным образом, как врага человека. Деятельность Сатаны не обращена против Бога, но против человека. В книгах Ветхого завета Сатана показанный как тот, который все время служит Богу, но в небе он исполняет функцию обвинителя человечества (больше на эту тему см. в статье: Сатана и демонология).

Стоит вернеться в этом месте к рефлексии Папинего связанной с любовью врагов. Если являються христианами мы призваны, чтобы молиться за наших врагов, мы имеем право молиться за Сатану, который является самым большим нашим врагом? Касаеться ли любовь ближнего только людей? А можнт Сатану также возможно назвать нашим ближним, потому что он является, так как мы, бытием созданным Богом, одаренным сообразительностью? В “Экуменическом Календаре 2001” показалась моя статья, озаглавленная “Сатана – наш ближни?”, что было своеобразной интеллектуальной провокацией. Много людей упрекнуло меня тогда в балансировании на краю ересьи, особенно, что в статье я выразил мнение, что ничто не мешает, чтобы мы, по образцу св. Изаака Сириеца, молились за Сатану. Очевидно сразу надвигается вопрос, зачем молиться за Сатану, если он является злом и по катехизису он никогда не обратится, потому что грех духовного бытия неотвратимый и решающий. Я не знаю, обратится ли Сатана когда-нибудь, но трудно мне разделять уверенность, что это абсолютно невозможное. Я просто не знаю. Однако я думаю, что я могу молиться, чтобы он остался спасенным.

По мою мнению, сочувствуя Сатане и молясь за него, мы отнесли бы над Сатаной настоящую моральную победу. Библия говорит нам, что через зависть Черта смерть вошла в мир. Что было предметом этой зависти и ревности Сатаны? Как я уже писал в других статьях, Сатана был ревнивый о любви Бога к человеку. Он жадно и по эгоистически жаждал ей только для себя или для других порожденный изо светла существ, зато он не хотел нее делится с существами “вылепленными из грязи”.

Из этой эгоистической, ревнивой и больной “любви” к Богу родилась его ненависть к человеку. Должны ли мы отплатить ему зато тоже нашей ненавистью? Ничто больше не унизит его, чем наша молитва за него, потому что это будет свидетельствовать о нашем превосходстве. Сатана считал, что мы не заслуживаем Божьей любви и мы достойные презрения. Таким образом мы можем ему показать, что он ошибался. В одном из стихотворений Тадеуша Мициньского падший ангел высказывает волнующие слова: “Я пучина радуг, а плакал бы о себе”. Это могучее духовное бытие может в нас возбуждать сострадание, нас – существах вылепленных из грязи. Собственно мы должны сочувствовать Сатане, что через свою зависть о человеке он сорвал связь с Богом, любви которого жаждал. В соответствии с обещанием св. Павла, когда-то мы будем “судить ангелов”. Касается ли это также Сатаны? А если так, будем ли мы в состоянии, чтобы сказать Сатане: “Ты жаждал разрушить меня, потому что ты завидовал мне, что Бог меня любит, но я тебе прощаю”.


Если Бог добр, почему в мире столько зла?

Космонавты, видевшие Землю с орбиты, рассказывают, какой прекрасной, спокойной и величественной она выглядит. Разве может происходить что-то плохое на такой прекрасной планете? Но, едва возвратившись на Землю, они понимают, что здесь не все так благополучно!

Идут войны, льются слезы и кровь. Каждый день мы слышим известия о новых страшных событиях. Подобное стало настолько привычным, что мы не очень и волнуемся - пока это не коснется нас самих!

Вы когда-нибудь задумывались, почему хорошие люди страдают наравне с плохими? Почему невинные становятся жертвами преступлений и насилия? Почему добрым людям приходится так трудно, а злые наслаждаются жизнью? Почему по вине пьяного водителя погибают невинные люди, а сам он отделывается легкими ушибами?

Планета Земля мучима землетрясениями, наводнениями, пожарами и другими бедствиями! Возросло число детей-уродов и сирот. Миллионы землян голодают и не имеют крыши над головой. И сердца людей терзает вопрос: «ЕСЛИ БОГ ТАК ДОБР, ПОЧЕМУ В МИРЕ СТОЛЬКО ЗЛА?»

Вся ли причина только в Боге? А возможно, существует другая сила, которая противостоит Господу? Как эта сила называется? Где берет свое начало? Чем занимается? Вечно ли будет существовать или ей придет конец?

На все эти вопросы может дать ответ только Библия.

Существует ли сатана?

Да, действительно, во Вселенной существуют противоборствующие силы! Это силы добра и силы зла, силы небесные и силы ада. Бог не повинен во зле, творящемся на планете Земля! Бог - Творец любви и благословения. Ненависть и страдания породил сатана. Обратимся за подтверждением к Библии: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8). «Любовью вечною Я возлюбил тебя, и потому простер к тебе Мое благоволение» (Иеремии 31:3). Божья любовь вечна! Бог никогда не изменяется!

Библия дает характеристику и дьяволу: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

Мы с вами находимся в центре космической драмы - конфликта между властью и беззаконием, между Творцом и сатаной, падшим ангелом.

Мы не зрители, а участники действия, потому что вовлечены в эту борьбу - хотим мы этого или нет.

Полагая, что сатана - всего лишь миф или явление, мы остаемся полностью неподготовленными к встрече с разумным существом, которым он на самом деле является. Апостол Иоанн в Откровении 12:12 сопереживает нам: «Горе живущим на земле... потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени».

Ап. Петр сравнивает его с рыкающим львом: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петра 5:8).

Является ли Бог создателем сатаны?

Нам необходимо знать: КЕМ ЯВЛЯЕТСЯ САТАНА, ЧТО ЗА СУЩЕСТВО И ОТКУДА ВЗЯЛСЯ? Сам Иисус дает ответ на этот вопрос:

«Я видел сатану, спадшего с неба» (Луки 10:18).

Дьявол обитал на небе! Невероятно, но это факт! Священное Писание раскрывает нам самую трагическую историю. Сатана, или Люцифер («светоносный»), как его звали прежде, был прекрасным и могучим небесным ангелом. Так почему же он предался греху?

Люцифер занимал самое высокое положение среди небесных ангелов. «Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезекииля 28:14-17).

Этот прекрасный и мудрый ангел возжелал славы и почтения, принадлежащих лишь Богу. Он жаждал власти. Этот сотворенный ангел захотел сам управлять Вселенной вместо Творца!

«А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исайи 14:13-14).

Незадолго до этого Люцифер стал распространять дух недовольства среди ангелов. Он принялся коварно разрушать любовь и справедливость, с помощью которых Господь управлял Вселенной!

Как наш мир стал подвержен греху?

Планета Земля только что вышла из рук Творца во всем ее великолепии и совершенстве. Совершенный мир и в нём два совершенных человека - Адам и Ева, которым Бог дал владычество над этим миром. Наблюдая за первой парой в их неподдельной любви и совершенной радости, сатана задумал ввести их в сомнение и возмущение против Бога.

Бог рассказал Адаму и Еве о Своем затруднении с сатаной и предостерег от его уловок.

Сотворенные со свободной волей и свободой выбора, они были вольны выбирать: любить Бога и следовать за Ним или игнорировать Его наставления. Их верность требовала испытания.

Бог поместил особое дерево посреди рая и дал следующее указание и предостережение: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:17).

Люди могли есть плоды от всех деревьев в огромном саду - кроме одного. И требование это не было трудным. Человеческая вера, любовь, преданность и послушание подвергались проверке таким простым средством.

Более всего человек уязвим, когда его застают врасплох. Именно это и произошло с первыми людьми. Сатана использовал свою сверхъестественную силу, чтобы обмануть их. Князь тьмы не всегда подходит открыто, и, действуя с лестью и хитростью, он обольстил первую пару. Ослушавшись Бога, они потеряли все: счастье, совершенную любовь, общение с Богом, свой дом и владычество над Землей.

Свободный человек или раб?

Читая третью главу книги Бытие, мы задаемся вопросом: «Почему Бог, зная об опасности грехопадения, допустил, чтобы сатана искушал человека?»

Он допустил это, желая, чтобы человек возлюбил Его всем разумом своим и осознанно отвечал на Его любовь. Перед первыми людьми на земле стоял выбор: послушать Бога или поддаться на льстивые слова искусителя? Что они изберут? Вся Вселенная наблюдала, затаив дыхание.

И они сделали выбор, увы, не в пользу добра. Если бы Бог дал человеку трудное испытание, можно было бы сомневаться в Его намерении. Сама же лёгкость запрета сделала грех великим. Согрешив, Адам и Ева потеряли дарованное им владычество, и сатана стал «князем мира сего» (Иоанна 12:31). И по сегодняшний день он постоянно искушает человека, ставшего рабом собственного греха.

С тех пор пришло все недоброе: болезни, ссоры, смятение, отчаяние, страх, смерть. После грехопадения Бог явился Адаму и сказал: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе... В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3:17-19).

Они не выдержали Божьего испытания. Из хозяев они превратились в рабов: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы...» (Римлянам 6:16).

Почему Бог сразу не истребил дьявола?

До восстания Люцифера против Бога не существовало лжи, обмана. Мысль о том, что можно говорить ложь, никогда не появлялась среди ангелов. Когда же Люцифер стал обвинять Бога, клевеща на Него, другие ангелы не могли понять, что это - грех. Ради них Господь не мог уничтожить первого грешника, не показав прежде всю тяжесть его греха.

Бог мог бы заявить, что сатана - обманщик, лжец, вор, разрушитель и убийца. Но сотворенные Господом ангелы должны были сами понять это. Создатель определил время, в которое зло должно было раскрыть себя до конца.

Свою ненависть к Богу сатана проявил при рождении Иисуса, воздействовав на ревнивый ум царя Ирода, побуждая его уничтожить Младенца в Вифлееме. Но Ироду показалось мало лишить жизни одного Иисуса, он предал смерти множество младенцев в возрасте до двух лет. Это - почерк сатаны: ненависть, злоба, насилие, убийство... Но план сатаны не удался: Христос остался жив.

Сатана не успокаивается и продолжает искать удобный момент для своего черного дела. После крещения дьявол, маскируясь под Ангела Небесного, приблизился в пустыне ко Христу. Сатана мог получить вечное наследство на земле, если бы ему удалось хоть в чем-то помешать Христу исполнить Его миссию спасения грешных людей. Но Христос одержал победу над всеми искушениями.

Побежденный сатана удалился, но ненадолго. Он вернулся - за этим последовала Голгофа. Вся его сила была направлена на то, чтобы помешать Христу восстановить владычество, утраченное человеком. Это был для человека последний шанс на выживание.

В конце концов, сатане удалось при помощи предательства предать Христа в руки кровожадной толпы, и Он умер на Голгофе. Бог отдал Своего Сына, и Сын отдал Свою жизнь, чтобы изменить нашу с вами судьбу. Созерцая Голгофский крест, вся Вселенная увидела, что сатана - источник лжи и человекоубийца. Его сущность была явлена окончательно, когда он привел к смерти невиновного Сына Божия. Крест раскрыл всем и другую истину: Христос является Спасителем нашего мира.

О Своей смерти на кресте, принесшей спасение людям, Иисус сказал: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Иоанна 12:31-32).

Сатана направляет все усилия на истребление тех, ради кого Иисус принял смерть на Голгофском кресте, а Христос умер за каждого: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Слово Божие говорит: «К вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (Откровение 12:12).

Велика ненависть сатаны к Богу, Его последователям и каждому праведному закону. Не имея и капли любви и сострадания, он заставляет человека терпеть физические, умственные и душевные мучения.

Но Бог сильнее сатаны - Он одержал победу. И Он дает нам заверение: «Ибо Я - Господь Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайи 41:13).

Чтобы отразить все нападки сатаны, - необходима сила, она сокрыта в Боге. Попросить Его о помощи вы можете в простых словах, например, так: «Дорогой Отец Небесный, я благодарю Тебя за победу, которую Сын Божий одержал над сатаной в этом мире. Я благодарю Тебя за обещание, что Иисус дарует мне победу над дьяволом и греховной моей жизнью. Я благодарю, что Ты слышишь мою молитву. Во имя Иисуса Христа. Аминь».

Мысли вслух:

Источником добра является Бог: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).

Источником зла является сатана: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

Зарождение зла произошло на небе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (Откровение 12:7). Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба» (Луки 10:18).

Причина падения Люцифера - гордость: «От красоты твоей возгордилось сердце твое» (Иезекииля 28:17).

Дьявол ввёл в грех первых людей на земле. Он и сегодня ищет свои жертвы: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петра 5:8).