Декупаж для начинающих — пошаговые мастер-классы. Декупаж для начинающих с пошаговыми инструкциями - советы, фото, идеи Образцы декупажа для начинающих

Декупаж (от французского «вырезать») - способ декорирования различных предметов и поверхностей, который заключается в вырезании изображений с последующим наклеиванием и лакированием.

С чего начать? С прочтения данной статьи! Техника декупажа для начинающих - вот о чем пойдет речь!

Что нужно?

  • Время, усидчивость и аккуратность.
  • Обустроенное рабочее место с хорошим освещением.
  • Отсутствие аллергии (либо гипоаллергенные материалы для работы)

Предмет для декорирования

В будущем объектом декорирования может стать все что угодно - текстиль, обувь, металл, свеча и часы. Но если говорить о декупаже для начинающих, то тренироваться лучше на простых, ровных поверхностях - картонных коробках, разделочных досках, тарелках.


Не нужно начинать с объемных предметов и сложных стеклянных поверхностей - неудачный опыт может испортить приятное первое впечатление.

Картинка для декора

С появлением навыков, получится искусно приклеить любое изображение - картинку с журнала, фрагмент обоев, фото и даже тканевую аппликацию. Но начинать лучше с простых, профессиональных изображений, приобретенных в магазине для рукоделия. Это могут быть салфетки для декупажа и рисовые карты.

Набор инструментов

Острые маникюрные ножницы, канцелярский нож, либо нож для декупажа. Позднее в этих инструментах отпадет необходимость. Опытные мастерицы предпочитают вырывать фрагменты, а потом декорировать контур.

Кисть для воды - плоская или веерная. Несколько кистей для лака.


Несколько кистей для клея разной ширины. Важно, чтобы ворсинки были надежно зафиксированы. Выпавшая ворсинка может стать проблемой.

Материалы

  • Вода и пульверизатор. Нужны для увлажнения картинки.
  • Полиэтиленовая пленка или канцелярский файл. Для удобства при работе с картинкой.
  • Обезжиривающее средство. Спирт или средство для снятия лака.
  • Грунтовка. Понадобится для работы по картону, дереву, в будущем по стеклу.
  • Белая акриловая краска. Строительная или специальная. Нужна для базового покрытия некоторых материалов поверхностей.
  • Клей. Предпочтительней специальный (из магазина для творчества), но можно и ПВА.
  • Лак. Первым в рейтинге лаков стоит специальный декупажный лак (из магазина для творчества). В его составе нет агрессивных компонентов, способных испортить рисунок, ложится он более ровно. Широкий ассортимент для различных поверхностей. Второе место - паркетный и яхтный лаки (из строительного магазина). Акриловый лак на последнем месте.
  • Наждачная бумага мелких фракций - 1600,3200. Она понадобится вначале - для зачистки поверхности от неровностей, и в конце - для корректировки по лаку.
  • Акриловые краски. Для подкрашивания фрагментов и выправления неточностей. Позднее с их помощью можно будет создавать настоящие шедевры, подмешивая сухую пастель и средство, замедляющее застывание.
  • Поролоновый спонж или губка.
  • Зубная щетка - по желанию, для нанесения дополнительных художественных краплений.
  • Валик. Для нанесения клея при декупаже мебели.

Вот, в принципе, и все, что нужно новичку для занятия декупажом!

Дополнительные материалы, как-то: яичная скорлупа, лак с эффектом кракелюра, позолота, объемные элементы, масса для лепки - в первый раз не понадобятся точно.


Какую технику выбрать?

Существует пять основных техник декупажа:

  • Прямая
  • Обратная
  • Объемная
  • Художественная
  • Декопатч

Начинать советуется с прямой - классической - техники декупажа из салфеток.

Пошаговая инструкция для первого декупажа

Первый опыт многих мастериц начинался с обычной - белой, плоской, керамической тарелки! Этот базовый опыт поможет понять, стоит ли двигаться дальше или наоборот, покажет, что декупаж - не Ваша тема.

Обезжирить внутреннюю поверхность тарелки спиртом. Покрыть всю внутреннюю поверхность тарелки белой акриловой краской. Делать это нужно специальным поролоновым спонжем или мягкой стороной губки для мытья посуды - легкими, постукивающими движениями. Постукивающие движения сделают поверхность шероховатой - это один из художественных приемов.

Пока сохнет первый слой, нужно тщательно промыть поролоновый спонж от краски. Акриловая краска - на водной основе, но когда она высыхает, снять ее практически невозможно.

Дать первому слою краски просохнуть, затем нанести второй слой. Повторить процедуру в таком же порядке на обратной стороне тарелки.


Руками вырвать нужный мотив из салфетки. Если резать ножницами, края фрагмента будут выделяться на поверхности. Вырезать из плотного полиэтилена или канцелярского файла два кусочка, размером чуть больше, чем бумажный фрагмент.

Отделить от салфетки два нижних слоя. Нужен только слой с цветным рисунком. Уложить одну часть полиэтилена на поднос, на него положить фрагмент салфетки яркой стороной вниз.

Сверху обильно увлажнить водой из пульверизатора. Воды жалеть не нужно - салфетка расправляется именно благодаря воде. Пусть салфетка даже немного плавает на файле. Можно слегка направлять пальцами, но безопасней, если салфетку расправит вода.

Когда салфетка хорошо расправилась, накрыть сверху вторым кусочком полиэтилена. Теперь можно более уверенными движениями расправить салфетку между файлами, удаляя воду в стороны.

Аккуратно снять верхний полиэтилен, приподнять ту часть, на которой находится салфетка, чтоб стекли излишки воды. Смазать внутреннюю поверхность тарелки тонким слоем клея ПВА.

Полиэтилен с салфеткой аккуратно уложить на тарелку. Не нужно торопиться удалять полиэтилен, должным образом расправить салфетку лучше через него. Когда салфетка расправится, аккуратно снять полиэтилен.


Если в процессе снятия полиэтилена образовались небольшие пузыри или неровности, можно не спеша удалить их мягкой кистью движениями от центра к краям, по необходимости добавляя воды из пульверизатора. Оставить работу до полного высыхания.

Покрыть наклеенный фрагмент лаком (только фрагмент, не всю внутреннюю поверхность тарелки). Оставить до полного высыхания.

Пройтись по краю наклеенного фрагмента поролоновым спонжем белой акриловой краской постукивающими движениями. Дать краске просохнуть. Покрыть всю внутреннюю поверхность тарелки лаком. Оставить до полного высыхания. Покрыть лаком обратную сторону тарелки. Оставить до полного высыхания. Тарелка готова.

Как видно, немного терпения, и уже скоро Вы сможете осваивать более сложные техники.

Следующий этап для начинающих мастеров - продолжить оттачивать навыки декупажа на любом предмете мебели, подходящем для тренировки.

Знаете ли вы?

Как вид искусства, декупаж впервые упоминается в конце 15 века н.э. - в далеком Средневековье. Бурное увлечение данной техникой в Европе приходится на 17 век.


Мастера из Венеции покрывали наклеенные изображения 30-40 слоями лака. Со временем в Италии декупаж стал именоваться «искусством бедных».

Современные компьютерные программы позволяют создавать трехмерные картинки для декупажа.

Во многих крупных городах есть возможность посетить обучающие курсы и получить несколько практических уроков декупажа для начинающих.

Как видно, декупаж - весьма увлекательное занятие! С его помощью многие старые вещи обретут новую жизнь, а новые - станут стильными и эксклюзивными. Это чудесная идея для подарка, полезное занятие для юной «леди» и просто возможность творчески провести время!

Ниже размещены фото - несколько вариантов изделий в технике декупаж, выполнить которые будет по силам для начинающих мастериц.


Фото декупажа для начинающих

Слово decoupage в дословном переводе с французского означает «разрезание», или «раскрой». Следовательно, декупаж - это техника оформления объекта вырезанными бумажными мотивами.

История техники декупаж

Декупаж - это очень древняя декоративная техника по предметам декора и мебели, которая заключается в скрупулезном вырезании иллюстраций из различных материалов (бумаги, ткани и прочего), а затем их прикреплении на декорируемую поверхность.

Истоки техники ведут к Средневековью. Хотя декупаж как вид искусства упоминается впервые еще в XV веке в Германии, наибольшую популярность он заработал в XVII веке в Венеции, где в то время была в моде мебель, инкрустированная китайскими и японскими мотивами. Но такое увлечение было доступно не всем. Поэтому венецианские мастера придумали делать имитации инкрустаций при помощи вырезанных изображений, которые наклеивали на поверхность производимой мебели.

Популярность этой идеи росла, техника процесса постоянно совершенствовалась, и декупаж достиг пика своей славы в Англии XVIII века. В то время таким способом декорировали не только мебель, а целые комнаты.

Техника декупаж не утратила актуальности и по сей день.

Для чего нужен декупаж?

Декупаж используется при декорировании шляпок, обуви, аксессуаров (браслетов, часов), тарелок и подносов, елочных украшений, при создании эксклюзивных предметов интерьера.

Благодаря этой методике вы легко можете превратить старый короб или ящик из-под овощей в стильный предмет интерьера. А бутылка, которую следовало выбросить, в умелых руках может превратиться в незаменимую цветочную вазу.

Но это не все, для чего нужен декупаж. Эта техника не только позволяет экономить на приобретении новых предметов интерьера, но и вдыхает в них новую жизнь, превращая в уникальные вещи, которые нельзя найти в магазине.

Какие материалы нужны для декупажа?

Сегодня существует масса вещей, которые облегчают и ускоряют традиционную технику процесса. Опытным мастерам не составит труда подобрать необходимые «ингредиенты» для определенного вида работы (например, для декорирования тарелки). А вот новичков современное разнообразие инструментов и материалов иногда даже пугает.

В больших городах с каждым днем становится все больше специальных магазинов товаров для творчества. И те, кто решил заняться декупажем, в силу своей неопытности спешат именно туда, где им вежливые консультанты постараются продать фирменные материалы и инструменты. Но чаще всего в обычных канцелярских магазинчиках можно купить почти все самое необходимое, что нужно для декупажа новичку, причем в разы дешевле. Хотя не исключено, что за некоторыми материалами все же придется идти в специализированные торговые точки.

Вот список того, что нужно для декупажа новичку:

1. Инструменты:

  • острые ножницы;
  • синтетические кисточки, лучше с плоским кончиком (у натуральных выпадают ворсинки);
  • малярный скотч;

2. Материалы:

  • любая салфетка с рисунком, вырезка из журнала, распечатка и тому подобное;
  • грунт или, проще говоря, обычная акриловая краска белого цвета;
  • простой клей ПВА (отлично заменяет специальный клей для декупажа и стоит намного дешевле);
  • самая мелкая наждачная шкурка;
  • акриловые краски (какие краски нужны для декупажа - решайте сами, это могут быть либо цветные, либо металлик, то есть под золото, серебро, бронзу, медь и так далее, можно покупать как набором, так и поштучно);
  • акриловый лак (хоть на вид он и молочно-белого цвета, после высыхания становится прозрачным);
  • растворитель для красок или уйатспирит;
  • шпатлевка по дереву, необходима при работе с деревянными предметами.

3. Дополнительные материалы:

  • кракле (для образования трещин);
  • битум (для состаривания);
  • силикон (для 3Д-эффекта).

Виды декупажа

В зависимости от типа декорируемой поверхности и желаемого эффекта, который хотите получить, существует пять видов выполнения техники декупажа.

Самый распространенный - прямой декупаж. Что нужно для начинающих и является наиболее подходящим, так это именно данная техника, которая является основой для всех остальных. Прямой декупаж представляет собой нанесение изображения практически на любую поверхность без лишних эффектов.

Для декорирования прозрачных стеклянных предметов существует техника обратного декупажа. Ее суть заключается в наклеивании аппликации на обратную сторону поверхности.

Три других техники являются более сложными и для начинающего декупажника не подходят:

  1. Художественный декупаж представляет собой объединение в целую картину нескольких техник и эффектов.
  2. Объемный декупаж. Для его выполнения, помимо стандартного набора предметов, требуются специальная паста, небольшие кусочки ткани и/или натуральные материалы (камушки, яичная скорлупа).
  3. Декопатч - смесь декупажа и пэчворка (лоскутного шитья). Выполняется из множества кусочков бумаги.

Основные этапы работы

Как и для любого процесса, так и для декорирования в технике декупаж существуют основные этапы работы, которые почти всегда выполняются в определенной последовательности:

  1. Очищение предмета декорирования от любых загрязнений (этикетка, налет) с помощью спиртосодержащего раствора.
  2. Покрытие поверхности акриловым лаком.
  3. Нанесение слоя грунта или белой акриловой краски.
  4. Повторное покрытие акриловым лаком.
  5. Шлифовка.
  6. Прикрепление рисунка.
  7. Еще один слой акрилового лака.
  8. Процесс художественной подрисовки, нанесения основного фона и так далее.
  9. Покрытие акриловым лаком в несколько слоев.
  10. Декорирование, создание различных эффектов (например, эффект трещин добивается нанесением слоя кракелюра)ю
  11. Нанесение последнего слоя акрилового лака.

При работе в технике обратный декупаж порядок некоторых шагов меняется: сначала наносится кракелюр (если надо), затем прикрепляется изображение, далее происходит декорирование при помощи узоров, штампов, основного фона.

Объекты для декупажа

Самыми распространенными предметами для декора являются различные шкатулки, тарелки, створки шкафчиков и стекленные тары.

Вообще, декорировать баночки и бутылочки довольно просто. Перечень того, что нужно для декупажа бутылки, практически ничем не отличается от типичного списка: основные инструменты и материалы такие же.

Есть лишь один нюанс при выборе способа украшения. Как писалось выше, оформление прозрачных стеклянных поверхностей происходит по технике обратный декупаж. Это правило чаще применяется к плоским декорируемым поверхностям, таким как тарелки, стеклянная крышка или дверца и тому подобное. Бутылки же можно декорировать прямым, обратным и обоими способами вместе.

Что нужно для декупажа бутылки еще, так это лишь определение, чем будет служить ваша поделка: вазой, емкостью для масла или просто украшением для подоконника.

Ошибки новичков

Выполнение декорирования в технике декупаж - творческий процесс. Но даже тут есть некоторые моменты, которые не прощают ошибок, характерных почти всем новичкам.

Самыми распространёнными являются следующие:

  1. Начинать работать на неподготовленной и непрогрунтованной поверхности.
  2. Не наносить финишный слой акрилового лака.
  3. Торопливость и спешка.
  4. Несвоевременное мытье инструментов.
  5. Разглаживание приклеенного изображения пальцами.
  6. Использование гуаши и акварели вместо акриловых красок.
  7. Смешивание красок прямо в баночке.

Иногда бывает так, что вроде бы делаешь все правильно, соблюдая все шаги и пункты, а результат получается не очень красивым. Чтобы с вами такого не случалось, воспользуйтесь советами декупажных мастеров:

  1. Нельзя по одному и тому же месту проводить кистью больше двух раз.
  2. Следует хорошо отжимать кисточку от клея.
  3. Мешайте краски с небольшим запасом, таким образом у вас будет чем подкрасить края аппликации или фон после сушки.
  4. Поверхность из пластмассы необходимо сделать немного шершавой при помощи наждачной бумаги, чтобы с нее не слезла ни краска, ни иллюстрация.
  5. Перед тем как приступить к декорированию железной банки, на нее следует нанести базовое покрытие, так как без него краска быстро слезет.
  6. Чтобы добиться равномерного фонового покрытия, наносите краски не кисточкой, а поролоновой губкой с самыми маленькими дырочками.
  7. Не жалейте лака для финального слоя, т. е. покрывайте в несколько слоев.
  8. Перед приклеиванием картинок, распечатанных из журналов, или другой бумаги их следует намочить, тогда уменьшается вероятность образования складок.
  9. Аппликация, наклеенная на темный фон, становится почти невидимой, поэтому избегайте темных цветов либо под картинку наносите светлый фон.
  10. Кракелюр наносите губкой, тогда трещинки будут мельче и «бегут» в разные стороны.

Декупаж (обклеивание тарелок, банок и прочей посуды салфетками) – это относительно новое занятие в мире современного рукоделия. В выполнении техника не очень сложна, но требует внимательности, аккуратности и усердия, даже для начинающих.

Зародился этот способ декорации в XVII веке в Англии и до сих пор является популярным. Чтобы научиться мастерить оригинальные предметы, иногда понадобится много времени. Для начинающих декупаж из салфеток можно освоить постепенно, работая с фотографиями, на которых процесс показан пошагово.

Декупаж — методика декорирования вещей путем наклеивания на них вырезанных из бумаги узоров и рисунков , соответствующих художественной задумке мастера и последующей лакировке готовой работы для защиты от повреждений. Выполненная картинка будет похожа на настоящую живопись.

С помощью этой техники дают вторую жизнь старым предметам мебели или домашнего инвентаря и создают потрясающие поделки, которыми можно украсить интерьер или подарить друзьям и родным.

Инструменты и материалы для работы

Для работы в простой технике нужен следующий инвентарь:

Это стандартный набор. В зависимости от рабочего материала его дополняют подручными средствами.

Основные приемы и этапы декупажа различных предметов

Для начинающих осваивать технику декупаж, и желающим изучить пошагово технику изготовления, специалисты рекомендуют начать мастерить из салфеток по фотографиям.

Последовательность изготовления на деревянном предмете:

  1. Ошкурить поверхность наждачной бумагой для пропитки грунтовки.
  2. Загрунтовать, после чего отшлифовать заготовку еще раз.
  3. Нанести сверху белую акриловую эмаль.
  4. Наложить изображение, покрыть несколькими слоями лака, зачищая каждый для глянца.

Чтобы понять, как материалы взаимодействуют между собой, желательно провести пробу на аналогичном образце. Особенность техники заключается не в умении рисовать, а во владении аккуратностью и филигранностью, т.к. работать придется ножницами. Лучше использовать специальные картинки для декора, имеющие оптимальное качество печати, и стойкие к воде и клею краски.

Применяя салфетки, надо убрать два нижних белых бумажных слоя, а карты берут в работу сразу.

Существуют такие техники прикрепления иллюстраций:

  • Приклеить — самый распространенный способ. Для этого наложить салфетку на декорируемый объект и сверху нанести кисточкой клей.
  • С помощью файла — подходит для рельефной основы. На канцелярский файл положить приготовленный узор лицом к пленке и побрызгать его водой до полного намокания салфетки. После размытия бумажных остатков на целлофане останется краска с изображением. Приложить пленку к декорируемому предмету т.о. чтобы картинка прилипла к нему.
  • Утюгом — горячий способ подходит для ровных поверхностей. Сначала промазать рабочую площадку клеем и дать высохнуть. Расположить сверху рисунок и закрыть пергаментом для выпекания. Проглаживать утюгом поверх бумаги до того времени, пока узор не приклеится. Нанести слой лака.
  • С применением желатина . Повторяет технику приклеивания, только клей заменяется желатином. Подходит для украшения писанок. Для этого 1 ч.л. желатина развести в 1 ст. кипятка и использовать как клей.

Создание узора из салфеток

Для декупажа применяют следующие материалы :

  • салфетки;
  • специальные карты, продающиеся в магазинах для творчества;
  • рисунки из сети или распечатанные фотографии;
  • изображения с оберточной бумаги, вырезки из журналов, открытки.

Приклеить можно любые картинки, но не все идеально подходят, и узор приходится подбирать долгое время.

Следует учитывать такие параметры:

  1. Основной критерий — размер изображения, который должен гармонировать с величиной заготовки. Освоив технику обработки распечаток, легко менять формат узоров в разных графических редакторах.
  2. Второй фактор — исходный материал не подходит по цветовой палитре. Удачная комбинация цветов рисунка и оставшегося декора - значительная часть успеха, которая решается с помощью графической программы.
  3. Иногда иллюстрации не сочетаются по образу и стилю. Неверный подбор мотива портит эффект от выполненной работы. Необходимо выбирать картинки соответствующие возникшему замыслу.
  4. Иногда на салфетках присутствуют ненужные элементы, которые приходится убирать.

Идеальная иллюстрация для декупажа выглядит так:


Техника создания фактурных узоров

Для выполнения объемного декупажа рекомендуют подготовить несколько слоев узоров из салфеток. Далее их надо склеить между собой послойно и присоединить к основе с помощью силикона, который придает свойство трехмерного эффекта. В такой технике определяют 3 зоны: переднюю часть и зоны промежуточных слоев. Перед склеиванием элементов желательно сформировать компонент естественным.

Важным условием становится создание правдоподобной скульптуры. После полного формирования картины на некоторые отрезки наносят лак на водном основании. Эти участки отражают световые блики и визуально воспринимаются объемнее.

Техника декорирования бутылки

Декупаж бутылки из салфеток для начинающих делают пошагово с фото. Для этого лучше взять стеклянную, ровную без разных выпуклостей емкость. Для работы потребуется стандартный набор инструментов с добавлением стеклоочистителя, которым заранее обрабатывают чистую от наклеек бутылку. Работать желательно в перчатках, чтобы не оставлять отпечатки пальцев.

Последовательность выполнения следующая:

  1. загрунтовать лаком или клеем ПВА, дать высохнуть;
  2. создаем фон акриловой светлой краской в несколько слоев, до исчезновения прозрачности.
  3. вырезать рисунок ножницами. Если он совпадает с фоном емкости надо просто оборвать концы салфетки;
  4. размочить изображение водой и закрепить;
  5. по верху мотива нанести лак мягкой кисточкой или распылителем;
  6. аккуратно расправляя тампоном разровнять складочки;
  7. в завершении необходимо отшлифовать мелкие погрешности;
  8. сделав окончательную отделку покрыть лаком.

Декупаж бутылок своими руками: мастер-класс

Чтобы получить качественный декор стеклянной бутылки, нужно знать несколько важных нюансов. Сделать красивый декупаж стеклянной бутылки может каждый. Такое изделие может украсить любую комнату в доме, например, кухню.

Мастер-класс:

  1. На первом этапе следует подготовить все необходимые материалы для работы. Главный материал – это бутылка. Она может быть любой формы. Однако стоит отметить, что декупаж стеклянной банки смотрится намного эффектнее.
  2. Подготовленный для оклеивания материал должен быть порезан. Салфетки вначале сжимаются и разрезаются ножницами. Не стоит делать одинаковые отрезки, работа будет красивее, если салфетки будут оклеивать тару в хаотичном порядке.
  3. Как вариант, в работе могут использоваться цельные куски бумаги, а не вырезки.
  4. Способ крепления салфеточек мастер должен продумать заранее. Самый простой вариант – это приклеить их скотчем.
  5. Поверхность тары необходимо подготовить. Важно, чтобы она была чистой и сухой. Чтобы удалить неровности на поверхности банки, её следует зашкурить. По желанию баночку можно покрасить.
  6. Следует защитить рабочее место от загрязнений. Например, можно застелить его газетами.
  7. Далее берётся клей и смешивается с водой. Чтобы получить клейкую массу, следует воду и клей смешать в одинаковом количестве.
  8. Затем приготовленную клейкую массу нужно нанести на поверхность салфеток и всех бумажных поверхностей, которые будут использоваться для декора. Пока смесь не высохла на бумажной поверхности, её следует приклеить на поверхность банки.
  9. Важно хорошо промазать края вырезок. Чтобы композиция смотрелась лучше и эффектнее, следует клеить салфетки в 2 слоя.
  10. Перед тем, как второй раз оклеивать банку, следует дождаться полного высыхания первого слоя.
  11. Чтобы закрепить работу, нужно нанести на поверхность банки лак.
  12. После того как лак подсохнет, нужно протереть поверхность баночки влажной тряпкой, а затем снова залакировать её.

Перечень:

  • Второй слой салфеток нужно клеить только после того, как высохнет первый слой.
  • Важно убедиться в том, что рисунок напечатан только с одной стороны салфеток. Почему? Дело в том, что после того, как на неё будет нанесён клей, салфетка может отпечатать рисунок на другую сторону.
  • Необходимо дождаться полного высыхания клея. Перед тем, как лакировать банку, нужно попытаться оторвать кусочек салфетки. Если она легко поддаётся и отрывается – значит нужно повторно нанести клей.
  • Иногда салфетки плохо крепятся к стеклянной поверхности, если клеевой раствор был приготовлен неправильно. Важно соблюсти пропорции и смешать клей с водой в одинаковом количестве. Также можно приобрести уже готовый клей для декупажа, правда, его стоимость выше, чем обычного клея.
  • Мастер должен держать под рукой влажную тряпочку. С её помощью можно легко удалить остатки клея.
  • Если наклеить салфетки в несколько слоёв, то можно добиться красивого 3D эффекта. Перед накладыванием следующего слоя, предыдущий нужно залакировать.

Что нужно подготовить для такого декупажа?

Что бы не планировал смастерить рукодел в данной технике: сделать на бутылке наросты, выполнить обратный декупаж, декорировать посуду, ему нужно «вооружиться» необходимыми инструментами и материалами.

Итак, ему понадобятся:

  • Тара, декор которой будет выполняться.
  • Клей. Чаще всего клей нужно смешать с водой, но в магазинах продаётся специальное клеящее вещество для декупажа.
  • Ножницы. С их помощью можно нарезать элементы для декорирования, например, бумагу или ленты.
  • Лак. Заменить лак может олифа.
  • Элементы декорирования, то есть материалы для декупажа.

Как получить наросты на стеклянной бутылке?

Создание объёмных элементов в данной технике – не редкость. Существует множество способов создать на стеклянной таре наросты. Лучшим способом считается приклеивание на неё полимерной глины. Благодаря такой глине, на бутылке появляются любые элементы, какие захочет мастер.

Он может вылепить из полимерной глины всё, что угодно, зверюшек, морской якорь или просто выпуклые шарики.

Инструкция:

  1. Подготавливается стеклянная тара, полимерная глина и средство для её размягчения.
  2. Мастер делает своими руками те наросты, которые он хочет видеть на бутылке.
  3. Глина заранее смешивается со специальным размягчающим её структуру веществом.
  4. После этого наросты можно крепить на поверхность банки, приклеивая их «Моментом».
  5. Материал следует запечь в духовке. Температура должна быть не ниже 130 градусов.

Совет: Чтобы сделать объёмные узоры, можно воспользоваться шпатлёвкой. Ею формируется контур нужной фигуры, после чего следует заполнить фигуру.

Обратный декупаж бутылок: пошаговая инструкция

Схема работы описана пошагово :

Как сделать красивую пробку для бутылки?

Чтобы придать композиции завершённый вид, следует продумать, как будет выглядеть бутылочная пробка. Красиво оформленная пробка придаст композиции вид логического завершения. Самый простой вариант заключается в оклеивании пробки с вязальную пряжу. Желательно, чтобы она была того же цвета, что и рисунок на салфетке. Также важно, чтобы пряжа была яркой и заметной.

Нет смысла использовать для этой цели тонкую акриловую нить для носков, так как она практически не заметная.

Также на поверхность украшенной нитью крышечки для бутылки можно приклеить какое-то декоративное насекомое, например, божью коровку. Не стоит забывать о возможности декора композиции с помощью акриловых красок. Мастер может изобразить на поверхности банки любой рисунок, например, ромашку или солнце.

Варианты финального оформления работ

Рассмотрим оформление декорированной граненой бутылки:

  1. Взять половинки бусин в тон основному цвету изделия и приклеить их горячим клеем на грани, чтобы подчеркнуть необычную форму емкости.
  2. На стыке окрашенного стекла и горлышка завязываем кружевной бант.
  3. На бантик наклеиваем небольшие листики и цветочки.
  4. В завершении прописываем клеем грани бутылки и наносим золотистый песок (применить спрей или порошок) для придания блеска и мерцания.

Делают кайму по краю изделия. Чтобы она была ровной надо приклеить малярную липкую ленту и вдоль нее намазать резиновым клеем. Затем убирают скотч и тщательно скатывают руками клей после просыхания краски. Желательно подложить клочок бумаги к месту, где будет начинаться линия для аккуратного выполнения черты.

Мастер-класс декупажа коробки

Для декупажа подойдет картонная коробка с ровной поверхностью.

Техника выполнения пошагово:

  1. Уголки бумажного ящика закрепить полосками малярного скотча, после чего загрунтовать всю рабочую площадь акриловым составом.
  2. Дать высохнуть и зашкурить грунтовку мелким наждаком.
  3. Если покрытие легло не ровно, манипуляцию сделать еще раз.
  4. Затем покрасить поделку подобранным для фона оттенком.
  5. На место для иллюстрации нанести декупажный клей.
  6. После полной просушки сверху наложить рисунок и разгладить горячим утюгом, подложив листок бумаги.
  7. Залакировать тонким слоем изображение и поверхность изделия.
  8. Поролоновой мочалкой наложить фоновый краситель и другие тона, подходящие по цветовой палитре.
  9. Кисточкой прорисовать мелкие элементы.
  10. Для придания некоторой неаккуратности специалисты советуют с помощью зубной щетки разбрызгать сверху белую краску.
  11. В завершении покрыть лаком.

Декорирование тарелки

Декупаж тарелок делают несколькими способами, но для начинающих лучше осваивать это искусство из салфеток пошагово, желательно с фото.

Декорирование этой посуды делится на два способа:

  1. Прямой - мотив наносят на лицевую сторону.
  2. Обратный - изображение накладывается на обратную часть блюда.

Для орнаментирования подойдет гладкая белая тарелка, сделанная из фарфора и без рисунков.


Декупаж для начинающих пошагово с фото из салфеток выполняется с помощью специальных приспособлений.

Порядок работы:

  1. Вырезать салфеточный узор.
  2. Рабочий предмет обезжирить с обеих сторон ватным тампоном, смоченным в спирте.
  3. Протереть насухо, чтобы не допустить в процессе работы появления пузырьков и заломов.
  4. Аккуратно наложить полученные мотивы на лицевую часть посуды.
  5. Сверху нанести клей, при этом разглаживая элементы кисточкой.
  6. Дать клею высохнуть, поверхность блюда залакировать.

Для использования тарелки в бытовых нуждах лучше выполнить обратное декорирование.

Техника выполнения аналогична вышеприведенной, но есть некоторые особенности:

  1. Иллюстрация прикрепляется на обратную сторону столового предмета, который должен быть прозрачным для лицезрения работы.
  2. Клей наносится только на края мотива, при этом не стоит касаться лицевой части посуды.
  3. При желании создать непрозрачный фон кругом изображения окрасить акриловым красителем и высушить.

Украшения для стула

Для начинающих создавать декупаж стула из салфеток, желательно брать ровный стул без больших изгибов и выполнять этапы пошагово, лучше с фото.


Декупаж по дереву

Деревянные, готовые к работе заготовки различной формы существуют в продаже. Если есть задумка украсить предмет из домашнего обихода, то его придется отделать самостоятельно.

Поверхности из дерева разделяют на 3 группы:

  1. Необработанная заготовка . При наличии шероховатости желательно обработать мелким наждаком. Выемки выравнивают шпаклевкой или специальным грунтом. Высушить и еще раз отшлифовать наждачной бумагой. Далее загрунтовать белым акриловым красителем.
  2. С пропиткой , которую ошкуривают для лучшего сцепления мотива с изделием. Затем вытереть пыль и нанести грунтовку.
  3. Окрашенную площадку, нуждающуюся в предварительном осмотре . Если покраска не откалывается, то ее стоит отшлифовать мелкозернистым наждаком. При отслаивании покрытия удаляют старый слой краски шлифовальным приспособлением или специальным раствором. Обработанную поверхность очищают, грунтуют и ошкуривают.

Порядок работы:

  • рабочую площадку отшлифовать и загрунтовать. При желании создать эффект старины на заготовку наносят 3 слоя белил, каждый из которых должен просохнуть. После чего наждаком или металлическим скребком зачистить дефекты.
  • Если встречаются выеденные жучками места, то их обработать корщеточным наконечником, насаженным на дрель и покрыть морилкой.
  • Вырезать рисунки с верхнего слоя салфетки.
  • Выложить мотивы на заготовку и аккуратно покрыть сверху клеем и просушить. В завершении залакировать и дать высохнуть.

Декорирование разделочной доски

Выполнение декора пошагово:


Самостоятельное создание оригинального дизайна стены

Главная идея создания такого декупажа состоит в перенесении или, так сказать, наклеивании изображения на плоские и не только поверхности, например стены, полы, потолки или даже дверцы шкафа. Изображения являются бумажными аппликациями, которые в будущем лакируются, обрабатываются краклей или дополнительной краской, что и придает им объем и реалистичность.

Правильный декупаж на стенах обязательно привнесет оригинальность любому помещению.

Подготовка изображений, которые вырезаются уже из готовых шаблонов, не требует много времени. Однако, если вы не уверены в своих дизайнерских способностях, то лучше всего выбирать цветочные и природные узоры, они достаточно «непривередливы».

Материалы и инструменты для осуществления настенного декупажа:

  • Эмульсионная/акриловая краска предназначенная для стен и подходящая под интерьер.
  • Простой карандаш.
  • Вырезанные из бумаги шаблоны.
  • Обойный/ПВА клей.
  • Резак/ножницы.
  • Грунтовочное покрытие.
  • Акриловый лак.
  • Уровень.

Кроме того, желательно иметь под рукой твердую поверхность, которую можно будет использовать в качестве подкладки во время резки орнаментов, а тон краски не должен выбиваться из общей стилистики помещения.

Инструкция по созданию настенного декупажа

Прежде чем начинать подобного рода работу советуется ознакомиться с техникой более мелкого, традиционного декупажа: Посмотреть видео-уроки или просто в целом взглянуть на особенности процесса.

После ознакомления, следует попытаться осуществить увиденное на практике:

  • Поверхность стен стоит очистить наждачной бумагой, после грунтовать и окрасить водоотталкивающей или акриловой краской, желательно в 2-3 слоя, дают ей просохнуть.
  • Пока стена сохнет, есть возможность вырезать шаблоны из обоев или специальных салфеток.
  • По уже высохшей стене карандашом намечается центр и крайние точки будущей композиции.
  • После данного этапа начинается сама оклейка, для каждого фрагмента тщательно выбирается свое место, смазывают клеем с тыльной стороны и прикладывают к стене, нежно придавливая слегка(!) влажным куском ткани.
  • На углах композиции или возле окон и дверных проемов следует вырезать орнаменты более кругло.
  • После каждого действия стоит попытаться оценить работу издалека, так как настоящий масштаб работы с близи увидеть невозможно.

После наклейки основных рисунков нужно перейти к более мелким деталям. Желательно, конечно, вырезать все шаблоны вместе еще в самом начале. Также, ни в коем случае нельзя забывать о том, что композиция должна соответствовать задумке и ее следует проверять издалека время от времени.

Когда аппликация высохнет и все ее части будут крепко держаться, композицию следует начать постепенно покрывать акриловым лаком в 2-3 слоя. После того, как последние слои высохнут – декупаж готов. Если придерживаться всех вышеизложенных правил, данная техника сможет преобразить ваше помещение в лучшую сторону.

Техника разглаживания узора

Приклеить салфетки способом проглаживания рекомендуют специальным составом. Вещество наносят на украшаемую поверхность, желательно ровную, и оставляют немного подсохнуть. Затем наложить вырезанный узор и бумажный лист, сверху которого провести по чуть влажному декору слегка горячим утюгом. Проследить чтобы не образовались заломы, и мотив закрепился.

Существует специальная прозрачная краска на водной основе, которой заменяют клей . Она устойчива к солнечному свету, влаге, даже когда изделие не лакируют.

Чтобы избежать появления складок специалисты советуют покрыть клеем поверхность, сверху положить салфетку, тщательно разглаживая ее пальцами или кистью. На сухой предмет декорирования положить бумажную аппликацию и покрыть слоем клеящего средства.

Секреты от мастеров

Декупаж для начинающих пошагово с фото из салфеток можно постепенно освоить даже новичкам.

Тонкости, которые желательно знать начинающим:

  1. Каждую поверхность (за исключением стекла) обрабатывают наждачным материалом и обезжиривают. Пластик нуждается в этой манипуляции для получения шероховатости и лучшего соединения со средствами покрытия. Дерево зачищают вдоль волокон для гладкости. Металлические предметы шлифуют для удаления предыдущей краски или ржавчины. Стекло отделывают спирто содержащими веществами или ацетоном.
  2. Непременно загрунтовать рабочую площадь перед покраской несколькими слоями желательно белой краски. Если материал пористый, то акрил ложится неравномерно.
  3. Новичкам рекомендуют делать декупаж с небольших частей. Для однородного растягивания изображения, приклеивая их, начинают проводить кистью от середины к кромке, при этом тщательно убирать появляющиеся воздушные пузырьки.
  4. Заломы и складочки надо тщательно разравнивать и скрывать. Если в итоге получилось изделие без дефектов, его надо зафиксировать несколькими пластами лака. Чем больше, тем лучше будет выглядеть.
  5. Чтобы рабочий инструмент служил долго, после окончания работы необходимо помыть и почистить его. Для этого рядом поставить емкость с водой и сразу же опускать туда использованные кисти и мочалки.
  6. Нанося каждый слой, а также после приклеивания орнамента нужно хорошо просушивать , и следующий этап начинать только на сухой площадке.

Не бойтесь экспериментировать!

Очень просто научиться делать декупаж из салфеток. Для начинающих лучше пользоваться учебным материалом с фото пошагово. Освоив это искусство, создают уникальные шедевры, которые будут радовать красотой окружающих.

Декупаж банок, бутылок, предметов интерьера и даже стен в помещении – это невероятно увлекательное занятие, справиться с которым сможет любой. Главное – захотеть создать уникальную и красивую вещь и заручиться самыми невероятно интересными идеями!

Видео: декупаж для начинающих пошагово с фото из салфеток

Смый простой декупаж для начинающих, смотрите мастер-класс в видео-ролике:

Как приклеить салфетку в технике декупаж, узнайте в видео-ролике:

Сегодняшний наш мастер-класс — исключительно для новичков. Я расскажу, с чего следует начать, чтобы Ваши усилия не были потрачены напрасно. Ведь, как это нередко бывает, вроде и желание есть, и полезных материалов с учебниками достаточно, а “первый блин” способен разом отбить все самые лучшие начинания.

А если Вы все еще в раздумьях и не знаете, какой из видов рукоделия выбрать, то мои доводы, я уверена, помогут Вам определиться.

Начну с того, что декупаж (или салфеточная техника) — самая простая, недорогая, доступная каждому техника декорирования, подходящая для абсолютно любых поверхностей. Декупажем можно украсить все — начиная от подставки под горячее и заканчивая бабушкиным шифоньером. После такого преображения вещь выглядит не просто очень красиво (словно расписанная вручную), а во всех смыслах уникально. Скоро Вы убедитесь в этом сами!

Первое, что следует знать, приступая к технике декупажа — это свойства материалов. Какими они бывают, почему подходят или не подходят Вам для определенных целей. Эти нехитрые знания хоть и просты на первый взгляд, но имеют множество нюансов, о которых следует помнить новичку.

Акриловая краска — самое главное. С нее начинается основная работа. Вы можете использовать акрил, купленный в специализированных магазинах, либо обычную строительную краску для внутренних работ на водной основе. Кстати, в будущем Вы убедитесь, что строительная краска идеально подходит для одношагового кракле в декупаже. Но будьте внимательны — строительная краска не должна быть дисперсионной, иначе она будет плохо ложиться.

Клей в декупаже используется специальный (для декупажа) и обычный ПВА (разбавленный водой на 1\3). И тот, и другой имеют свои преимущества и недостатки.

Специализированный клей идеально подходит для работы из-за своей консистенции, но стоит он в разы дороже ПВА (недостаток ПВА — хуже ложится).

Лак. В декупаже используется специальный лак для декупажа и строительный акриловый лак на водной основе.

Лак для декупажа в силу своей консистенции идеально подходит для покрытия декупажных поверхностей.

Строительный лак тоже хорошо подходит для этих целей. К тому же он продается в любом строительном магазине. Но нужно иметь в виду, что при использовании строительного лака декупаж предполагает более тщательную лакировку, чем при использовании специализированного лака.

Клей-лак для декупажа (2-в-1) подходит в том случае, если Вы просто хотите понять, что такое декупаж. Этой клей удобен в обращении, поскольку (как Вы догадались) выполняет одновременно две функции.

Дополнительные материалы:

Шпатлевка. Приобрести ее можно в любом строительном магазине. Прекрасно подходит для исправления дефектов на деревянных изделиях и создания объемного декупажа. Что очень удобно, поскольку этот недорогой способ избавляет мастеров от необходимости приобретать для создания объемов дорогие 3-Д гели.

Структурная паста также прекрасно справляется с различными дефектами в изделиях и создает объем.

Колер. В этом качестве можно использовать обычную художественную гуашь, добавив ее в акриловую краску. Хорошо зарекомендовала себя в работе гуашь производства “Невская палитра”, длительно сохраняющая свои свойства.

В “Невской палитре” Вы также можете приобрести акриловые перламутровые краски “Перламекс” и “Металекс” с блеском, замечательные металлики для придания изделию эффектов позолоты, серебрения и других.

Конечно, новичку нет смысла приобретать сразу большое количество красок, колеров и т.д. Это дорого и нецелесообразно. Но пару оттенков светло-золотого, темного-золотого Вы всегда должны иметь под рукой. Очень не советую покупать краски “Decola” по причине их непродолжительного срока хранения.

Альтернатива специализированному колеру для декупажа — его аналог, который продается в обычных строительных магазинах. Он незаменим при окраске больших площадей — таких, к примеру, как шкаф, комод. Для подобной работы хорошо подходят цвета жженой умбры, осенней листвы. Стоимость строительных колеров невысока (раза в два дешевле акриловых красок), а эффективность не ниже.

Кисти и спонжи. Плоская синтетическая кисть средних размеров. Незаменима при финишном нанесении лака.

Спонжи можно использовать вместо кистей при нанесении акриловых красок на поверхность изделия.

Валики очень удобны при разглаживании декупажной карты либо салфетки.

Шпатель для работы со шпатлевкой.

Наждачная бумага прекрасно справляется с шероховатостями при работе с деревянными изделиями и в том случае, когда необходимо удалить выступающие за край изделия концы салфетки. Я советую Вам приобрести наиболее распространенные виды наждачной бумаги — № 240 и № 280.

Отдельно остановлюсь на декоре для декупажа. В него входят:

Специальные салфетки для декупажа
Салфетки для сервировки стола (трехслойные)
Рисовая бумага
Распечатки, сделанные на лазерном принтере

Каждый из вариантов имеет свои преимущества, но начинающим декупажницам я посоветую все же начинать с салфеток (обычных или для декупажа). Они более просты и удобны в обращении.

Сегодня мы сделаем первые шаги в бескрайний мир возможностей декупажа. И начнем его с самого простого изделия.

Подставка под горячее:

Нам понадобятся:

Подставка под горячее
Салфетки для декупажа
Белая акриловая краска
Клей-лак

1. Заготовку предварительно зашкуриваем наждачной бумагой.
2. Покрываем первым слоем акриловой краски.

3. Хорошо просушиваем феном на расстоянии 20-30 см или оставляем до полного высыхания.
4. Снова зашкуриваем.



5. Наносим второй слой акриловой краски (не забываем прокрасить боковую сторону нашей подставки!)
6. Вырезаем салфетку по форме подставки.
7. Снимаем два защитных слоя.
8. Для наклеивания используем канцелярский файл. Для этого кладем салфетку на середину файла, заливаем полностью водой и разглаживаем пузыри кисточкой — от центра к краям.



9. Лишнюю влагу промакиваем салфеткой.



10. Файл с влажной салфеткой прикладываем к основе и аккуратно его снимаем.



11. На влажную салфетку наносим клей или клей-лак.



12. Подсушиваем феном или оставляем до полного высыхания.
13. Остатки салфетки, выходящие за края подставки, снимаем при помощи наждачной бумаги (“нулевки” или “двойки”).



14. Наносим еще один слой клей-лака, который позволит нам закрепить салфетку для использования под горячее.
15. То же самое проделываем с другой стороны.
16. В завершение работы при желании края нашей подставки можно состарить, используя эффект состаривания.



Полезные советы при работе: декупаж без складок

Не имея пока большого опыта в декупаже, Вы можете столкнуться с тем, что салфетка при наклеивании топорщится и собирается складками. Сейчас я покажу Вам несколько способов, как этого можно избежать.

Способ А: (подходит только для небольших участков салфетки)

1. Если наша салфетка состоит из трех слоев (что чаще всего), снимаем два нижних слоя, оставляя только верхний, красочный.

2. Руками (не ножницами!) отрываем нужный фрагмент салфетки — в этом случае он органично сливается с основным фоном изделия, что создает иллюзию рисунка.

3. Фрагмент салфетки покрываем клеем, двигаясь от центра по кругу. Образующиеся при этом мелкие складочки можно разгладить, если слегка приподнять салфетку, а затем разгладить ее. Действовать нужно очень аккуратно, потому что влажная салфетка очень хрупкая.

4. Излишки салфетки, выходящие за край изделия, можно снять при помощи наждачной бумаги. Но только после того, как салфетка хорошо просохнет!

Способ Б:

1. Отделяем цветной слой салфетки.

2. Прикладываем его к изделию.

3. В центр салфетки ставим точку кисточкой, смоченной в воде.

4. Аккуратно приподнимая салфетку, продолжаем пропитывать мотив водой по кругу, начиная от центра. Здесь нужно быть очень внимательным, чтобы в какой-то момент случайно не повредить салфетку.

5. Если при намокании края нашей салфетки вышли за край изделия, то их можно убрать руками, пока она еще мокрая. Мелкие детали мы затрем позже наждачной бумагой, когда салфетка высохнет.

6. Еще влажную салфетку закрепляем клеем, при этом едва касаясь кистью ее поверхности.

7. Оставляем до полного высыхания.


Декупаж, марьяж, грильяж, вояж... Когда я говорю, что занимаюсь декупажем, люди как-то мягчают, расплываются и даже начинают заискивать. Прямо-таки "гольтепа" матушки Бальзаминовой. И я невольно демонстрирую эту "гольтепу" как признак адекватности эпохе. В самом деле, не вызывает же такого же интереса и уважения "я вяжу носки" или "я вышиваю крестиком".

А ввернёшь какую-нибудь "гольтепу" (их нынче много: пэчворк, квилтинг, квиллинг, фелтинг, скрап - прости, Господи - букинг и проч.), и находишь отклик у евразийских новосельцев Москвы. И видится тебе волшебная и чарующая картина "культурного посредничества" России: насыпят в карман "семки", вставят в ботинки "ступинаторы", напишут на ценнике "картоф-маркоф", достанут "пудерницу", споют песню про "аринтир", скажут сакральное "абанамат" и побегут заниматься декупажем...

А в каждом доме можно отдекупажить, надекупажить и передекупажить много чего старого, некрасивого, надоевшего, скучного. И пусть есть какие-то опытные мастера, и даже с дипломами и - о Боже! - международной репутацией, и пусть в книжках и журналах такие красивые картинки с такими красивыми вещами, это не повод отказываться от своего желания и своих творений.

Все эти вещи я сделала до того, как у меня появился блог. Поэтому без мастер-классов. (И опять о больном... "Мастер-класс" - слово какое-то дурацкое, слизанное с чужой культуры и чужого языка. "Мастер-класс" по теме "бумажка-клеить-деревяшка", "девушка-рисовать-цветок", "сидеть-попа-стул-красиво"...).

В чём особенность этого текста? Сочетание технологии и эмоции. Как радовалась, огорчалась, пробовала, сказала себе "никогда", а потом сказала "а если". Это будет мастер-класс - по теме "женщина-неумёха-декупаж-научиться-молодца!".

Если это кому-нибудь поможет, буду рада. А мне уже хорошо.

ТАБУРЕТКА.

Первый опыт - табуретка из Икеи. Повод - статья с картинками в рукодельном журнале. Все материалы мне подобрала продавщица в художественном салоне, понимающе улыбаясь после моих объяснений. Минимум миниморум и самое дешёвое.

Сделано с помощью:

Двух флакончиков акриловой краски - ярко-голубой и жёлто-бежевой (написано "цвет слоновой кости"),

Плоской синтетической кисти для клея,

Плоской кисти подешевле для лака,

Плоских синтетических кистей для краски (умная продавщица так и напирала на эти плоские кисти),

Дешёвого клея для декупажа,

Акрилового лака во флаконе,

Декупажной карты с малышами (то есть простого бумажного листа с картинками, только бумага несколько тоньше, чем обычная писчая),

И салфеток, которые торчали в салфетнице.

Вся работа заняла 2 часа, включая ожидание на просушку. А как я трепетала, замачивая бумажки из декупажной карты в воде, а потом промокая тряпочкой! А как я радовалась, что они ровненько разглаживаются плоской кистью и приклеиваются без пузырьков! Амели из одноимённого фильма любила погружать руку в мешки с крупой, здесь - такое же живое тактильное удовольствие. Помимо кисти можно разглаживать бумажки и пальцами - мазюкать.

Я не зашкуривала наждаком и не грунтовала. Я вообще не знала, что это нужно делать. Но табуретка и так была ровная, слава богу. Да! Я её и собрала сама!

Всё получилось. Крылья выросли сразу. А плана никакого не было, картинки кромсала как Бог на душу положит, а салфетки просто-напросто приклеивала на дырки. Оказывается, эта манера наклеивать называется декопатч. (Привет господину Журдену!).

После использования табуретка стала ещё красивее: ободралась где надо, заляпалась на нужных местах, потемнела. В семье этих ребятишек полюбили и зовут "голодранцы". Всё-таки веселее получилось, чем обычная покраска или покрытие морилкой.

Опыт таков:

Нужны акриловые краски и акриловый лак. Запомнить слово "акриловый". Акриловый - не пахнет. Все акриловое смывается водой и мылом, никакие химикаты не нужны.

Нужны плоские синтетические кисти (я полюбила №12 и №14). Потом в моей коллекции появились кисти круглые и веерные. По искусствоведческой легенде, веерные кисти придумал Леонардо, а плоские - импрессионисты.
- Если в плане работ числится покраска больших поверхностей (ножек стула, плоскостей этажерки и проч.), то можно купить большие плоские кисти в обыкновенном хозяйственном или строительном магазине. Они там стоят копейки. Номера таких кистей переваливают за 20: №20, №22 и т. д.

Нужен клей для декупажа (потом я пробовала обыкновенный ПВА, мне не понравилось).

Бумагу перед наклеиванием надо вымачивать. Подождать, когда свернётся в трубочку и развернётся. А потом промокнуть бумагу тряпочкой, и она замечательно приклеивается.

Никогда и ничего раньше не покрывала лаком, оказывается - приятно и красиво.

Работа не сложнее, чем аппликация в детском саду.

Правда, надо ждать, когда все слои по очереди высохнут (краска - раз, клей - два, первый слой лака - три, второй слой лака - четыре). А это требует выдержки, как у разведчика.

ДВЕРЬ.

Неудачный опыт, надо признаться.

После табуретки осмелела и взялась за дверь. Не снимая с петель! И сразу салфетками! Переделывала не раз, пока не поняла, что ничего невозможно исправить. Салфетки сморщились, порвались, ровно не легли (на весу-то!). Но негативный опыт - тоже опыт. Это лекарство от гордыни. Смотрю на дверь и самоуничижаюсь. Да ещё и розочки эти! Потом, конечно, накоплю силы и переделаю.

Вообще в этом виде декорирования очень много пошлости, и от неё не спрятаться: розочки, лавандовые поля, девушки с сердечками и без, щенята, котята, телята, овечки, золото, бронза, блеск-блеск-блеск... Редко встречаются вещи, автор которых нескрываемо обладает безупречным вкусом. Я - не обладаю. Как неопытный вырезальщик и клеяльщик, несусь по уже проложенным дорожкам, а там - традиция "котиков".

Опыт таков:

- "Салфетки для декупажа" - это фикция; это обыкновенные салфетки, состоящие из нескольких слоёв. Для декупажа нужно отдирать верхний слой с рисунком. Можно использовать иголочку, с помощью которой расслаивать салфетку. А некоторые салфетки расслаиваются, если просто подуть на ребро.

Эти салфетки продаются везде: в хозяйственных магазинах, супермаркетах, в интернет-магазинах для декупажа, в магазинчиках для рукоделия и т. д.

Для салфеток есть специальный клей (он же одновременно - и лак), при работе с этим клеем салфетки не успевают намокнуть, растянуться и разорваться (я потом пробовала, пытаясь оправдаться за эту дверь).

Рисунок из салфеток можно вырезать малюсенькими ножницами, скальпелем (не медицинским, конечно, а тем, что продаётся в магазинах для декупажа или для пэчворка), а можно и вырывать. Совсем маленькие элементы вырываются при помощи зубочистки: надо потыкать мокрым кончиком вокруг рисунка и аккуратно отсоединить от салфетки.

______________________________________

(Переделала спустя два с половиной года. Старая дверь переживала уже 4-ю покраску, и пришлось шпаклевать поверхность, заделывать шпаклёвкой щели, заново прибивать отошедшую планку, бесконечно шкурить и проч. Для маскировки неровностей был придуман кракелюр: на самой двери, на планках, на стояке.
И опять розочки! Да что ты будешь делать! А куда деваться? Античная мозаика, гномики, домики, часики, рекламные плакаты с девушками, виды городов с Эйфелевыми башнями и Биг-Бенами - это на хозяйственной двери смотрелось бы ещё ужаснее. Прикладывала, смотрела - ужаснее... А большие цветочки прикрыли неровности двери. Тоже плюс.

Намешанная из белой и зелёной акриловой краски бирюза двух оттенков.

Кракелюр на двери и на стояке.

Под кракелюром - разноцветная краска: коричневая, золотая, зелёная.

На планке - салфетка. Вырванные мотивы с цветочками.

_____________________________________________

Потом я перешла на малые формы, соразмерные самооценке.

КОРОБКА ДЛЯ МЕЛОЧЕЙ И БУМАГ.

Очень многое узнала и сделала впервые.

Узнала, что есть заготовки для декупажа, и очень удивилась. Купила деревянную коробку. И рисовые карты с картинками для декупажа. И лак для одношагового кракелюра, то есть по-русски - трещинок.

Кракелюр потряс процессом и эффектом. Наносишь тёмную краску, даёшь высохнуть, потом - лак для кракелюра, даёшь подсохнуть согласно инструкции производителя, а потом - светлую краску. И прямо под кистью появляются трещинки. Такое наслаждение, такая радость неподдельная! Интрига прямо у тебя под носом: что получится, как расползутся? Но светлую краску нужно наносить аккуратно и только одним слоем! Иначе получатся разводы, кляксы, месиво. Нужно набивать руку и научиться проводить ровные мазки плоской кистью.

Впервые попробовала поляпать кусочком поролона (см. якобы голубое небо).

Впервые попробовала приклеивать рисовую бумагу. И обрывать её хорошо, и приклеивать удобно. И вымачивать её не надо.

Впервые потерла наждачной бумагой края.

По-моему, получился прованс. То есть деревенщина, провинция. Французская. (Я не обзываюсь, это - стиль).

Стиль в декупаже - очень смешная тема. Прованс, викторианский стиль, шебби-шик, симплисити и т. д. - прелесть как развивают кругозор и знания в сфере рыночного маркетинга. В этом смысле очень забавна и показательна история с появлением стиля шебби-шик: одна шустрая американская дама получила патент на штучки с кракелюром, потёртостями и розочками, и получился весьма продажный "потёртый шик".

А этот чудный прованс стоял у моей бабушки на терраске: это был самодельный, выкрашенный белой краской шкаф, сделанный в бедное послевоенное время. А я на нём рисовала цветочки и писала всякие слова.

Опыт таков:

Нужен грунт! Поверхность перед декупажем нужно ошкурить наждачной бумагой и загрунтовать.

Слово страшное, из каких-то земельно-экскаваторных работ. А оказывается, опять ерунда: нужно поверхность просто покрыть слоем или слоями акриловой светлой краски или акриловым грунтом (он так и продаётся, так и называется; а представляет собой, если я правильно поняла, смесь краски и шпатлёвки).

Зачем? Во-первых, меньше уходит краски и клея: они не впитываются в огромных количествах в пористую поверхность (дерево, картон). Во-вторых, поверхность становится более ровной. В-третьих, рисунок тонких салфетки и декупажной карты на светлой поверхности грунта будет виден по всех подробностях.

Но от грунта можно и отказаться, если, например, очень хочется сохранить и подчеркнуть красивую и замысловатую поверхность дерева и проч. Всё зависит от желания и замысла.

Наждачная бумага - друг декупажа. Поверхности и слои нужно ошкуривать. Я, в основном, использую бумагу с двумя нулями: 100, 200, 400, 500, 600. № 1000, которую многие любят, - это для микроскопических работ.

Крупный наждак очень нужен, если нужно подготовить к декупажу старую вещь (со старой краской, старым лаком, грязью) или неподготовленную деревянную поверхность. Если дерево сначала ошкурить грубой наждачной бумагой, а затем - мелкой, то оно становится идеально гладким. А ещё нужно ошкуривать слои лака в самом конце работы (так называемый финишный лак). А ещё - с помощью наждачной бумаги можно делать потёртые грани.

Очень интересно делать потёртые уголки и грани. Нужно нанести первый слой краски (обычно тёмной), дать высохнуть, потереть выбранные места любой свечкой, потом нанести иную краску (обычно светлую), дать высохнуть, а потом потереть те самые места мелкой наждачной бумагой, особенно не нажимая. Очень приятная работа! И для глаз, и для рук!

Рисовая бумага для декупажа - сплошное удовольствие. Во всём.(Есть и иные натуральные материалы, из которых изготавливается бумага для декупажа).

Есть заготовки для декупажа. И есть хозяйственные магазины, где продают необработанные деревянные изделия (разделочные доски, хлебницы, ложки, лопатки, солонки, скамейки, детские стульчики, полки и проч.), которые можно декупажить. Обходятся они дешевле, чем специальные заготовки.

Лак для кракелюра - не дорогой (есть российские).

ПОДСТАВКА ДЛЯ НОЖЕЙ.

Побежала по квартире, чтобы найти чего-нибудь, что можно переделать. Нашла подставку для ножей, лак с которой давно облез.

И всё повторила: сняла лак и грязь крупной наждачной бумагой - загрунтовала - нанесла слой тёмной краски - покрыла лаком для кракелюра - прошлась по граням парафиновой свечкой - осторожно плоской кистью нанесла светлую краску мазками сверху вниз - мелкой наждачной бумагой осторожно потёрла грани (лёгким движением в одном направлении), которые очень легко облезли - наклеила мотивы с цветочками и пищевыми продуктами - подкрасила края картинки с бутылкой - нанесла 2 слоя лака.

Впервые применила подмалёвку, то есть просто-напросто кистью и поролоном закрасила края бумажки с бутылкой (она была меньше, чем нужно). И опять удивилась: даже если цвет не один в один с картинкой, всё равно получается хорошо. Такие натуральные тени или разводы.

Знаю и вижу, что получилось в стиле "поморгает мне глазами и не скажет ничего", "Юра, Юра, я такая дура" и «соловей России - славный птах". Знаю и вижу. Но всё равно нравится.

Этим и хорош декупаж - процесс приводит к радости и умилению вне прямой зависимости от результата.

Опыт:

Узнала, что есть шпатлёвка по дереву; купила маленькую коробочку в строительном магазине и после очистки поверхности наждаком заделала рельефный логотип. И вообще, в строительно-хозяйственном магазине стала "своей". Продавец уже заигрывает: "Девушка, зачем вам наждачная бумага?" А я его интеллектом: "Как нет пятисотки? Ну, давайте шестисотку. А у вас листами или метражом?"

Для подмалёвки купила набор кистей: обыкновенных детских круглых и дешёвых. В этом случае неважно - синтетические или натуральные.

МИСКА деревянная.

Люблю её, трогаю и тискаю. Она получилась гладенькая-гладенькая, потому что я её покрывала лаком и шкурила, покрывала лаком и шкурила...

На тёплой внутренней стороне использовала рисовую бумагу, а на внешней холодной - салфетки. Это - замысел. Поняла прямо во рту это слово - "за-мысел". То есть мысль ещё не родилась, а предвкушение, образ - уже есть.

И здесь я, наконец, избавилась от страха перед салфетками. Как бы вы их ни приклеивали, как бы ни изощрялись, они всё равно получатся с морщинками. А надо, оказывается, сделать так: дать высохнуть, покрыть нескольким слоями лака и зашкурить мелкой наждачной бумагой. Всю эту операцию нужно повторить несколько раз.

Эту миску я делала несколько дней, давая высохнуть лаку. Шкурила и покрывала лаком раз шесть.

Храню в ней конфетки...

ПОДНОСЫ.

Ну куда же без подносов!

Один поднос был просто белый и никакой, два другие - старые и облезлые из прессованной соломки.

На эти подносы вывалила всё, что умела. Можно сомневаться в мастерстве и вкусе (сама сомневаюсь), но завтракать стало веселее.

Впервые попробовала иной кракелюр - двухшаговый. Звучит сложнее, а делается проще: наносится первый лак из набора, потом второй лак из набора (так и продаются). Появятся трещинки, и их нужно "проявить", то есть что-нибудь втереть внутрь трещинок. Это что-нибудь: пурпурин (мелкий-мелкий порошок разных цветов), масляные краски, битум (это такая тёмная маслянистая дрянь в пузырьках или канистрах), тени для век, накрошенный грифель карандаша, крем для обуви и т. д. Сначала нужно втирать пальцами, кистями или ватными палочками, а потом - просто смахнуть лишнее и протереть.

Я купила золотой пурпурин и втирала в подносы с остервенением. Поэтому они все в золоте и порой, кажется, входят в противоречие с русской природой. А в светлые места втирала тёмные тени для век.

Бабочки из салфеток.

Трещинки на красном - пурпурин, на светлом - тени для век.

Мотив из салфетки по периметру.

Поднос спустя два года. Как видно, служит.

Края подноса обтянуты мягкой пластмассой, похожей на резину; вот с неё немного краска облезла. А так - нормально.

Опыт таков:

Если деревянную поверхность не грунтовать, а сразу красить акриловыми красками, по проглядывает дерево, и это очень мило.

Двухшаговый кракелюр лучше покупать в наборах (особенно это важно для тех, кто не разбирается в химии и не хочет мучаться с подбором лаков).

Проявление трещинок - особая тема в декупаже. Например, после битума и масляных красок нельзя использовать обыкновенный акриловый лак. Если интересно накопление знаний в сфере великой науки химии - можно развиваться в этом направлении. Мне - неинтересно. Поэтому проявляю либо пурпурином, либо тенями, либо грифелем, либо тонированным кремом для обуви.

Подносы, покрытые акриловым лаком, функциональны. Просто не надо их мыть под струёй воды. А если и помыть, - то быстренько вытереть.

ШКАТУЛКА С АНГЕЛАМИ.

Впервые попробовала поталь. Мимо моего уха пролетали слова "поталь", "мордан", и я благоговела. Оказывается, ничего особенного. Поталь купила в листочках; оказалось, что это - тоненькая фольга. А мордан оказался жиденьким клеем.
Сначала надо нанести мордан, дать подсохнуть, но не высохнуть (на этикетке написано, сколько ждать). Потом взять поталь... Легко сказать - взять. Попробуйте взять! Она тоненькая, да ещё электризуется, да к тому же - загибается от малейшего дуновения. Можно использовать пинцет. Для оптимизации процесса можно подготовить какую-нибудь мелкую коробочку-крышечку, в которую складывать кусочки потали. Закрыть все окна и не дышать на неё! А потом прикладывать поталь кусочками к нужному месту, покрытому лаком. Опытные мастера советуют использовать специальные кисти (забыла, как называются): круглые у основания и ровно срезанные у ворсинок. Ими "набивают" поталь, то есть просто аккуратно и нежно тыкают. Но у меня была небольшая поверхность, и я обошлась плоскими кистями. Ими и набивала поталь перпендикулярно поверхности. Не надо обращать внимания на то, что поталь сминается и рвется; приклеивать её "заплатками" - это нормально. Потом дать высохнуть, следуя инструкции клея. А потом мягкой кистью и мягкими движениями смахнуть лишнюю поталь. Она останется лишь там, где был клей. Не знаю почему, но - весело!..

Приклеенную поталь затем потёрла наждочной бумагой, чтобы золото казалось старым. Как смогла, так и потёрла. Если критериями оценки работы служат Вечность, Искусство и профессионализм реставраторов, то мой опыт приклеивания потали - ужасен. А если не взлетать в высоты, а оценивать с точки зрения утилитаризма и собственного удовольствия, то я - молодец, и получилось красиво.

Особенно понравилось, как блёстки потали ещё долго летали по всей квартире и прилипали ко всему и ко всем!

На этот раз получился викторианский стиль. Это стиль уже не французской, а английской деревенщины. Его особенность - тёмные тона, избыток позолоты и миловидные картинки с претензией.

Внутри.

Уяснила, что некоторые деревянные заготовки некачественно сделаны. Здесь: из швов торчал клей (в некоторых местах - целыми каплями) и наждаку не поддавался. После прохождения морилкой этот клей окрашивался в какой-то красный цвет. Пришлось изгаляться и все углы проходить близкой по цвету краской.

Опыт таков:

В наклеивании потали нет ничего сложного.Просто нужно соблюдать инструкцию производителя клея-мордана.

Дешёвая морилка для дерева из хозяйственного магазина очень хороша.А сколько цветов! А ещё её можно смешивать.

Большие заготовки из магазинов для декупажа не стоят тех денег, за которые их продают. Обиделась навсегда.

ШКАТУЛКА С "ВЕСНОЙ".

При изготовлении этой вещи поняла, что декупажем ничего испортить невозможно. Всегда можно переделать. Просто не надо психовать.

Основой задумки был материал - рисовая карта. Работать с ней - приятно до мления. По размеру подходила "Весна" Боттичелли.

Если разобраться в символике, то это - гимн вынужденной дефлорации и всяческому насилию над телом и душой женщины, с которым она должна смириться и научиться получать удовольствие. Другими словами, здесь попытка соединить в одной женщине и голенькую незакомплексованную языческую нимфу, и тихонькую высокоморальную Деву Марию (мировоззрение Возрождения! мы - христиане, но очень любим греко-римское телесное язычество!). А как милы наивные мужские намёки: девочка, твой век короток, торопись!.. Справа - ещё весна, а слева - уже осень. Повесить её (картину), по затее заказчика, нужно было над ложем готовящегося к свадьбе младшего брата. Напутствие, так сказать.

Сначала очень хотелось сделать боковинки так: положить нижний слой краски с переходами от одного цвета к другому, потом кракелюрный лак, потом светлую краску опять же с плавными переходами. И ничего не получилось. Вышли полосочки, как у матраса.

Поплакала-поплакала и переделала. Наклеила сверху салфетку с травками и завитушками, поталь кусками-кляксами, потёрла наждаком в разных местах и с разной интенсивностью, и всё получилось: состаренные, замызганные, неровные поверхности якобы бывшей в употреблении вещи! Этого и хотелось.
(А если охватило непреодолимое отчаяние, то можно взять наждачную бумагу и содрать всё к чёртовой матери. Поверхность для работы только ровнее станет).

На донышке полоски оставила.

КОРОБКИ ДЛЯ КАРАНДАШЕЙ И ПИСЬМЕННЫХ МЕЛОЧЕЙ.

И всё-таки большее удовольствие получаешь от украшения бросовых вещей. Поражает альтернатива: помойка или красота. И при этом чувствуешь свою пользу как человека и как женщины.

Не потому ли захватил декупаж просторы нашей Родины, что попал на благодатную почву советской традиции: мочалки из колготок, рыбки из трубочек для капельниц, корзинки из разноцветной проволоки, кофточки из распущенной нити хлопчатобумажного транспортёра?

А получился "мужской набор" на письменный стол.

Опять использовала рисовую бумагу, салфетки, акриловые краски и одношаговый кракелюр. И всё.

Такие маленькие ёмкости очень трудно покрывать краской изнутри: и так попробуешь, и так, и кистями, и спонжами...

Опыт таков:

Пластмассу нужно потереть наждаком, а потом наносить грунтовку. Лучше - в несколько приёмов.И всё получится.

Плотный картон тоже можно декупажить, но грунтовку надо наносить тонкими слоями и давать высохнуть. А то картон размокнет.

КАРТОНКА.

А иногда просто не бывает выхода. Только декупажить!

Например, такая история. Я купила немецкий стол для швейной машинки страшно сказать за какие деньги. А отсек для аксессуаров был закрыт картонкой из прессованной стружки. В их германские мозги не залезешь и не поймёшь, зачем нужно было использовать элемент из вторсырья такого ужасающего вида. Наверное, природу сберегают и демонстрируют, как сберегают.

Теперь раскладываю стол, сажусь шить и говорю: "Здравствуйте, девушки!"

Салфетки рвала и наносила элементами.

Девушки поверх салфеток.

Акриловая краска по контуру фигур.


ЭТАЖЕРКА С КОМИКСАМИ.

Эта штука принесла мне радость. Была совсем уж убитая этажерка, на которую летом ставили цветы, а зимой отдавали на волю ветрам и морозам. Да и сделана она была с той же тщательностью, что и деревянная тара для овощей.

А идея родилась из-за усталости от цветочков и мимимишных сюжетов декупажных карт.

Комиксы!!! Бумага тонкая, легко клеится. После намокания в воде не рвётся, а растягивается так же, как и декупажная карта. Нарезать, вырывать и наклеивать можно как угодно. Истончения бумага не требует, поскольку это - комиксы, и нет нужды скрывать, что это - комиксы. (Я знаю, что высший пилотаж в декупаже - это когда нет поводов заметить приклеенную бумагу).

Единственное, что пугает: после намокания просвечивается обратная сторона. Но когда картинка высохнет, никаких следов оборотного рисунка не останется. Легко ремонтировать: если ободрался элемент, то нужно просто вырезать и наклеить иной элемент коллажа, а потом покрыть лаком.

Для веселья и некоей "идеи" три полки старалась оформить в разных цветах: верхняя - преимущественно коричневая, средняя - синяя, нижняя - красная. Элементы 1) вырезала, 2) вырывала, 3) вырезала ножницами заг-заг.

А ещё старила перегородки и ножки: после покраски проходила наждачной бумагой и по граням, и по плоскостям.

После моего ремонта этот эксклюзив больше не выносили на балкон...

Опыт:

Не надо привязываться к специальным материалам для декупажа; идеи и материалы - повсюду; это - журналы, газеты, марки, открытки, порванные книжки, упаковка, фантики, обои, нотные листы, конверты, фотографии и т. д. Те,кто декупажит много и изощрённо, печатают картинки из интернета на принтере.

Но в этом случае нужно истончение бумаги. Первый способ - мокрый: покрыть нужное изображение несколькими слоями акрилового лака, дать высохнуть, а с обратной стороны намочить бумагу и аккуратно скатывать ненужные слои. Сухой способ: опять же закрепить нужное изображение несколькими слоями лака, а с обратной стороны приклеить скотч и аккуратно содрать его вместе со слоями бумаги, и так несколько раз.

Эти ухищрения требуют навыка, зато после этого пресловутого истончения понимаешь, что не нужно орать на детей, если у них выходят кривые палочки и кружочки.

Нужно посещать не только художественные салоны и специальные магазины для декупажа, но и обыкновенные строительно-ремонтные. Там можно купить: белую акриловую краску, акриловый грунт, акриловый лак, плоские кисти для больших поверхностей, наждачную бумагу, пузырьки с "колорами"(их нужно добавлять в белую краску для получения нужного оттенка), краску и лак в спреях, лак для кракелюра. А цена! Целое ведёрко лака (я пробовала и российский, и финский) стоит столько же, сколько пузырёк в худ. салоне.

Если вещь большая и грязная, то подготавливать её для декупажа лучше на балконе (на террасе, на полянке). Очень много летающей пыли от наждачной бумаги!

ПОЛКИ ДЛЯ ВАННОЙ.

Это первый раз, когда я сделала действительно полезную вещь. Нужны были полочки для ванной, но стекло применять не хотелось.

А декупаж!

Сразу появилась готовность к подвигу: смело взяла электролобзик и вырезала из ламинатной доски полочки нужной формы. Потом сама их выровняла и зашкурила, а затем и украсила.

Я уже давно дружила с салфетками и даже научилась переносить их целиком, а не фрагментами.

Служат полки уже год, и ничего с ними от воды и пара не происходит.

Вид снизу.

Вид сверху.

Опыт таков:

Русские женщины из интернета - гении! (Про иных - не знаю, я читаю по-русски). Они уже придумали способы перенесения целых салфеток. Есть "файловый метод", метод с использованием веерной кисти, есть "сухой метод".

Метод веерной кисти - для мазохистов. А "файловый" и "сухой" - остроумные и беспроигрышные.

Салфетки на полочки были перенесены с помощью файла - обыкновенного пластикового файлика для бумаг. Салфетку нужно поместить лицевой стороной на файлик. А затем подставить её под тонкую струйку холодной воды. Медленно и аккуратно крутить файлик, выравнивая мокрую салфетку и выгоняя пузырьки. Затем салфеткой вниз расположить файлик на декорируемой поверхности. И, не снимая файлик, пальцами разгладить изображение. Начинать от центра. Пластик убережёт салфетку от деформаций. Чудо, выравнивание идеальное! А потом, не торопясь, стащить файлик, двигая его в горизонтали, как переводную картинку. И в самом конце - покрыть уже прилипшую мокрую салфетку клеем для декупажа или специальным клеем-лаком для салфеток.

А края салфеток? Дать высохнуть и "срезать" мелкой наждачной бумагой. Край получается ровный, как после скальпеля.

С первого раза перенесение целой салфетки может не получиться, зато потом - как на конвейере.