Логопедическое фронтальное занятие знакомство с новыми словами. Конспект фронтального логопедического занятия план-конспект занятия по логопедии на тему. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

Людмила Козинова
Конспект фронтального логопедического занятия «В гостях у Федоры»

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема : «В ГОСТЯХ У ФЕДОРЫ » .

По мотивам сказки «Федорино горе » К. И. Чуковского.

(подготовительная группа)

Составила учитель-логопед КОЗИНОВА Л . В.

(г. Санкт-Петербург)

Цель занятия : закрепить знания детей по теме : «посуда» , «продукты» .

Коррекционно-образовательные цели :

Уточнить и активизировать словарный запас по теме «Посуда» .

Совершенствовать грамматический строй речи : закреплять навык правильного образования относительных прилагательных, существительных в Р. п. ед. ч., согласовании числительных с существительными, закреплять навык употребления глаголов в рамках лексической темы, закреплять навык правильного употребления предложно-падежных конструкций .

Закреплять навык фонематического анализа и синтеза (выделение первого, последнего звука в слове, определение количества и места звука в слове, схемы 3,4,5,6-звуковых слов; синтез слов, состоящих из 3,4,5-звуков и букв).

Закреплять навык слогового анализа слов .

Формировать понятие ударный гласный.

Закреплять графический образ букв.

Закреплять навык анализа предложения.

Продолжать работу по совершенствованию связной речи.

Коррекционно–развивающие цели :

Развивать логическое мышление (путем исключения)

Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Развивать восприятие формы, цвета и величины.

Развивать общую моторику (координация речи с движением)

Коррекционно-воспитательные цели :

Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, умение слушать ответы товарищей.

Воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у дутей.

Оборудование :

Картинки, предметы, макеты (посуды, продуктов, звуковые схемы, раздаточный материал.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети заходят, здороваются.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ .

Кто- то плачет там за дверью,

Кто-то что-то потерял.

Ну-ка дети отгадайте

Кто-же, там стучится к нам?

Вносится кукла - «Федора » . Она говорит :

«Убежала от меня посуда,

Было ей у меня худо.

Вы, ребята, помогите мне посуду возвратите!»

Дети, давайте поможем Федоре вернуть посуду . Для этого нам нужно будет выполнить все задания, которые встретятся у нас на пути.

«Мы пойдем болотами, мы пойдем тропинками,

По полям и лесам дремучим, все преграды одолеем

и вернем тебе посуду». Раз, два, три в стане посуды очутись.

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ .

1. Игра «Избушка на полянке» (на полянке стоит избушка, она закрыта на ключ.) давайте подберем к ней ключик.

Ключ не синий, не круглый, не большой…

В доме спрятана посуда, которая убежала от Федоры .

Что это? – Это стакан

Это салатник

Это супница

Это сковорода

Это самовар

Это соусник, сахарница и т. д.

Скажите, какой звук мы слышим во всех словах?

(во всех словах слышится одинаковый звук С- он согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

2. Ига : «Разложи посуду по коробкам» .

Федора запуталась куда ей положить посуду. У нее есть

три коробки. В первую коробку ей нужно положить посуду

в названии которой звук С стоит в начале слова. (например :

самовар, салатник, стакан) схема.

Во вторую коробку положить посуду, в названии которой звук С стоит в середине слова (кастрюля, миска) .

В третью коробку положить посуду, в названии которой

звук С стоит в конце слова (поднос) .

3. Что-то, случилось с посудой, у нее пропали части.

Игра : «Какой части не хватает?»

Самовар без носика.

Сахарница без ручки.

Чайник без крышки и т. д.

4. Игра : «Где части от посуды?»

(Нужно составить предложения с предлогами) .

Носик спрятался к миске и т. д.

5. Динамическая пауза. Речь с движением.

Мыть посуду - не пустяк.

Блюдца мокрые скользят,

Ложки падая, звенят.

Помогая нашей маме,

Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом… осколки.

Т. Петухова.

6. Игра : «Что за каша?»

На ощупь узнать, какая крупа в горшочке? И сказать какую - кашу можно сварить из этой крупы?

Пшено – пшенная, греча – гречневая, геркулес – геркулесовая

7. «Исправьте предложения» .

Федора запуталась и не знает, как правильно сказать?

Так бывает или нет?

Каша приготовила Машу.

Ватрушка купила старушку.

Миска кушает из киски. И. т. д.

8. Тарелки развалились на части.

Игра : «сложи тарелки» .

(Бумажные тарелки разрезаны на части. На каждой части написан слог. Сложить слово – тарелку из слогов ).

Мис – ка, со – ус, под – нос, са – лат, скал –ка.

9. Фонематический анализ.

Сейчас мы испечем для Федоры волшебный торт .

Многоярусный торт (внизу самое длинное слово, наверху самое короткое. И т. д.)

10. Физкульт. Минутка.

Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто любит груши?

Кто не моет Уши?

Кто любит пирожное?

Кто любит ириски?

Кто лакает из миски?

Да мы с вами пьем из стаканов.

11. Игра : «Какой сок в стакане?»

(Назвать сок - на стакане нарисованы фрукты.

Ананасовый, абрикосовый, сливовый и т. д.)

12. Что можно делать с посудой?

(покупать, мыть, чистить, вытирать) .

Составить предложения с этими словами.

Мы покупали тарелки в магазине. Анализ предложения.

13. Федора , посмотри, мы тебе помогли разобраться с твоей посудой.

- Федора : «Спасибо вам большое. Теперь я буду ухаживать за посудой, чтобы она от меня больше никогда не убегала. А теперь давайте будем пить чай из этой кастрюли».

- Дети : «это не кастрюля. Это самовар» .

- Федора . - «Расскажите мне про самовар» .

Связная речь.

«Жил-был самовар. Он был пузатый-пузатый. У него были ручки, крышка и носик. В середине у него огонь и вода. Люди любят пить чай из самовара».

- Федора - «Спасибо вам за рассказ. Я для вас припасла сюрприз. То с чем можно пить чай. Как вы думаете что это?»

- Дети : - «Конфеты, сушки» .

Мы тебе Федора отдаем чистую посуду. Береги ее. (Федора задирает посуду ) .

Раз два три ты с Федорой тут простись в детский сад опять вернись. Закройте глаза. И мы очутились в детском саду.

(беседа по итогам занятия ) .

Спасибо за путешествие в сказочную страну.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [п]-[п’], [т]-[т’]» ЗВУКИ «П», «Пь», «Т», «Ть». БУКВЫ «П», «Т». ЦЕЛЬ: Закрепить навык четкого произношения звуков «п», «пь», «т», «ть» в слогах, словах, фразах;.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе.

Конспект фронтального логопедического занятия в группе детей с общим недоразвитем речи (ОНР) Тема:«Профессии. Ткач» Коррекционно-образовательные задачи: - продолжать учить детей сравнивать объекты и предметы по соразмерным признакам;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Воздушные шары» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. «Воздушные шары» Цели: Коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей.

Цели урока:

1. Коррекционно-образовательные:

  • повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности;
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления);
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие фонематического восприятия;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: проектор, экран, заставка поезда, музыка, синий камень и зелёная губка, круги синего цвета, колпаки синего и красного цвета, буквы на шнурках, контур буквы В, картинки животных, домики для букв, картинка собаки Волчка, конверт.

Ход занятия

1. Организационный этап:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню буквиков! А вот на чём мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железный уж ползёт
Пассажиров вдаль везёт. (Поезд)

Игра “Поезд”. Дети строятся в колонну, кладут руки на плечи друг друга и имитируют движения поезда. Перемещаются по группе и подходят к панно “Деревня буквиков”. (Рисунок 1)

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала:

1) Упражнение “Подними кружок” (Развитие фонематического восприятия.)

Л-д – Посмотрите ребята, кто это нас встречает? (собака) (Рисунок 2)

Л-д – Собаку зовут Волчёк. А каких ещё домашних животных вы знаете? (свинья, кошка, коза, лошадь, корова ) (Рисунок 3 )

Л-д – Скажите, с какого звука начинается кличка собаки Волчёк? (со звука [в])

Л-д – Как вы думаете, это гласный или согласный звук? (это согласный звук, его нельзя петь )

Л-д – Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Что нам мешает? (нам мешают зубки и губки )

Л-д – Каким цветом мы будем обозначать звук [в]? (синим )

Л-д – Произнесите этот звук ещё раз и дайте ему характеристику. (это согласный звонкий твердый звук синего цвета)

Л-д – Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [в] от других звуков. (Раздает детям синие кружочки.) Я буду говорить, а вы будете поднимать кружок, если услышите звук [в]:

в, у, в, и, с, в, а, о, в

валенки, книга, ворона, стол, окно, варежка, снежинка

Л-д – Отлично. Вы были очень внимательными.

4) Игра Живые звуки” (Развитие навыков звукового анализа и синтеза.)

Л-д – Давайте поиграем в игру “Живые звуки”. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Если я сначала произнесу звук [в], потом звук – [а]. Что получится? (ВА)

Л-д – Верно.

К доске выходят 2 детей и изображают звук В и А, л-д одевает им колпаки.

Л-д – Как вам надо встать, чтобы получился слог ВА?

Л-д – Правильно. Назовите первый звук в слоге ВА? (В)

Л-д – В каком домике живёт звук [в], в каком звук [а] и почему? (звука [в] живёт в синем домике, потому что он согласный, звука [а] – в красном, гласный)

Л-д – Молодцы!

Аналогично проводится работа по синтезу слогов: ву, во, ви.

5) Упражнение “Камень-губка” (Развитие фонематических представлений – дифференциация звуков[в] и [в"].)

Л-д – Ребята, мы знаем, что все звуки живут в буквах. У звука [в] тоже есть свой домик, давайте на него посмотрим, постараемся запомним как он выглядит.

Л-д открывает конверт.

Л-д – Конверт-то пустой, ребята, наша буква пропала. Наверное, это злой разбойник Буквоед украл нашу букву.

Появляется Буквоед.

Б-д – Что? Потеряли свою букву? (да )

Б-д – Просто так я вам её не отдам. У меня в кармане есть два предмета.

Буквоед достаёт из кармана камень и губку.

Б-д – Скажите, что это? (камень и губка)

Б-д – Я вот ни как не могу понять, почему камень синий, а губка зелёная? (потому, что звук [в] бывает твёрдым и мягким )

Б-д – Если я покажу вам камень вы будете произносить твёрдый звук [в], а если губку – мягкий звук [в"].

Дети выполняют задание.

6) Игра “Магазин” (Рисунок 4) (Совершенствование навыков слогового анализа.)

Б-д – Ха-ха-ха! Неужели вы думаете, что я так просто отдам вам букву. Сначала выполните ещё одно моё задание. Видите магазин “Сюрприз”? (да )

Б-д – Никто никогда не знает, что за товар там бывает. Сегодня в магазине продаются домашние животные. Но так просто их приобрести нельзя, только за волшебные монеты. Животное сможет купить лишь тот, кто разделит его название на слоги, и даст мне правильную монетку.

Б-д раздаёт монеты, дети выполняют задание.(Рисунок 5 )

Л-д – Ну что Буквоед, теперь ты отдашь нам букву?

Б-д – Ну вот ещё. Придумайте с этими словами предложения, тогда может быть, и отдам вам букву.

Л-д – Что ж ребята, придется выполнить нам требования этого разбойника.

Дети придумывают предложения.

6) Упражнение “Сплав по реке букв” (Совершенствование навыка чтения.) (Рисунок 6)

Б-д – Да ребята, вы хорошо выполнили моё задание. Так и быть, дам вам отпечаток буквы.

Б-д достаёт контурное изображение буквы В.

Б-д – А чтобы получить саму букву вам надо добраться до Зеркальной пристани. Для этого надо по реке, на лодочке спуститься и прочитать слоги, которые у вас получаться.

Л-д передвигает лодочку, дети выполняют задание.

Б-д – Молодцы ребята, придётся отдать вам букву.

Б-д достаёт из кармашка Зеркальной станции букву и отдаёт её детям. (Рисунок 7)

3. Динамическая пауза: Упражнение “Зеркало” (Развитие общей моторики и зрительного внимания.)

Б-д – Раз уж мы оказались на зеркальной станции давайте представим, что вы превратились в зеркала. Я буду показывать движения, а вы должны их повторять как будто вы моё зеркало.

Б-д показывает движения, дети повторяют.

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале:

7) Упражнение “Новосёл” (развитие мелкой моторики, навыков печатанья).

Л-д – Ребята из вас получились отличные зеркала. Наконец-то мы угодили Буквоеду и он отдал нам букву В, теперь мы можем с ним попрощаться. Скажите Б-у до свидания.

Дети прощаются с Б-ом.

Л-д – Скажите ребята, в какой домик мы заселим букву В и почему? (синий )

Л-д – У вас на столе лежат домики для букв. Возьмите пожалуйста цветные карандаши и раскрасьте отмеченный домик. Скажите, каким цветом должна быть шляпка у грибочка? (синим )

Л-д – А каким цветом мы раскрасим шторки у окошка? (одна шторка будет синим цветом, а другая зелёным ).

Л-д – Хорошо, возьмите простые карандаши, сейчас мы будем заселять нашего новосёла. Посмотрите, как я печатаю букву В на доске. Сначала пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от неё – два полукруга, сначала верхний, потом нижний.

Дети выполняют задание.

5. Итог, оценка деятельности детей

Л-д – Скажите ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (да )

Л-д – Давайте вспомним, какие задания Буквоеде вы выполнили? (ответы детей)

Л-д – Какую букву похитил Буквоед? (букву В )

Л-д – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Я приглашаю вас в поезд, и мы отправляемся.

Игра “Поезд”.

Использованная литература:

  1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: “Гном-Пресс”, 2000. – 64 с.
  2. Колесникова Е.В. От звука к букве. Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звуко-буквенному анализу детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гнои и Д, 2001. – 64 с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, – 2001. – 136 с.
  4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 704 с.

Конспект фронтального занятия "Путешествие Колобка" в старшей логопедической группе.

Конспект логопедического занятия направленного на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Осень". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
учить выделять звук в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
развивать фонематические процессы;
развивать дыхание и голос;
закреплять понятия: «звук»;
совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
повышать речевую активность;
развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
развивать психические процессы;
повышать работоспособность и выносливость.

Коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация "Буква П", магнитофон, доска.


Ход занятия:

1. Организационный момент.
Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил - это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).


2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался... (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!

Кинезиологические упражнения.
«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),
А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).
Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).
На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).
Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)
Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).
Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).
Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).


Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» - развитие мелкой моторики.

«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.

«Месим тесто» - дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» - трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» - кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).


А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.


Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.


Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» - показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.


Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» - звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.

Тема: Одежда.

Цель: упражнять в нормализации темпо - ритмической организации речи.

Задачи:

Образовательные:

  • упражнять в умении спокойно дышать;
  • закреплять навык правильной речи;
  • упражнять в умении отвечать на вопросы;
  • пополнять словарный запас;
  • упражнять в правильной паузации, темпе и ритме собственной речи;
  • упражнять в согласовании числительных и существительных;
  • упражнять в согласовании притяжательных прилагательных и существительных;

Развиввающие:

  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику (соц., ком, здоровье);
  • развивать оптико-пространственные представления (соц., ком, здоровье);
  • развивать внимание;
  • развивать мышление;
  • развивать память;

Воспитательные:

  • воспитывать активность.

Оборудование: картинки-отгадки, мяч, картинки, с разным количеством предметов, картинки головных уборов, обуви, одежды.

Литература:

Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-- 2-е изд., перераб 1 . и доп.- М.: Просвещение, 1993.- 223 с: ил.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами примем позу покоя и немного отдохнём. Наступает «Волшебный сон»!

Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык быть расслабленным привык!

Чуть громче:

Мы спокойны всегда! (Два раза.)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим! (Два раза.)

Паузы мы соблюдаем! (Два раза.)

Звук ударный выделяем! (Два раза.)

И легко нам говорить! -

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорим - и всем понятно!

Хорошо нам отдыхать... Но пора уже вставать!

Громче:

Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!

  1. Основная часть
  1. Отгадывание загадок

Л: А сейчас послушайте загадки, которые я для вас приготовила:

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером

Брат большой не согласился

И отдельно поселился» (ВАРЕЖКИ)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу -
Соскочу, привечу. (РУБАШКИ)

Выше человека,
Ниже курицы. (ШАПКА.)

Д: (Отгадывают загадки.)

Л: Правильно, дети.

2. Сообщение темы

Л: Вы, наверно, догадались, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии?

Д: Об одежде.

Л: Правильно, ребята. Я вам буду бросать мяч, а вы называйте одежду, которую знаете.

Д: Платье, костюм, брюки, кофта, водолазка, шорты, футболка, майка, сарафан.

  1. Дыхательные упражнения

Л: А сейчас я предлагаю вспомнить, как мы с вами умеем правильно и хорошо дышать. (Упражнение выполняются стоя. Вдох, выдох с поворотом головы; вдох, выдох с поворотом головы в другую сторону; вдох, выдох, поднимая голову; вдох, выдох, опуская голову. (Повторить 5 - 6раз.)

Д: (Выполняют дыхательные упражнения.)

3. Игра «Разная одежда»

Л: Мы с вами немного отдохнули, а теперь поиграем дальше, скажите, пожалуйста, если мы носим одежду зимой, то она какая?

Д: зимняя.

Л: Правильно, а если осенью?

Д: осенняя.

Л: А ещё какая бывает одежда, которую носят в разное время года?

Д: весенняя одежда и летняя.

Л: Молодцы, правильно.

4. Игра «Назови часть»

Л: Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, обуви, головных уборов.

Д: Деталь одежды – карман (воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина.

Л: Хорошо, много вы знаете деталей одежды.

5. Физминутка

Л: Играем мы с вами, а сейчас давайте немного отдохнём. Встанем в круг.

Поспевайте за мной:

Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ, топ-топ-топ (проговаривается в медленном темпе, растягивая слова),

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ (движения соответствуют словам.) Повторение 2 раза.

6. Игра «Посчитай предметы»

Л: А сейчас, я предлагаю выполнить вам задание, я раздам вам картинки, а вы посчитаете, сколько предметов на ней изображено.

Д: Пять шапок, два платья и т.д.

7. Игра «Кулачки»

Л: Я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру. Сожмите пальцы в кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох - выдох, еще раз: вдох - выдох...

Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты.

Большой палец прижимаем к остальным.

Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.

Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики!

Д: (играют в данную игру.)

8. Игра «Мой, моя, мои»

Л: У меня есть мяч, я хочу с вами поиграть, выходите ко мне и вставайте в круг. Я буду кидать вам мяч называть предмет, а вы будите говорить мой, моя, моё, то, что подходит к этому предмету.

Д: (Выполняют задание.)

III. Итог занятия

Л: Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?


Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Детский сад»

для старшей логогруппы

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

    обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

    отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;

    закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

    расширять и активизировать словарь глаголов.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.

Оборудование: игрушка - Ёжик, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.

Ход занятия

    Организационный момент.

Логопед (держит в руках игрушку - ёжика - и от его имени здоровается с детьми): Здравствуйте, ребята! Я веселый ёжик. В лесном царстве я решил открыть детский сад, но не знаю, как это сделать. Вы расскажете мне о своем детском саде? (Да!)

    Объявление темы.

Логопед: Ну что же, ребята, сегодня мы постараемся рассказать Ёжику о том, что такое детски сад и чем мы здесь занимаемся. А теперь слушайте внимательно!

    Вводная беседа.

Детский сад

Первый детский сад был открыт в Шотландии. А в России детские сады появились больше ста лет назад. С детьми здесь работают педагоги со специальным образованием. Занятия в детских садах чередуются с играми, труд с отдыхом.

На занятиях дети знакомятся с окружающим миром, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, началам грамоты и математики. У малышей развивают речь и мышление, их учат слушать и понимать объяснения воспитателя, доводить работу до конца. Ребят приучают наблюдать за явлениями природы, воспитывают любовь к ней и уважение к труду людей. Детский сад готовит детей к школе.

    Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: А теперь с вашей помощью я проведу для Ёжика экскурсию по детскому саду.

Игра «Где это происходит?». Можно провести игру, используя фотографии помещений детского сада.

    Раздеваются (где?) - ... (В раздевалке.)

    Моют руки, умываются - ... (В умывальной комнате.)

    Учатся правильно говорить - ... (В логопедическом кабинете.)

    Играют, занимаются, рисуют - ... (В групповой комнате.)

    Танцуют, поют - ... (В музыкальном зале.)

    Спят - ... (В спальне.)

    Бегают, прыгают - ... (В спортивном зале.)

    Режут, варят - ... (В кухне.)

    Осматривают, слушают, лечат - ... (В медицинском кабинете.)

Образование существительных единственного и множественного числа Комната - комнаты - много комнат, спальня - спальни - много спален, коридор - коридоры - много коридоров, раздевалка - раздевалки - много раздевалок, кабинет - кабинеты - много кабинетов, зал - залы - много залов, площадка - площадки - много площадок, веранда - веранды - много веранд, бассейн - бассейны - много бассейнов, игра - игры - много игр, кухня - кухни - много кухонь, игрушка - игрушки - много игрушек.

Логопед: Ребята! Ёж наш гость. Давайте угостим его и подарим подарки.

Игра «Подарки и угощение для Ежа». У каждого ребенка на столе лежат предметные картинки с изображением куклы, пирожного, яблок, чая, сока, книги, мячика, грибов и т.д. Дети берут их и поочередно составляют предложения со словами угощу и подарю (в зависимости от картинки).

Это мой сок. Я угощу Ёжика соком.

Это моя книга. Я подарю Ёжику книгу и т.д.

Логопед: А теперь я приглашаю вас и Ёжика на веселую физкульминутку.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики.

(пальцы вперед)

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы.

(кулачок на кулачок)

Запрыгали, запрыгали: зайчики, зайчики.

(прыжки на месте)

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажем: «Здравствуйте!»

Логопед: Ребята! Ёжик хочет мне что-то сказать. (Логопед наклоняется к игрушке и прислушивается.) Ему очень стыдно, но он забыл, чем вы занимаетесь в детском саду. Давайте поможем Ежику вспомнить: я буду показывать вам картины, а вы расскажете, чем и где вы занимаетесь.

Игра «Подбери действие». Логопед называет

помещение, а дети говорят, для чего оно нужно в детском саду.

    В медицинском кабинете (что делают?) - ... (Осматривают, слушают, делают прививки, перевязывают.)

    В музыкальном зале (что делают?) - ... (Танцуют, поют, проводят праздники.)

    В физкультурном зале (что делают?) - ... (Прыгают, бегают, тренируются, занимаются спортом, соревнуются.)

    В логопедическом кабинете (что делают?) - ... (Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить.)

    В кухне (что делают?) - ... (Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.)

    В раздевалке - ...

    В групповой комнате - ...

    В умывальной комнате - ...

    В спальне - ...

    Итог занятия.

Логопед: О чем мы рассказывали на занятии веселому Гному? А зачем он к нам приходил?

Чем занимаются дети в детском саду?