Комплексы человека. Находясь под влиянием тех или иных материальных качеств, живое существо развивает в себе определённый тип веры. О характере его веры говорят, исходя из того, какие качества оно приобрело Под влиянием тех или иных

Совокупность специфических психологических черт, особенностей восприятия мира и форм реакций на него, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности, называется национальным характером.

Национальный характер представляет собой прежде всего определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлений, выражаясь, в первую очередь, в эмоциях, чувствах и настроениях, в способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакции на происходящие события. Национальный характер, как и все социально-психические явления, проявляется в способе поведения, образе мыслей, складе ума, обычаях, традициях, вкусах и т. д. больших групп людей и значительно меньше у отдельных индивидов. Наиболее отчетливо национальный характер проявляется в национальном темпераменте, например, отличающем северные народы России от кавказских.

Специфические черты национального характера являются в некоторой степени конденсированным, прошедшим сквозь призму материального и духовного жизненного процесса, выражением общественных и естественных условий существования нации, как и исторического взаимодействия нации с другими условиями. Решающую детерминанту национального характера следует искать в социальных условиях существования нации. Из этого следует, во-первых, что национальный характер не неизменен; он постоянно меняется с развитием материальных условий жизни и общественного жизненного процесса; во-вторых, что национальный характер той или иной нации всегда объединяет общечеловеческие черты, свойственные многим нациям, со специфическими чертами, которые являются результатом конкретных естественных и общественных условий жизни и исторической судьбы данной нации. Многие существенные национальные черты характера одной нации находятся в той или иной форме также и у других наций. Трудно найти какую-либо особенную черту, которую можно было бы считать исключительно принадлежностью только одной нации. И приписывание своей нации преимущественно положительных черт, а другим нациям преимущественно отрицательных признаков является порождением национальных предубеждений, этноцентризма, автостереотипов и национализма.

Все нации в ходе своего исторического развития приобретают положителъные национальные черты характера, соответствующие потребностям их жизни и означающие одновременно обогащение мировой культуры. Но вместе с тем у всех народов под влиянием тех или иных условий вырабатываются отрицательные стороны характера, находящиеся в той или иной форме в противоречии с общественным представлением. В зависимости от конкретных исторических условий и исторического опыта народов отношение различных национальных компонентов характера может быть неодинаковым, и при рассмотрении его в целом и на длительную перспективу подходить к нему необходимо дифференцированно, учитывая различия в свойствах нации, которые могут быть как положительными, способствующими общественному и культурному прогрессу, так и отрицательными, ему препятствующими. В принципе, не существует ни духовной иерархии, ни иерархии наций по характеру, нет «высших» и «низших» наций.

Понятие «национальный характер» по своему происхождению не теоретико-аналитическое, а описательное . Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними - географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни разных наций и народов. При этом разные авторы имели в виду различные вещи. Поэтому синтетическая, обобщенная трактовка национального характера носит заведомо комбинированный и оттого недостаточно целостный характер. Следует также иметь в виду, что нация не абсолютная, а относительная общность характера, так как отдельные члены нации, наряду с общими для всей нации чертами, имеют, кроме того, индивидуальные черты, которыми они отличаются друг от друга.

Национальный характер давно является предметом научных исследований. Первые серьезные попытки были предприняты в рамках сложившейся в середине XIX в. в Германии школы психологии народов (В. Вундт, М. Лацарус, X. Штейнталь и др.). Основные идеи этой школы заключались в том, что главной силой истории является народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т. д., в целом, в характере народа, или национальном характере. Американская этнопсихологическая школа в середине XX в. (А. Кардинер, Р.Ф. Бенедикт, М. Мид, Р. Мертон, Р. Липтон и др.) при построении целого ряда концепций национального характера исходила из существования у разных этносов специфических национальных характеров, проявляющихся в стабильных психологических чертах отдельной личности и отражающихся на «культурном поведении».

В настоящее время нет возможности выделить какое-либо целостное направление изучения национального характера. Его исследования проводятся в разных контекстах и с разных концептуально-теоретических позиций. Одни авторы до сих пор стараются отыскать заданные, чуть ли не непосредственно индивидуально наследуемые черты национального характера, разделяющие человечество на жестко фиксированные и противостоящие друг другу национально-этнические группы. Другие же ученые настаивают на том, что понятие «национальный характер» было и остается фикцией, мифом, так как национальный характер неуловим. Однако, хотя понятие «национальный характер» имеет ряд определенных трудностей в эмпирическом изучении, тем не менее неоспоримой реальностью остаются те взрывные проявления национального характера, которые особенно проявляются в экстремальных ситуациях.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова структура этнического самосознания?
2. Как формируется и развивается этническое самосознание?
3. Раскройте содержание понятий «этническая идентификация» и «этническая самоидентификация».
4. Какие можно выделить типы этнической идентичности?
5. Что изучает этнопсихология и какое практическое значение она имеет?
6. Каковы содержание и структура понятий «национальное самосознание» и «национальное сознание»?
7. Что представляет собой национальный характер?
8. Раскройте природу и проявления этнических стереотипов.
9. Как и почему возникают этнические автостереотипы?
10. Что представляют собой этнические установки и предрассудки?
11. Попробуйте определить национальный характер «своего» этноса.
12. Охарактеризуйте психологические особенности хорошо известных вам этносов.

Литература

1. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. - М., 1993. . .
2. Бороноев А.0., Павленко В.Н. Этническая психология. - СПб., 1994.
3. Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912.
4. Лебедева И. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1999.
5. Лебон Г. Психология народов и масс. - М., 1995.
6. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. - СПб., 1993.
7. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.
8. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
9. Токарев С.А. Этнопсихологическое направление в американской этнографии. - М., 1978.
10. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - М., 1996.
11. Этническая психология и общество. - М., 1997.
12. Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.
13. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб.,
1991.
13. Шихирев П. Современная социальная психология. - М., 2000.


Деградация мозга - это процесс, который является естественным для этого важнейшего органа тела. С возрастом мы начинаем забывать многие вещи, наши когнитивные способности ухудшаются, концентрироваться становится все тяжелее и тяжелее. Что же можно сделать, чтобы максимально отсрочить умственную деградацию и сохранить функции мозга в надлежащем состоянии? Estet-poral нашел ответ на этот вопрос. Практические рекомендации по поводу поддержания функциональности мозга Вы можете прочесть далее.

Главный редактор ресурса TrendClub и владелец digital-агентства Fu2re Данил Дехканов написал колонку о том, почему человеческий мозг со временем деградирует, и как этому воспрепятствовать. Речь пойдет о том, что когда Вы перестаете двигаться вперед, Вы начинаете двигаться назад, а оставаться на месте, к сожалению, невозможно.

Вы заметили, что чем старше Вы становитесь, тем с меньшей охотой беретесь за ту работу, которая для Вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков?

Открою Вам небольшой секрет. Чтение любимых газет (авторов), работа по хорошо знакомой специальности, использование родного языка и общение с друзьями, которые Вас хорошо понимают, посещение любимого ресторана, просмотр любимого сериала… - все это, так всеми нами любимое, приводит к деградации мозга.

Ваш мозг - ленив (как и Вы), и поэтому стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путем создания своеобразных "макросов" - программ, которые Вы выполняете по шаблонам.

Биолог Ричард Симон в начале позапрошлого века назвал эти программы "энграммами" - физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны "протаптывают" в Вашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг. Иногда эти тропинки превращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны, как например, у этого китайца, собирающего колоду карт быстрее робота.

С одной стороны, это отличная суперспособность - действительно, зачем тратить лишнюю энергию для осуществления однотипных действий? Однако обратная сторона этой способности — снижение пластичности нашего мозга. Дело в том, что чем дольше мы пользуемся энграммами, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозгу. Их основная функция - вырабатывать нейромедиатор ацетилхолин, помогающий нейронам "прорубать" новые тропинки среди информационного шума нашего мозга (примерно это у Вас происходит сейчас, после прочтения данного предложения).

Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если Вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то Ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно Вы можете выполнять и другие действия - читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом ресторане Вам не придется выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что Вам взять на обед, Вы уже знаете наизусть все меню. За фальшивой улыбкой друга Вы сразу же узнаете тревогу, и Вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.

Казалось бы, зачем все это менять? А затем, что наша жизнь - непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой "гонке хамелеонов" выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды и сможет поближе подкрасться к насекомому (которых во время кризиса все меньше и меньше). Вас могут сократить, задачи Вашего отдела могут измениться и от Вас потребуется овладеть новыми навыками (и если Вы не справитесь, Вас, опять же, сократят), Вы влюбитесь в китаянку и захотите выучить дунганский язык, на котором говорит ее родня, и так далее. Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать. Представьте, что Ваш мозг - это бетон, который через какое-то время застынет.

Образ "затвердевших" мозгов Вам станет понятней, если Вы посмотрите на большинство 70-летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки все новое, выполняющих годами однотипные действия (или воспроизводя шаблоны мышления). Эти "тропинки" в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и "прорыть" проход в соседнюю пещеру практически невозможно. Ваша задача - постоянно перемешивать эту "мыслительную смесь", не дать ей затвердеть. Как только мы расслабляемся и начинаем использовать энграммы, какая-то часть нашего мозга затвердевает, и мы даже не замечаем этого.

Что делать для того, чтобы остановить деградацию мозга?

Я выделил десятку самых простых, но вполне эффективных, приемов:

1. Следите за собой

Если Вы вдруг почувствовали дискомфорт оттого, что что-то не так (к примеру, Ваш любимый сайт поменял дизайн или в магазине исчез любимый йогурт), уцепите это чувство за хвост и начните его "раскручивать". Почему бы не перепробовать все йогурты или вовсе не начать делать свой?

2. Не перечитывайте уже прочитанные книги

Не пересматривайте уже просмотренные фильмы. Да, это очень приятное психологически чувство - окунуться в тот уютный мирок, в жизни уже знакомых персонажей, никаких сюрпризов, уже знаешь конец и можешь наслаждаться мелочами, которые в первый раз не заметил, проглотив книгу за час (или просмотрев сезон за выходные). Но в то же время Вы забираете у новых книг и фильмов шанс открыть Вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.

3. Ищите новые маршруты

Постарайтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте Вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы - к примеру, более низкие цены в магазинах или меньше народа в кинотеатре.

4. Ищите новую музыку

Если Вы меломан, в Вашем плейлисте десятки тысяч композиций, и Вам кажется, что Ваш вкус весьма богат и разнообразен, то спешу Вас разочаровать - чаще всего мы слушаем 50-100 знакомых треков, приятных нам все по тем же причинам - мы адаптировались к ним, и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления. В мире несколько сот тысяч интернет-радиостанций, и даже если каждый день переключаться на новую, все равно нашей жизни не хватит для того, чтобы переслушать их все.

5. Ищите новых друзей и знакомых

Да, это, конечно же, здорово, когда есть друзья, с которыми приятно собираться каждую пятницу и обсуждать футбол или новое платье Бейонсе. Психологически комфортнее. Но ведь большинство из нас живут в мегаполисах, зачем ограничивать свой круг 4-5 людьми, причем чаще всего выбранных не нами, а "навязанных" обстоятельствами - школой, институтом, работой? Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления, и иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных друзей, меняем точку зрения, набор интересов, а иногда и вовсе род деятельности.

6. Заведите детей

Дети являются перманентным источником хаоса и неопределенности в Вашей жизни. Они - живые "бетономешалки" в Вашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие Ваши устоявшиеся маршруты по-новому. У меня три сына разных возрастов, которые каждый день вносят что-то новое своими вопросами, поведением, пытливостью ума и непрерывными экспериментами со всем вокруг. Вы сами не заметите, как Ваше мышление раскрепостится, и Вы начнете думать по-другому. Если завести детей у Вас пока не получается, то можно начать с собаки. Она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга). Во-вторых, вовлекает Вас в невольное общение с другими собачниками. И в-третьих, тоже может стать источником хаоса (моя, например, когда бегает за мухами, не обращает особого внимания на препятствия, возникающие на ее пути).

7. Перестаньте критиковать

"Какой ужасный дизайн!", "Как отвратительно они сделали развязку!", "Как неудобно сидеть в этих новых креслах!" - эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст Ваших коллег и Ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, Вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта? Гораздо полезнее для Вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности. Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: "Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!", "Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идет ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!", "Новая операционная система? Супер! У меня теперь появился новый занимательный квест - найди панель управления!"

8. Перестаньте вешать на людей "ярлыки"

Это очень удобно - вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил - поддаться слабости и просто "заклеймить" его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Проститутка! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит реслинг? Идиот! Каждый из нас находится под действием, может быть, еще большего давления жизненных обстоятельств, чем тот же Родион Раскольников, однако многие находят его размышления, описанные Достоевским, интересными, а соседки-разведенки с двумя детьми - чем-то вульгарным и не заслуживающим внимания.

9. Экспериментируйте с ароматами

Несмотря на то, что эволюция вытеснила на второй план наши рецепторы обоняния, запахи все еще имеют на нас огромное влияние. И если у Вас есть любимая туалетная вода, которую Вы не меняете уже годами, то самое время ее поменять. И делать это с некоторой периодичностью.

10. Учите иностранные языки

И для этого не обязательно влюбляться в китаянку, можно найти другую мотивацию, связанную, к примеру, с профессиональными интересами, или хобби. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от Вашего родного языка, и их изучение является, пожалуй, самым эффективным инструментом для тренировки пластичности мозга (особенно, если отходить дальше от туристического лексикона и углубляться в культурные особенности).

Не следует также забывать, что наш мозг устроен гораздо сложнее, чем многим кажется. Энграммы, связанные с прослушиванием одной и той же музыки, влияют на то, как мы общаемся с друзьями. Неожиданные ощущения от запаха блюд в новом ресторане могут разбудить в Вас желание переоценить слова и поступки любимого человека (понять и простить). А прогулка после работы по незнакомой улице натолкнуть на мысль о том, как найти подходящее решение в проблеме, возникшей на работе. Поэтому вышеперечисленные лайфхаки лучше всего комбинировать, чтобы предотвратить умственную деградацию.

И может быть, в один прекрасный день, лет эдак через 30, когда Ваш внук принесет Вам свой новый гаджет, представляющий из себя облако нано-роботов, Вы не скажете "О Боже, уберите от меня эту жужжащую штуку!", а окунете в него руку со словами "Вау!" и сразу же спросите "А как это работает и где такое можно купить?".

  • 1. Социальное влияние – это такое поведение какого-либо человека, которое имеет своим следствием изменение образа действий другого человека, его чувств или мыслей по отношению к некоему стимулу. Власть понимается как наличие силы, имеющейся в распоряжении субъекта (агента влияния) для того, чтобы мотивировать определенное изменение объекта влияния. Власть возникает вследствие зависимости одних людей от других. Чем больше эта зависимость, тем больше и потенциальная власть. Обычно власть ассоциируется с тем или иным принуждением, пусть даже в мягкой форме.
  • 2. Выделяют три следующих процесса, благодаря которым люди оказываются под тем или иным влиянием: уступчивость, идентификация и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным любого из этих процессов или их сочетания. Уступчивость проистекает из того, что человек (объект влияния) прикидывает про себя, какова может быть "цена" непослушания. Идентификация происходит тогда, когда человек (объект влияния) оказывается под влиянием какого-либо другого лица вследствие его привлекательности. Интернализация осуществляется тогда, когда агент влияния обладает достаточной компетентностью, чтобы пользоваться доверием других людей.
  • 3. Д. Френч и Б. Рэйвен предложили классификацию различных основ власти, выделив власть вознаграждения, принуждения, экспертную, информационную, референтную и легитимную. Власть вознаграждения основана на способности агента влияния каким-либо образом наградить другое лицо в случае признания позитивных итогов деятельности последнего. Власть принуждения подразумевает способность агента влияния наказать объект влияния. Власть экспертная основана на том, что объект влияния приписывает агенту влияния значительное превосходство в знаниях или опыте. Власть информационная проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе. Власть референтная основана на идентификации объекта влияния с агентом влияния. Власть легитимная базируется на убеждении объекта влияния, что субъект влияния имеет законное право осуществлять на него свое влияние. Имеется также ряд форм легитимной власти, которые являются более тонкими, вытекающими из других социальных норм. Это легитимная власть взаимности, справедливости и ответственности (зависимости). Различные основания власти часто проявляются на практике не обособленно, а в различных сочетаниях.
  • 4. Авторитет – это общепризнанное влияние какого-либо лица или организации в тех или иных сферах общественной жизни. Авторитет выступает одной из форм осуществления власти.
  • 5. Использование тех или иных источников власти может заметным образом влиять на людей как в роли объектов влияния, так и в роли его субъектов.
  • 6. Характерные черты авторитарной личности – это потребность в повиновении могущественному легитимному авторитету и приверженность традиционным ценностям, ригидность мышления, устойчивая антипатия в адрес "чужих" групп.
  • 7. В соответствии с моделью "действия власти" Д. Кипниса выбор каким-либо индивидом средств влияния зависит от: 1) ресурсов, имеющихся в распоряжении данного индивида; 2) силы своего собственного сдерживания при обращении к какой-либо основе власти; 3) сопротивления, которого индивид ожидает со стороны объекта влияния.

Под влиянием тех или иных причин кожа женщин растягивается, таким образом, образуются растяжки. Сначала растяжки появляются розового цвета, через какое-то определенное время они становятся фиолетового цвета.

Из-за чего появляются растяжки, спросите вы. Причин на их возникновение очень много. Чаще всего женщина страдает от наличия растяжек после родов, а также во время беременности. Некоторым женщинам растяжки не грозят. Кожа у них является настолько эластичной, что с данной проблемой они не могут столкнуться.

Растяжки могут появиться, как у довольно полной девушки, так и очень худой. Вес никак не влияет на количество растяжек. Особенно часто встречаются растяжки у девушек, которые резко поправились или резко похудели. Если вы планируете худеть, худейте, пожалуйста, не слишком интенсивно. Рекомендуется сбрасывать семьдесят процентов от веса человека.

Конечно же, чтобы растяжки не появились на вашем упругом и красивом теле - не допускайте, чтобы они появлялись. Занимайтесь спортом, вы не поверите, но это самый лучший способ избавиться от неприятных последствий. Растяжки приносят женщине много неприятных ощущений, а также огромное количество комплексов.

Чтобы не страдать от наличия растяжек, укрепляйте кожу, а также мышцы тела. Ваша кожа всегда должна быть упругой и эластичной. Если у вас появились растяжки, но пока они не совсем значительные, рекомендуем вам применять водорослевое обертывание. Кожа вашего тела будет здоровой и подтянутой.

Конечно, если растяжки на вашем теле значительны, их стало много и они бросаются в глаза, чтобы вы не одели, вам поможет только лазерная шлифовка кожи, а также вы их можете удалить путем химического пилинга. При химическом воздействии на вашу кожу специалист нанесет различного вида кислоты, которые восстанавливают слои вашей кожи. Лазерная шлифовка кожи подразумевает выжигание растяжек. Вам понадобиться не одна процедура по выжиганию. Вы должны будете проходить такие процедуры ровно две недели. В этом случае ваша кожа обретет здоровый и ухоженный вид. После данных процедур вы должны будете пройти стадию реабилитации. После данного курса процедур запрещается загорать. Советуем вам проходить подобные процедуры зимой. Конечно же, существует самая эффективная методика по избавлению от растяжек. Данная методика подразумевает избавление на сто процентов от растяжек с помощью хирургии. Вам вырежут растяжки под наркозом.

Обсуждение статьи «Как избавиться от растяжек»

Лиза

После беременности у меня появились серьезные растяжки на животе и ногах. Никакие гели, лосьоны и другие средства не помогали. По акции от биглиона я отправилась в клинику на лазерную шлифовку. Потребовалось несколько сеансов, которые помогли сгладить растяжки и сделать их менее заметными.

КОММЕНТАРИЙ

Каждый человек, кем бы он ни был, исповедует определённый тип веры. Но, в зависимости от приобретенного им характера, его вера может относиться к благости, страсти или невежеству. Тот или иной тип веры определяет круг его общения. На самом деле каждое живое существо, как было сказано в пятнадцатой главе, изначально является крошечной неотъемлемой частицей Верховного Господа. Поэтому первоначально оно является трансцендентным ко всем материальным гунам . Однако, когда живое существо забывает о своих взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога, оно входит в контакт с материальной природой и начинает обусловленное существование. При этом оно само определяет своё положение в этом мире, взаимодействуя с различными гунами материальной природы. В результате у него появляется искусственная материальная вера, и начинается его искусственная материальная жизнь. Хотя живое существо может руководствоваться какими-то ложными представлениями и быть введённым в заблуждение неверными жизненными концепциями, тем не менее, изначально оно является ниргуна , то есть трансцендентным. Поэтому ему необходимо очиститься от приобретённой материальной скверны - только в этом случае оно сможет восстановить взаимоотношения с Верховным Господом. Единственная дорога домой, по которой можно идти, не ведая страха, - это сознание Кришны. Тот, кто сосредоточил своё сознание на Кришне, обязательно достигнет совершенства. Если же человек отказывается вступить на этот путь самоосознания, он так и останется во власти трёх гун материальной природы.

Очень важным в данном стихе является слово саттва , или вера. Саттва , вера, всегда возникает из гуны благости. Человек может верить в какого-нибудь полубога, в какого-либо самозваного Бога или в собственные выдумки. Однако в любом случае сильная вера является порождением материальной гуны благости. Но в материальной обусловленной жизни ни одно действие не находится полностью в какой-то определённой гуне , в нём всегда есть какие-то примеси других гун . Эти действия не могут находиться в чистой благости. Чистая благость трансцендентна, на этом уровне живое существо способно постичь истинную природу Верховной Личности Бога. Пока наша вера не находится полностью в чистой благости, она всегда будет оскверняться влиянием других материальных гун . Оскверняющее влияние гун природы проникает в сердце живого существа. Поэтому тип веры человека зависит от того, под влиянием какой из гун находится его сердце. Следует понимать, что если сердце человека находится в благости, то его вера также находится в благости. Когда сердце человека осквернено влиянием страсти, то его вера также приобретает качества страсти. A тот, чьё сердце заполонила тьма иллюзии, обладает верой, осквернённой невежеством. Таким образом в материальном мире возникают различные типы веры, которые лежат в основе соответствующих религиозных систем. Истинный принцип религиозной веры находится в чистой благости, но, поскольку сердца людей поражены материальной скверной, они исповедуют разные религиозные принципы. Таким образом, различные типы веры приводят к возникновению разных форм поклонения.

ТЕКСТ 4

йаджанте саттвика деван

йакша-ракшамси раджасах

претан бхута-ганамш чанйе

йаджанте тамаса джанах

йаджанте - поклоняются; саттвиках - те, кто в гуне благости; деван - полубогам; йакша-ракшамси раджасах - те, кто находится в гуне страсти, поклоняются демонам; претан - духам умерших; бхута-ганан - привидениям; ча анйе - и другим; йаджанте - поклоняются; тамасах - те, кто в гуне невежества; джанах - люди.

ПЕРЕВОД

Люди в благости поклоняются полубогам; те, кто находится в страсти, поклоняются демонам; а люди, находящиеся в невежестве, поклоняются приведениям и духам.

КОММЕНТАРИЙ

В этом стихе Верховный Господь говорит о разных формах поклонения, которые различаются по внешним признакам. В писаниях сказано, что единственным объектом поклонения является Верховная Личность Бога, но те, кто не знает предписаний шастр или не следует им, избирают другие объекты поклонения в зависимости от того, под влиянием каких гун они находятся. Люди в благости, как правило, поклоняются полубогам. К полубогам относятся Брахма, Шива и другие, такие как Индра, Чандра или бог Солнца. Есть много разных полубогов. Люди в благости поклоняются какому-либо полубогу, преследуя определённую цель. Аналогичным образом, те, кто находится под влиянием страсти, поклоняются демонам. Я помню, как во время Второй мировой войны один человек в Калькутте поклонялся Гитлеру, потому что нажил на той войне огромное состояние, занимаясь махинациями на чёрном рынке. Подобным образом, люди в страсти и невежестве выбирают какую-нибудь великую личность и провозглашают его Богом. Они считают, что любому человеку можно поклоняться как Богу и достичь тех же результатов.

В этом стихе ясно сказано, что люди в страсти создают себе подобных богов и поклоняются им, а те, кто находится в невежестве, или во тьме, поклоняются духам умерших. Некоторые из них поклоняются могилам мертвецов. Обряды поклонения, связанные с сексом, также относятся к гуне невежества. В глухих индийских деревнях можно найти людей, которые поклоняются привидениям. Мы видели, как в Индии невежественные люди иногда отправляются в лес, чтобы поклониться и принести жертвы какому-то дереву, если они знают, что в нём живёт дух. В действительности, все эти типы поклонения не являются поклонением Верховному Господу. Поклоняться Богу могут только те, кто поднялся на трансцендентный уровень, уровень чистой благости. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: саттвам вишуддхам васудева-шабдитам - «Когда человек находится на уровне чистой благости, он поклоняется Васудеве». Иными словами, только тот, кто полностью вышел из-под влияния материальных гун и достиг трансцендентного уровня, может поклоняться Верховной Личности Бога.

Имперсоналисты, которые, как принято считать, находятся в благости, поклоняются пяти полубогам. Они поклоняются безличному Вишну, или форме Вишну в материальном мире, которую называют философской концепцией Вишну. Вишну является экспансией Верховной Личности Бога, но, так как имперсоналисты на самом деле не верят в Верховную Личность Бога, они считают форму Вишну одним из аспектов безличного Брахмана, а Господа Брахму - проявлением безличного Брахмана в материальной гуне страсти. Поэтому иногда имперсоналисты поклоняются пяти полубогам, но поскольку они думают, что высшим аспектом Абсолютной Истины является безличный Брахман, в конечном счёте они отказываются от всех форм поклонения. В заключение остаётся сказать, что очиститься от оскверняющего влияния качеств материальной природы можно благодаря общению с теми, кто находится на трансцендентном уровне.

ТЕКСТЫ 5–6

ашастра-вихитам гхорам

тапйанте йе тапо джанах

дамбхаханкара-самйуктах

кама-рага-баланвитах

каршайантах шарира-стхам

бхута-грамам ачетасах

мам чаиванта шарира-стхам

тан виддхй асура-нишчайан

ашастра - не упомянутые в писаниях; вихитам - установленные; гхорам - вредные для других; тапйанте - совершают покаяния; йе - которые; тапах - аскезы; джанах - люди; дамбха - из гордости; аханкара - и эгоизма; самйуктах - вовлечённые; кама - вожделением; рага - привязанностью; бала - силой; анвитах - наделённые; каршайантах - истязающие; шарира-стхам - находящихся в теле; бхута-грамам - совокупность материальных элементов; ачетасах - обладающие ущербным разумом; мам - Меня; ча - также; эва - безусловно; антах - внутри; шарира-стхам - находящегося в теле; тан - тех; виддхи - считай; асура - демонами; нишчайан - несомненно.

ПЕРЕВОД

Тех, кто совершает суровые аскезы и покаяния, не рекомендованные в священных писаниях, делая это из гордости, самомнения, вожделения и привязанности, кто движим страстью и кто истязает свои телесные органы и находящуюся в теле Сверхдушу, следует считать демонами.

КОММЕНТАРИЙ

Есть люди, которые выдумывают аскезы и покаяния, не рекомендованные в священных писаниях. Например, в писаниях не упоминается о голодании ради достижения каких-то внешних, например, политических, целей. Писания рекомендуют поститься для духовного совершенствования, а не для достижения каких-либо политических или социальных целей. Согласно «Бхагавад-гите», те, кто совершает подобные аскезы, относятся к категории демонов. Их действия противоречат предписаниям шастр и не приносят людям никакого блага. В действительности, такие люди действуют из гордости, ложного эго, вожделения и привязанности к материальным удовольствиям. Такое самоистязание не только причиняет вред телу, состоящему из материальных элементов, но и доставляет беспокойство находящейся в нём Верховной Личности Бога. Голодание или иные аскезы, совершаемые по политическим мотивам, причиняют много беспокойства окружающим и являются неавторитетными, поскольку в Ведах ничего не говорится о подобных методах. Люди с демоническим складом ума думают, что такими методами они вынудят своих врагов или оппонентов выполнить их требования, но порой такие голодовки заканчиваются смертельным исходом. Верховный Господь не одобряет подобные действия и называет тех, кто их совершает, демонами. Действуя подобным образом, они наносят оскорбление Верховной Личности Бога, ибо их действия противоречат указаниям ведических писаний. В связи с этим особого внимания заслуживает слово ачетасаха . Здравомыслящие люди должны следовать предписаниям Вед. Все остальные пренебрегают ими и сами придумывают для себя аскезы и покаяния. Необходимо всегда помнить об участи, которая ожидает людей с демоническим складом ума, как о том было сказано в предыдущей главе. Господь помещает их в утробы демонических женщин. В результате они жизнь за жизнью вынуждены будут жить по демоническим принципам, лишёнными знания о своих отношениях с Верховной Личностью Бога. Однако, если таким людям посчастливится принять руководство духовного учителя, который сможет направить их на путь ведической мудрости, то они смогут вырваться из материального плена и в конечном итоге достичь высшей цели.

Начало формы

Конец формы

ТЕКСТ 7

ахарас тв апи сарвасйа

три-видхо бхавати прийах

йаджнас тапас татха данам

тешам бхедам имам шрну

ахарах - питание; ту - несомненно; апи - также; сарвасйа - каждого; тривидхах - трёх видов; бхавати - является; прийах - приятная; йаджнах - жертвоприношение; тапах - аскеза; татха - также; данам - благотворительная деятельность; тешам - их; бхедам - различие; имам - таким образом; шрну - выслушай.

ПЕРЕВОД

Даже пища, которую употребляют люди, делится на три вида в соответствии с тремя гунами материальной природы. То же самое касается жертвоприношений, аскез и благотворительной деятельности. Слушай Меня, Я расскажу тебе о различиях между ними.

КОММЕНТАРИЙ

Различные обстоятельства и гуны материальной природы определяют различия в питании людей, в их жертвоприношениях, аскезах, которые они совершают, и благотворительной деятельности. Все эти действия совершаются на разных уровнях. Тот, кто, проанализировав различные виды деятельности, может определить, в каких гунах природы они находятся, является мудрым человеком. Те же, кто сводит воедино различные виды жертвоприношений, пищи или благотворительной деятельности, и не могут увидеть между ними разницы, называются глупцами. Некоторые проповедники заявляют, что человек может делать всё что угодно и при этом достичь совершенства. Однако эти глупые пастыри действуют вопреки указаниям священных писаний. Они придумывают собственные пути духовного развития и вводят в заблуждение неискушённых людей.

ТЕКСТЫ 8–10

айух-саттва-баларогйа

сукха-прити-вивардханах

расйах снигдхах стхира хрдйа

ахарах саттвика-прийах

катв-амла-лаванатй-ушна

тикшна-рукша-видахинах

ахара раджасасйешта

духкха-шокамайа-прадах

йата-йамам гата-расам

пути парйушитам ча йат

уччхиштам апи чамедхйам

бходжанам тамаса-прийам

айух - продолжительность жизни; саттва - существование; бала - силу; арогйа - здоровье; сукха - счастье; прити - удовлетворение; вивардханах - увеличивающие; расйах - сочные; снигдхах - богатые жирами; стхирах - полезные; хридйах - приятные сердцу; ахарах - виды пищи; саттвика - благость; прийах - те, что нравятся; кату - горькие; амла - кислые; лавана - солёные; ати-ушна - очень пряные; тикшна - острые; рукша - сухие; видахинах - горячие; ахарах - виды пищи; раджасасйа - в гуне страсти; иштах - нравящиеся; духкха - горе; шока - страдания; амайа-прадах - вызывающие болезни; йата-йамам - приготовленная за три часа до еды; гата-расам - безвкусная; пути - дурно пахнущая; парйушитам - старая; ча - также; йат - которая; уччхиштам - оставшаяся после других; апи - также; ча - и; амедхйам - неприкасаемая; бходжанам - еда; тамаса - в гуне тьмы; прийам - нравящаяся.

ПЕРЕВОД

Пища в благости увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Такая полезная пища сладкая, сочная, маслянистая и вкусная. Чрезмерно горькая, кислая, солёная, острая, сухая и горячая пища нравится людям, находящимся в страсти. Такая пища порождает боль, горе и болезни. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, гниющая, протухшая и нечистая, нравится людям в гуне невежестве.