Формы биотических связей в природе. Типы взаимоотношений между организмами как предмет синэкологии. Формы биотических взаимоотношений Биологические связи в природе примеры

Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе.
Н. Рерих.

В течение многих лет работаю над темой « Формирование экологической культуры и этичного отношения к окружающему миру». Развитие природы и человеческого общества невозможно друг без друга. Экологическое образование в настоящее время признаётся образованием для устойчивого развития. Содержание курса биологии в 9-11 классах особенно благоприятствует для формирования представлений о причинах существования устойчивых экосистем, их саморегуляции. Убеждена, что любому современному человеку необходимо владеть теоретическими основами экологических взаимодействий; нужно быть, прежде всего, экологически грамотным. Это показатель общей культуры каждого из нас. Незнание или игнорирование биологических законов и закономерностей в различных сферах деятельности человека оборачиваются экологическими катастрофами. Понимание причинно-следственных связей в природе должно стать элементом мировосприятия каждого человека. Стараюсь донести до сознания школьников, что забота об окружающем мире не заканчиваются уроком или проведенным мероприятием. Она остается на всю жизнь.

«Сегодня история человечества решает вопрос о возобладании гуманного или негуманного мировосприятия, – писал выдающийся мыслитель-гуманист Альберт Швейцер. – Только победа гуманистического восприятия над негуманистическим позволит нам с надеждой смотреть в будущее».

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  • Образовательная : Показать многообразие биотических взаимоотношений и взаимозависимость организмов в биоценозе.
  • Развивающая : Работать над формированием познавательного интереса к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов.
  • Воспитательная : Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие взаимодействие живых организмов; презентация «Экологические взаимоотношения организмов».

Ни один живой организм на нашей планете не может существовать изолированно, сам по себе.

Организмы образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию.

Совокупность взаимоотношений между организмами – биотические факторы среды.

Цель урока: Выяснить влияние основных биотических факторов друг на друга. Раскрыть причины различных взаимоотношений между организмами. Учиться распознавать типы взаимоотношений и приводить конкретные примеры.

4. Работа над новым материалом.

4.1. Рассказ учителя.

Взаимоотношения организмов:

а) внутривидовые:

  • факторы, характеризующие отдельную популяцию (численность, возрастную структуру, соотношение полов, среднюю продолжительность жизни организмов, их плодовитость, динамику численности популяции);
  • физиологические факторы, характеризующие образ жизни, поведение организмов; ритмы суточной и сезонной активности.

б) межвидовые:

  • полезные или позитивные – симбиоз;
  • вредные или негативные – антибиоз;
  • безразличные – нейтрализм.

4.2. Характеристика взаимоотношений.

(Рассказ учителя можно чередовать сообщениями заранее подготовленных учеников. Объяснение сопровождать показом иллюстративного материала. Запись терминов на доске).

Симбиоз – форма взаимоотношений, при которых организмы или один из них извлекает пользу от взаимодействия.
Некоторые клеточные структуры эукариот (митохондрии, хлоропласты, центриоли) возникли в результате серии симбиозов.

Антибиоз – форма взаимоотношений, при которой оба взаимодействующих организма или один из них испытывают отрицательное влияние.

Человек широко использует биологический метод борьбы с вредителями. Ввозит, акклиматизирует, создает условия для естественного увеличения численности, дополнительно разводит в лабораторных условиях полезных насекомых.

  • Антагонизм (- -) – взаимоотношение, при котором присутствие одного вида исключает пребывание другого вида.
    Например, медуза аурелия и инфузория-туфелька.
  • Конкуренция (+ -)- взаимосвязь, возникающая между видами, обладающими сходными потребностями в пище, в пространстве и иных условиях жизни.
    Примеры: культурные растения и сорняки на грядке; воробьи и синицы – за места гнездования.
  • Каннибализм – частный случай внутривидовой конкуренции. Наблюдается при переуплотнении среды и недостатке пищи.
    Примеры: пауки, акулы.
    К каннибализму более склонны самки. Каракурты, богомолы часто съедают самцов после спаривания. Самки млекопитающих (кенгуру) также иногда съедают своих детенышей.
    Жуки мучные хрущаки поедают отложенные яйца при высокой плотности популяции.
  • Аменсализм (0 -) – взаимоотношение, безразличное для одного вида, но угнетающе действующее на другого.
    Организмы способны подавлять конкурентов с помощью химических веществ.
    Примеры: корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику; плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Нейтрализм (0 0) – форма взаимоотношений,при которой совместно обитающие на одной территории организмы не связаны друг с другом непосредственно.
Формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом.
Примеры: стрекоза и муравей; волк и дождевой червь; лось и филин.

5. Применение полученных знаний в новой учебной ситуации. Межгрупповая дискуссия.

– Можно ли рассматривать отсутствие каких-либо реальных контактов между особями или популяциями двух видов одним из типов их экологического взаимодействия? Что такое нейтрализм?

Возможные ответы-рассуждения:

– Взаимодействия могут не проявляться достаточно явно. . .

– Ученым, в некоторых случаях, может просто не хватать знаний для выявления этих взаимодействий. . .

– В природе истинный нейтрализм редок. . .

– Нейтрализм- альтернативная взаимодействию форма существования видов. . .

6. Решение экологической задачи.

Ч. Дарвин сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»

Решение: Увеличение количества старых дев в данной местности / увеличение количества кошек, которых заводят старые девы / уменьшение количества мышей / увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши / повышение урожайности клевера / увеличение удоя у коров в данной местности.

7. Закрепление изученного материала.

Презентация «Экологические взаимоотношения организмов». (Приложение ).

Выполнение самостоятельной работы (задание в презентации).

– Используя знания о животных и растениях нашей местности, дополните своими примерами.

В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.

Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.

Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.

Одно из лю-би-мых лет-них при-клю-че-ний - тихая охота - поход в лес за гри-ба-ми. Гриб-ни-ки хо-ро-шо знают, что под оси-ной можно найти груз-ди и под-оси-но-ви-ки, под елью - ры-жи-ки и белый гриб, под оль-хой - трю-фель и мо-ло-чай. Если де-таль-но изу-чить био-ло-ги-че-ское обос-но-ва-ние таких «на-хо-док», можно стать за-ме-ча-тель-ным и даже ле-ген-дар-ным гриб-ни-ком. Дело в том, что грибы по-мо-га-ют де-ре-ву расти, снаб-жая его корни пи-та-тель-ны-ми ве-ще-ства-ми, та-ки-ми как азот и фос-фор, в то время как рас-те-ние воз-вра-ща-ет долг в виде необ-хо-ди-мых гри-бам са-ха-ров - уг-ле-во-дов. Бла-го-да-ря этому древ-не-му со-труд-ни-че-ству и рас-те-ния, и грибы могут успеш-но раз-ви-вать-ся.

Живые ор-га-низ-мы при-спо-саб-ли-ва-ют-ся к раз-лич-ным при-род-ным фак-то-рам. Кроме того, им при-хо-дит-ся ужи-вать-ся с себе по-доб-ны-ми, а также мно-же-ством дру-гих живых ор-га-низ-мов.

Ни один вид, ни один живой ор-га-низм не могут су-ще-ство-вать от-дель-но. Вся живая при-ро-да, по сути, пред-став-ля-ет собой слож-ней-шую си-сте-му био-ти-че-ских свя-зей, от ко-то-рых за-ви-сят воз-мож-но-сти пи-та-ния, раз-мно-же-ния, рас-про-стра-не-ния ор-га-низ-мов, их спо-соб-ность про-жи-вать сов-мест-но.

За-ви-си-мо-сти ор-га-низ-мов друг от друга могут быть раз-но-об-раз-ны-ми, кроме того, могут быть также раз-лич-ны-ми от-но-ше-ния внут-ри этих свя-зей: от вза-и-мо-по-лез-ных до вза-и-мо-не-вы-год-ных. К при-ме-ру, прак-ти-че-ски все ор-га-низ-мы со-сто-ят в пи-ще-вых свя-зях.

От пи-ще-вых свя-зей за-ви-сит жизнь ор-га-низ-мов, обес-пе-чен-ность их энер-ги-ей, эти связи также на-зы-ва-ют тро-фи-че-ски-ми.

Они носят все-об-щий ха-рак-тер, так как нет ни од-но-го вида на Земле, ко-то-рый не слу-жил бы пищей дру-гим или сам не ис-поль-зо-вал бы для этих целей дру-гие виды. Тро-фи-че-ские от-но-ше-ния об-ра-зу-ют в со-об-ще-ствах слож-ную си-сте-му, ко-то-рую на-зы-ва-ют сетью пи-та-ния.

Ее можно схе-ма-ти-че-ски изоб-ра-зить, как гу-стую па-у-ти-ну, охва-ты-ва-ю-щую весь ор-га-ни-че-ский мир, на-чи-ная с лю-бо-го вида.

Пи-ще-вые связи между ор-га-низ-ма-ми иг-ра-ют очень важ-ную роль:

1. Обес-пе-чи-ва-ют пе-ре-да-чу ор-га-ни-че-ско-го ве-ще-ства и за-клю-чен-ной в нем энер-гии от од-но-го ор-га-низ-ма к дру-го-му.

2. Слу-жат ме-ха-низ-мом ре-гу-ля-ции чис-лен-но-сти по-пу-ля-ций в при-ро-де.

Пи-ще-вые от-но-ше-ния между ор-га-низ-ма-ми стоят за-сло-ном на пути чрез-мер-но-го раз-мно-же-ния от-дель-ных видов, что де-ла-ет при-род-ные со-об-ще-ства более ста-биль-ны-ми.

Среди спо-со-бов до-бы-чи пищи раз-ли-ча-ют: хищ-ни-че-ство, па-ра-зи-тизм, со-би-ра-тель-ство и пасть-бу. Все они от-ли-ча-ют-ся по за-тра-там вре-ме-ни и энер-гии на по-лу-че-ние пищи.

Ти-пич-ные хищ-ни-ки, такие как волк, тигр, бер-кут и дру-гие, - тра-тят много сил на поиск и овла-де-ние живой до-бы-чи, ко-то-рая со-про-тив-ля-ет-ся или убе-га-ет, они уби-ва-ют и съе-да-ют в те-че-ние жизни много жертв.

Со-би-ра-те-ли, такие как во-ро-бьи, гуси, пчелы, - тра-тят энер-гию в ос-нов-ном на поиск и сбор до-бы-чи, ко-то-рая не спо-соб-на со-про-тив-лять-ся.

Па-ра-зи-ты, такие как ас-ка-ри-да, сви-ной це-пень и дру-гие, - живут в усло-ви-ях из-бы-точ-ных пи-ще-вых ре-сур-сов, ис-поль-зуя хо-зя-и-на и как место оби-та-ния.

Па-су-щи-е-ся жи-вот-ные пи-та-ют-ся обиль-ным кор-мом, ко-то-рый не при-хо-дит-ся осо-бен-но ис-кать, и он лег-ко-до-сту-пен.

Свое-об-раз-ны-ми со-би-ра-те-ля-ми яв-ля-ют-ся филь-тра-то-ры и грун-то-еды в во-до-е-мах и поч-вах, а также на-се-ко-мые-опы-ли-те-ли.

Хищ-ни-че-ство - это спо-соб до-бы-ва-ния пищи и пи-та-ния, когда жи-вот-ные ловят, умерщ-вля-ют и по-еда-ют дру-гих жи-вот-ных.

Ино-гда любую связь, при ко-то-рой один вид по-еда-ет дру-гой, рас-ши-ри-тель-но на-зы-ва-ют свя-зью «хищ-ник - жерт-ва», ис-поль-зуя в дан-ном слу-чае слово «хищ-ник», как си-но-ним слова «по-еда-тель», даже если это от-но-сит-ся к рас-ти-тель-но-яд-ным ор-га-низ-мам, таким как слоны, бобры или зайцы.

Па-ра-зи-тизм - это спо-соб пи-та-ния за счет пи-та-тель-ных ве-ществ дру-го-го ор-га-низ-ма (хо-зя-и-на), при-чем по-след-ний от этого не по-ги-ба-ет, но чув-ству-ет себя угне-тен-но.

В мерт-вом теле хо-зя-и-на па-ра-зи-ты не живут.

Име-ют-ся виды ор-га-низ-мов, ко-то-рые па-ра-зи-ти-ру-ют на дру-гих ор-га-низ-мах, но спо-соб-ны од-но-вре-мен-но и сами до-бы-вать пищу, такие ор-га-низ-мы на-зы-ва-ют по-лу-па-ра-зи-та-ми.

На-при-мер, рас-те-ния омела, мыт-ник, па-ра-зи-ти-руя на дру-гих рас-те-ни-ях, од-но-вре-мен-но сами осу-ществ-ля-ют фо-то-син-тез.

Вза-им-но невы-год-ным типом связи между ви-да-ми яв-ля-ет-ся кон-ку-рен-ция. Это яв-ле-ние воз-ни-ка-ет в усло-ви-ях, когда несколь-ко видов су-ще-ству-ют за счет од-но-го ис-точ-ни-ка ре-сур-сов, при этом ре-сур-сы эти огра-ни-че-ны. Если вид встре-ча-ет в своем месте оби-та-ния кон-ку-рен-та, ему до-ста-ет-ся мень-ше ре-сур-сов, и это от-ра-жа-ет-ся на воз-мож-но-сти раз-мно-же-ния и на чис-лен-но-сти его по-пу-ля-ции. По-это-му кон-ку-рен-ция небла-го-при-ят-на для обоих вза-и-мо-дей-ству-ю-щих видов - жизнь каж-до-го из них была бы лучше в от-сут-ствие дру-го-го.

Вза-и-мо-вы-год-ные связи. Му-ту-а-лизм и сим-би-оз - так на-зы-ва-ют-ся вза-и-мо-вы-год-ные от-но-ше-ния, когда сов-мест-ное су-ще-ство-ва-ние видов зна-чи-тель-но по-вы-ша-ет вы-жи-ва-е-мость каж-до-го из них в борь-бе за су-ще-ство-ва-ние.

Вза-и-мо-от-но-ше-ния цвет-ко-вых рас-те-ний и их опы-ли-те-лей, ягод-ных ку-стар-ни-ков и жи-вот-ных - рас-про-стра-ни-те-лей их семян, жвач-ных ко-пыт-ных и их же-лу-доч-ной мик-ро-фло-ры - это ши-ро-ко из-вест-ные при-ме-ры таких вза-им-но вы-год-ных свя-зей.

Му-ту-а-лизм и сим-би-оз - близ-кие по смыс-лу по-ня-тия, но это не си-но-ни-мы.

Му-ту-а-лиз-мом на-зы-ва-ют любые вза-и-мо-по-лез-ные обя-за-тель-ные и слу-чай-ные связи между ор-га-низ-ма-ми.

На-при-мер, от-но-ше-ния между ра-ком-от-шель-ни-ком и ак-ти-ни-ей.

Сим-би-о-зом (греч. symbiosis - «со-жи-тель-ство») име-ну-ют связи, пре-вра-тив-ши-е-ся в тес-ное фи-зи-че-ское со-жи-тель-ство.

В сим-био-ти-че-ских свя-зях обыч-но участ-ву-ют виды, на-столь-ко за-ви-си-мые друг от друга, что по от-дель-но-сти они су-ще-ство-вать уже не могут.

При-ме-ры сим-би-о-за - это ли-шай-ник, сим-би-оз гриба с ци-анобак-те-ри-ей или во-до-рос-лью, а также ми-ко-ри-за, сим-би-оз гриба и корня выс-ше-го рас-те-ния.

Су-ще-ству-ют и дру-гие формы за-ви-си-мо-сти ор-га-низ-мов друг от друга, на-при-мер, ком-мен-са-лизм - это од-но-сто-рон-няя связь.

Она вы-год-на од-но-му из парт-не-ров и без-раз-лич-ны дру-го-му. Это может быть так на-зы-ва-е-мое на-хлеб-ни-че-ство, когда один вид пи-та-ет-ся остат-ка-ми пищи дру-го-го вида.

Это может быть квар-ти-ран-ство, то есть оби-та-ние в норах или гнез-дах без вреда хо-зя-и-ну, а также раз-ме-ще-ние рас-те-ний на ство-лах и вет-вях де-ре-вьев.

Од-но-сто-рон-нюю вы-го-ду по-лу-ча-ют неко-то-рые виды, ис-поль-зуя дру-гих для рас-се-ле-ния. Так, мел-кие клещи, ко-то-рые пи-та-ют-ся раз-ла-га-е-мой ма-те-ри-ей, рас-се-ля-ют-ся на жуках или мухах, ис-поль-зуя их в ка-че-стве жи-во-го транс-пор-та.

Се-ме-на и плоды мно-гих рас-те-ний имеют при-цеп-ки, что поз-во-ля-ет им пу-те-ше-ство-вать на шер-сти жи-вот-ных.

Че-ло-век, про-би-ра-ю-щий-ся через за-рос-ли че-ре-ды, также спо-соб-ству-ет рас-про-стра-не-нию семян этого вида, когда вы-нуж-ден затем вы-би-рать их со своей одеж-ды.

Зна-че-ние био-ти-че-ских свя-зей труд-но пе-ре-оце-нить, они объ-еди-ня-ют живую при-ро-ду в еди-ное целое, без них невоз-мож-но фор-ми-ро-ва-ние устой-чи-вых со-об-ществ. На-ли-чие и пе-ре-пле-те-ние раз-но-об-раз-ных био-ти-че-ских свя-зей в при-ро-де вы-зы-ва-ет так на-зы-ва-е-мые цеп-ные ре-ак-ции, когда в ре-зуль-та-те раз-ры-ва связи путем уни-что-же-ния или, на-о-бо-рот, внед-ре-ния че-ло-ве-ком от-дель-ных видов может из-ме-нить-ся всё со-об-ще-ство.

По-это-му так важно знать формы этих свя-зей и их ко-ли-че-ствен-ные ха-рак-те-ри-сти-ки.

Тро-фи-че-ская сеть

Связи внут-ри тро-фи-че-ской сети могут быть очень раз-но-об-раз-ны-ми, на-при-мер, пред-ста-ви-те-ли гры-зу-нов, такие как мыши, сурки, сус-ли-ки, могут по-едать де-сят-ки рас-те-ний, но, между тем, сами ста-но-вят-ся пищей для круп-ных хищ-ни-ков и мно-же-ства па-ра-зи-тов.

Каж-дый из этих видов свя-зан пи-ще-вы-ми от-но-ше-ни-я-ми со сво-и-ми жерт-ва-ми или по-тре-би-те-ля-ми.

Мерт-вые остат-ки рас-те-ний или жи-вот-ных также слу-жат ис-точ-ни-ка-ми пищи для мно-же-ства дру-гих видов: мол-люс-ков, чер-вей, гри-бов, бак-те-рий.

В тро-фи-че-ской сети нет ни на-ча-ла, ни конца, так как каж-дый вид прямо или кос-вен-но свя-зан со мно-ги-ми.

Эко-ло-ги-че-ские груп-пы по спо-со-бу пи-та-ния

В одну и ту же эко-ло-ги-че-скую груп-пу по спо-со-бу пи-та-ния могут по-пасть со-вер-шен-но нерод-ствен-ные виды. К при-ме-ру, со-би-ра-те-ля-ми яв-ля-ют-ся гри-фы-па-даль-щи-ки, лес-ные мыши, во-ро-бьи, го-лу-би и на-се-ко-мо-яд-ные рас-те-ния, такие как ро-сян-ка или пу-зыр-чат-ка.

От-филь-тро-вы-ва-ют пищу в во-до-е-мах даф-нии, мол-люс-ки, киты, мор-ские рас-те-ния.

Жуки бо-жьей ко-ров-ки и их ли-чин-ки в ко-ло-ни-ях тлей па-сут-ся так же, как ко-ро-ва на лугу: не тратя вре-ме-ни на поиск пищи.

А хищ-ные му-ха-ктырь и стре-ко-за-ко-ро-мыс-ло на лету до-го-ня-ют до-бы-чу, как это де-ла-ют со-ко-лы в воз-ду-хе, а львы и ге-пар-ды на земле.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/undefined/bioticheskie-svyazi-v-prirode?seconds=0&chapter_id=913

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Y6YhqknAesw

источник видео- http://www.youtube.com/watch?v=y1RV8nOZ8D0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=rCwvpgxNW04

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=c7XgkD8lC_U

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=6ullhnIrqwU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=8o4HJOSLnlA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=gY5BKZMVM40

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

«Взаимоотношения в природе» - Аменсализм. В саванах на водопое может быть одновременно несколько видов животных. Виды конкуренции: Хищничество. На фотографии изображено растение о.Калимантан сарацени, на дне кувшинчика находятся ферменты. Конкуренция. Классический пример мутуализма – лишайники, симбиоз гриба и водоросли. Организмы могут конкурировать за пищевые ресурсы, полового партнера, убежище, свет и т. д. Ревуны. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.

«Пищевые трофические цепи» - Тест пройден. Экосистема. Оценка бортового компьютера. Мышь. Хищники. Детритофаги. Солнечная энергия. Пищевые цепи. Неверное заключение. Вопросы для получения доступа. Детритные цепи питания. Консументы. Доступ. Пищевые (трофические) сети. Трофический уровень. Выполняйте задание на доске. Проверим знания. Обобщенная схема цепи питания. Пастбищные цепи питания. Пути передачи веществ и энергии. Цепи питания.

«Энергия в экосистемах» - Поток энергии через живые организмы. Клеточные трансформаторы энергии. Клетка. Электрон. Светособирающая антенна. Энергия в экосистемах. Просвет тилакоида. Энергетическая классификация экосистем. Возбуждённый электрон. Фотохимическая суть процесса. Продуктивность и распад. Сотни молекул пигмента. Хемосинтез. Биомасса. Продуктивность сообщества. Схема фотосистем. Глобальное распределение фотосинтеза.

Природы - это взаимоотношения всех живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Биотические связи возникают в биогеоценозе между различными видами. Самой основной и важной формой таких связей являются пищевые взаимоотношения, которые формируют циклы питания и сложные цепи.

Нейтрализм

Биотические связи, при которых жизнедеятельность одного организма не оказывает никакого влияния на жизнь другого, называется нейтрализмом. Примерами данного взаимоотношения являются заяц-беляк и ленточный червь, бабочка-крапивница и блоха, а также бесконечное множество других.

Ученые заметили, что во время своей жизнедеятельности все живые организмы выделяют в окружающую среду твердые, жидкие и газообразные вещества, которые способны влиять на другие растения, животных и микроорганизмы.

Аллелопатия

Биотические связи, осуществляющиеся благодаря специфическим действующим продуктам обмена веществ, выделяющимся во внешнюю среду, называются аллелопатией.

Такое явление известно уже давно, но лишь в 1937 году немецкий ученый Молиш дал ему определенное название.

Более детально данное явление изучено на растительных организмах. Выделения многих растений могут оказывать на близрастущих соседей как токсичное, так и стимулирующее действие. Примеры биотических связей у растений могут быть такими:

  • абсинтин листьев горькой полыни способен угнетать рост и развитие многих других растений;
  • фасоль замедляет рост яровой пшеницы;
  • выделения корней пырея плохо влияют не только на другие травы и кустарники, но и на деревья.

Животные также выделяют вещества - феромоны, способные влиять на поведение и развитие особей определенного вида. С их помощью также передается информация другим видам.

Выделение биологически активных веществ свойственно и микроорганизмам. Например, широко известны такие антибиотики, как пенициллин и стрептомицин.

Эффект группы

Групповой эффект - это оптимизация всех процессов, которая ведет к максимальному повышению жизнеспособности особей при их совместном обитании. Такая особенность проявляется у большого количества видов, которые могут нормально размножаться и развиваться только в том случае, если они объединились в небольшие или огромные группы.

Типы биотических связей зависят от ареала обитания особей и способов их существования. Например, для того чтобы выжило стадо африканских слонов, в нем должно находиться не менее тридцати особей.

Конкуренция

Биотические связи, во время которых происходят взаимоотношения между особями одного или разных видов, при которых используются одни и те же ресурсы при их значительном недостатке, называются конкуренцией. способна значительно повысить интенсивность естественного отбора. Самым популярным примером такого процесса является самоизреживание елей.

А вот межвидовой тип конкуренции чаще всего характерен для экологически близких особей или популяций разных видов. Может быть как пассивной, так и активной. Первая подразумевает использование природных богатств, необходимых обоим видам. А во время второй происходит подавление одного вида другим.

Конкуренция является одной из основных причин того, что несколько видов, характеризующихся похожими образом жизни, поведением и спецификой питания, не могут сожительствовать в одном сообществе. Такая конкуренция может превратиться во вражду.

Хищничество

Биотические связи в природе, которые характеризуются таким способом добычи пищи, как ловля, убийство и съедение пойманных особей, называются хищничеством. Основой таких взаимоотношений являются пищевые связи и цепочки питания. Хищник сначала убивает добычу, а только потом ее съедает. Но перед этим ее нужно поймать. Для этих целей у каждого хищника есть специальные приспособления. Исторически сложилось так, что и у жертв есть защитные элементы. Например, панцирь, колючки, шипы, ядовитые железы и защитная окраска.

Благодаря таким обоюдным приспособлениям и сформировались группировки организмов - хищники и жертвы. В таких взаимоотношениях сформированы принципы регуляции численности обоих компонентов.

Еще недавно ученые думали, что все хищники - вредные жители планеты, поэтому их нужно истреблять. Однако это мнение оказалось ошибочным. Такие действия будут иметь негативные глобальные последствия. Существует риск нанести ущерб не только дикой природе, но и всему хозяйству.

Симбиоз

Биотические связи в природе, во время которых один из партнеров (или сразу оба) извлекает пользу от взаимоотношений друг с другом, называются симбиозом.

В мире существует большое количество примеров взаимовыгодного симбиоза. Например, желудочные и кишечные бактерии, без которых невозможен процесс пищеварения. Или опыление некоторых орхидей, чью пыльцу может переносить только определенный тип насекомых. Такие отношения проходят успешно тогда, когда они увеличивают вероятность обоих партнеров выжить.

Симбиоз, который будет выгодным для обоих представителей, называется мутуализмом. А вот комменсализм - это взаимоотношения, полезные для одного, но безразличные для другого. Эндосимбиоз - способность одного партнера жить внутри клетки другого.

Мутуализм

Самой распространенной формой совместного сожительства считается мутуализм. Биотические связи в природе (9 класс школьной программы подробно описывает данную тему) в виде мутуализма ставят обязательное условие - существование обоих партнеров. Во время такой связи каждый из партнеров получает свою выгоду. Например, один партнер использует другого в качестве источника питания, а второй оказывается под защитой от врагов или в благоприятных условиях для развития и размножения.

Каждый участник мутуалистической пары является эгоистом, и взаимная выгода возникает лишь от того, что полученная польза перевесит все затраты, которые требуются на поддержание взаимоотношений.

Взаимовыгодные связи формируются также благодаря поведенческим реакциям. Примеры биотических связей мутуализма - птицы совмещают собственное питание, и в это же время являются распространителями семян. Иногда возникают физические взаимоотношения.

Тесный контакт видов при мутуализме способствует их совместной эволюции. Таким примером являются приспособления, которые сформировались у цветков и их опылителей.

Комменсализм

Биотические связи (9 класс) выделяют три вида комменсализма:

  1. Используют пищу других видов.
  2. Прикрепляются к другому организму, который становится «хозяином».
  3. Поселяются во внутренних органах хозяина.

Отношения такого типа очень важны для природы, так как дают возможность на каждом кусочке Земли сожительствовать большому количеству видов, а также максимально освоить окружающую среду и использовать пищевые ресурсы.


Любой живой организм в природе зависит не только от абиотических факторов среды, но и жизнь любого из них невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов , которые так или иначе на него воздействуют. Связи между разными организмами называются биотическими . Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны и имеют очень разное значение в жизни видов. Наша главная цель сегодня на уроке – попытаться разобраться в этом многообразии.
В природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими вы уже знакомы. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: 0; +; - .

Определите, какие взаимоотношения между различными видами в биогеоценозе могут существовать?


- Отношения, при которых оба организма получают выгоду (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).

Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.

Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных , второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

Аменсализм - отношения, при которых один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.


Пение птиц в лесу
Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Работа в малых группах: из предложенного списка составить пары, которые в природе конкурируют между собой (названия организмов можно использовать только один раз): ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная , полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.
Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей.

Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.


Посмотрите внимательно ролик «Колибри и клещи» и подумайте над вопросом: Можете ли вы утверждать , что в ролике речь идет только о комменсализме?

1. определить тип биотического взаимодействия (ответ за «шторкой»)

2. подбери пары

3. Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары.