Порядок имянаречения в исламе. Ислам - правила жизни, традиции и требования

Данная статья содержит: где и как проходит молитва у мусульман - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Что такое молитва и зачем она нужна?

Молитва. Не так часто мы используем это слово, но как же часто мы к ней прибегаем. В понимании основной массы людей молитва – это обращение к Богу. На самом деле молитва не должна состоять только из просьб, но, к сожалению, мы чаще поминаем Аллаха, обращаемся к Нему тогда, когда нам плохо, когда уже все варианты испробованы. Однако всем нам целесообразно осознать, что молиться нужно не только в тот момент, когда человек уже в “тупике” и не только тогда, когда что-то надо. Ведь именно молитвой мы можем благодарить Всевышнего за всё. За всё в самом прямом и широком смысле этого слова. За создание этого мира, за воздух и воду, за руки и ноги, за родителей, детей и так далее.

Безусловно, основной молитвой для мусульман является намаз, как один из 5 столпов Ислама. Намаз является ежедневным пятикратным молитвенным обрядом, обязательным для всех приверженцев нашей религии. В 43-м аяте коранической суры “Корова” говорится: “Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися.”

Одним из часто обсуждаемых вопросов в неарабской среде является неуверенность в том, можно ли молиться Господу на родном языке. Для начала нужно уяснить, что молитва и намаз это не всегда одно и то же, хотя порой эти слова можно охарактеризовать как синонимы. Намаз является нашей обязанностью, а молитва (мольба) это то, что делаем по своему желанию. Намаз нужно совершать именно на арабском языке. Таково предписание религии.

Естественно, основой всего является вера. Это также относится к молитве. Какой смысл молиться, если человек не верит в то, что он будет услышан? Всевышний видит и знает о нас всё, так что Он непременно услышит каждую мольбу. Как произнесённую вслух, так и сказанную про себя.

Помимо мечетей, являющихся домами Аллаха, молиться можно практически везде: дома, на улице, в машине и так далее. Ведь если человек попадает в беду, он не думает о том, чтобы найти какое-то специальное место для молитвы. Правда, молиться в определённых местах (например, в ванной) нам не позволяет Шариат. Да и этика тоже.

Этим вопросом, причём не раз, наверное, задавался каждый из нас. Ведь бывает, что молишь Аллаха, просишь его о чём-то утром и вечером, но не сбывается. Вот просто ни в какую. И настаёт момент, когда у человека возникают сомнения: “А, может, Бог меня не слышит? Может, не хочет слышать?” Это естественно. Эмоции. Надо для себя раз и навсегда уяснить, что Аллах не желает плохого своим созданиям. К месту тут вспомнить поговорку о том, что всё, что не делается, делается к лучшему. Наверное, раз что-то у нас не получается, значит это нам и не нужно. Нет в этом смысла. Нет никакого добра. Однако не исключено, что Всевышний нас испытывает. Проверяет на верность, на прочность, на то, как быстро мы обидимся, “взорвёмся”. Так что молиться нужно так же, как жить – терпеливо. Да и с надеждой.

Стоит ли молиться по мелочам?

Многие из нас молились, например, за то, чтобы какой-то разговор завершился удачно, за хорошую оценку в школе или даже за победу любимой футбольной команды. А правильно ли это? Дать однозначный ответ на этот вопрос очень сложно, но мы понимаем, что Аллах велик, и Он любит, когда к Нему обращаются. Желания у людей бывают разные. Главное, чтобы были они, так же как и молитва, праведными.

Молиться и сидеть сложа руки?

Несомненно, старания, упорство, амбициозность и желание развиваться поощряются Аллахом. Молитва, скорее, является помощником в достижении той или иной цели. Было бы неправильно молить Всевышнего о новой работе, не отправив предварительно CV в какую-то компанию.

С раннего детства в книгах, фильмах, а порой даже и в песнях мы слышим о молитве, о том, что в случае проблемы можно обратиться к Богу, Он, несомненно, поможет. И это чистая правда. Мы обращались к Аллаху при каких-то желаниях, просили об их осуществлении, и кто может сказать, что никто свыше ему никогда не помогал? Даже некоторые неверующие признавались, что находясь в безвыходном положении, они молили Господа о помощи.

То, что намаз ограждает человека от всего отрицательного, это общепризнанный факт. В довод приведём 45-й аят суры “Паук”: “Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите”.

Молитва и добрые дела неразделимы

Хотя доброе дело является не столько предписанием, сколько выбором индивидуума, а намаз для мусульман обязателен, согласно Исламу, они неразделимы. Отмечается это в 7-м аяте суры “Перенёс ночью”: “Мы сказали: “Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе””.

Молитва и уроки коллективизма

Ну и еще один плюс молитвы. Ее осуществление в джамаате, когда массы людей разного цвета кожи, думающих на различных языках, занятых собственными мирскими делами осуществляют предписанное поклонение Всевышнему в нужной форме. Едиными движениями, идентичным текстом. И здесь чувствуется сила Ислама. Его уникальность. Вне зависимости от географического расположения мечети, времени намаза, азан собирает мусульман различной национальности. В едином порыве осуществляются движения. И масса мусульман становится уммой, в которой нет первых и последних, правых и левых. В этом наша надежда. Наша уверенность. Наша сила и будущее.

0 комментариев

Информация доступна только зарегистрированным пользователям.

Размещение рекламы

Новости по теме

Акция “Вперед, детишки, на намаз!” стартовала в Турции

Турецких детей обучают намазу в играх

Проснитесь бодрыми без будильника! Семь ключей к утренней энергии

Еще новости по теме

Экстремальный намаз

Намаз под водой

Как молиться пять раз в день при плотном графике работы?

Намаз и его влияние на сердце

Знаете ли вы, что молитва…

Ключевые слова

Архив рубрики «Прямой путь»

Задачами информационно-аналитического канала с момента его появления является донесение объективной и достоверной информации о событиях в России и мире и происходящих в обществе процессах, консолидация мусульманской уммы России, выявление случаев дискриминации по религиозным и национальным признакам, защита прав верующих.

«Ансар.Ru» имеет собственных корреспондентов в различных регионах России и предлагает вниманию читателей как оперативную новостную информацию, так и эксклюзивные аналитические статьи, обзоры, религиозно-богословские материалы, мнения известных экспертов по различным вопросам.

Материалы, публикуемые на «Ансар.Ru», рассчитаны на самую широкую аудиторию. Сайт освещает как собственно религиозную, так и политическую, экономическую, культурную, общественную жизнь мусульман России и зарубежья. Одной из наиболее актуальных тем, которые находят место на страницах “Ансар.Ru”, является развитие исламской банковской сферы, исламских финансов и халяль-индустрии.

Где и как проходит молитва у мусульман

Намаз – второй столп Ислама

Намаз – один из основ религии Ислам. С его помощью осуществляется связь между человеком и Всевышним. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!». Чтение намаза пять раз в день помогает человеку каждый раз укреплять свою веру, очищать душу от совершенных грехов и ограждать себя от будущих прегрешений. В другом хадисе сказано: “Первое, о чем человек будет спрошен в день Суда – это о вовремя совершенном намазе”.

Перед каждой молитвой истинный мусульманин совершает омовение и предстает перед своим Создателем. В утреннем намазе он возвеличивает Аллаха, бесконечно утверждая Его исключительное право на поклонение. Верующий обращается к Создателю за помощью и просит у Него прямого пути. В качестве доказательства покорности и верности человек опускается до земли в поклоне перед Всевышним.

Как правильно читать намаз (Намаз уку тэртибе)

Молитвы совершаются на арабском языке – языке Откровения – 5 раз в день:

  1. на рассвете (Иртэнге);
  2. в середине дня (Ойлэ);
  3. вечером (Икенде);
  4. на закате (Ахшам);
  5. при сумерках (Ясту).

Это определяет ритм дня верующего мусульманина. Для совершения намаза женщины и мужчины должны очистить душу и тело, одежду и место молитвы. По возможности праведные мусульмане должны стремиться к молитве в мечети. Если нет такой возможности, разрешается молиться практически в любом месте, к примеру, в университете или в офисе.

Перед обязательной молитвой звучит призыв к ней – Азан. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), дабы показать, что Азан – есть проявление благочестия, произнес: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам Азан».

Для чтения намаза необходимо соблюдение следующих условий:

  1. ритуальная чистота. Человек, находящийся в состоянии осквернения, должен совершить ритуальное омовение (полное или частичное, в соответствии со степенью осквернения);
  2. чистое место. Молитва должна совершаться только в чистом, неоскверненном месте (свободном от наджасы – нечистоты);
  3. кибла. Во время намаза верующий должен стоять по направлению мусульманской святыни Каабы;
  4. одежда. Мусульманин должен быть одет в абсолютно чистую одежду, не запачканную нечистотами (к примеру, экскрементами человека или животных, шерстью нечистых животных, как свинья или собака). Также одежды должна прикрывать аурат – места, которые верующий человек по шариату должен закрывать (у мужчины – часть тела от пупка до коленей, у женщины – все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног);
  5. намерение. Человек должен иметь искреннее намерение совершить молитву (ният);
  6. трезвость рассудка. Алкоголь, различные психотропные и наркотические препараты в Исламе под абсолютным запретом (это харам).

Мусульманские молитвы – основа жизни мусульманина

Также в отличие от мусульманского намаза в исламе существуют молитвы (на арабском языке они называют «дуа», а на татарском – «дога») – это возможность общения с Господом миров. Всевышний знает все явное и скрытое, поэтому Аллах слышит любую молитву и неважно, произнесена мусульманская молитва вслух или про себя, на поверхности Луны или в шахте, где добывают уголь.

Дуа Аллаху должно всегда произноситься уверенно, ведь мы знаем: Аллах создал нас и наши трудности, и Ему под силу изменить этот мир и без труда решить любую проблему. И неважно, на каком языке вы обращаетесь к Создателю, пусть ваша душа шепчет на том языке, на котором вам легче всего изъясняться.

В Исламе молитвы есть на все случаи жизни. Ниже приведены примеры мусульманских дуа, большинство из которых взяты из Корана и Сунны, а также от шейхов и аулия (приближенных людей – друзей Аллаха). Среди них есть молитвы на удачу. Например, против проблем, беды, несчастья и горя, если грозит опасность и др.

Мусульманская молитва, если хочешь покаяться в грехах

Аллаахумма антэ раббии, ляя иляяхэ илляя ант, халяктании ва ана ‘абдукь, ва ана ‘аляя ‘ахдикя ва ва’дикя мастато’ту, а’уузу бикя мин шарри маа сона’ту, абуу’у лякя би ни’матикя ‘аляйя ва абуу’улякя би занбии, фагфирлии, фа иннэху ляя ягфируз-зунуубэ илляя ант.

О Аллах, Ты – мой Господь! Нет Бога, кроме Тебя. Ты сотворил меня, и я – Твой раб. И постараюсь я оправдать возложенную на меня ответственность, сдержать данное мною слово в меру своих сил и возможностей. Я прибегаю к Тебе, удаляясь от всего недоброго, совершенного мною. Я признаю те блага, которыми Ты одарил меня, и признаю свой грех. Прости меня! Поистине, никто не простит моих ошибок, кроме Тебя. Примечание: став мусульманином, человек возлагает на себя определенную ответственность и дает Всевышнему обет не совершать запретного и выполнять то, что является обязательным.

Мусульманские молитвы, читаемые перед началом еды

Первый вариант: Бисмиллях!

Примечание: Пророк Мухаммед сказал: «Перед тем, как приступить к еде, каждому из вас следует сказать: «Бисмиллях». Если же он забудет об этом в начале [трапезы], то пусть скажет сразу, как вспомнит: «Бисмил-ляяхи фии аввалихи ва аахирихи» (С именем Всевышнего в начале и в конце [трапезы])».

Аллаахумма баарикь лянаа фихь, ва ат’ымнаа хайран минхь.

О Всевышний, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого.

Мусульманские молитвы, читаемые при выходе из дома

Бисмил-ляяхь, таваккяльту ‘алял-лаахь, ва ляя хавля ва ляя кувватэ илляя бил-ляяхь.

С именем Всевышнего Аллаха! Я уповаю только на Него. Истинная мощь и сила принадлежат только Ему.

Аллаахумма иннии ‘ауузу бикя ан адылля ав удалля ав азилля ав узалля ав азлимя ав узляма ав аджхаля ав юджхаля ‘аляйя.

О Господь! Поистине, я прибегаю к Тебе, чтобы не сбиться с верного пути и не быть сведенным с него, чтобы не ошибиться самому и не быть вынужденным ошибиться, чтобы не поступать несправедливо самому и не быть притесненным, чтобы не быть невежественным и чтобы по отношению ко мне не поступали невежественно.

Мусульманская молитва, читаемая при входе в дом

Говоря эти слова, входящий приветствует того, кто в нем:

Бисмил-ляяхи валяджна, ва бисмил-ляяхи хараджна ва ‘аляя раббинаа та-ваккяльнаа.

С именем Всевышнего мы вошли и с Его именем выходили. И только на Господа нашего мы уповаем.

Мусульманская молитва, если хочешь жениться или выйти замуж

Сначала совершается ритуальное омовение (тахарат, абдест), после этого надо совершить два ракаата дополнительного намаза и произнести:

Аллаахумма иннакя такдир ва ляя акдир ва та’лям ва ля а’лям ва антэ ‘алля-ямуль-гуююб, фа ин ра’айта анна (называет имя девушки) хайрун лии фии дии-нии ва дунья-я ва аахыратии факдурхаа ли, ва ин кяянэт гайрухаа хайран лии минхаа фии диинии ва дунья-я ва аахыратии факдурхаа лии.

О Аллах! Все в Твоих силах, я же не в состоянии что-либо сделать. Ты все знаешь, а я – нет. Ты знаешь все, что скрыто от нас. И если Ты считаешь, что является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия как в этом, так и в будущем мирах, то помоги мне в том, чтобы она стала моей женой (мужем). А если другая является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия в обоих мирах, то помоги мне, чтобы та другая стала моей женой (мужем).

Мусульманская молитва перед супружеской близостью:

Бисмил-ляяхь. Аллаахумма джаннибнаш-шайтаанэ ва джаннибиш-шайтаана маа разактанаа.

Начинаю с именем Господа. О Всевышний, удали нас от Сатаны и удали Сатану от того, чем Ты наделишь нас!

Мусульманская молитва, читаемая в случае потери какой-либо вещи

Бисмил-ляяхь. Яа хаадияд-дулляяль ва рааддад-доолляти-рдуд ‘аляйя доол-лятии би ‘иззатикя ва султааникь, фа иннахаа мин ‘атоикя ва фадликь.

Начинаю с именем Аллаха. О Тот, Кто направляет на правильный путь тех, кто сошел с него! О Тот, Кто возвращает то, что было утеряно. Верни мне утерянную вещь Своим величием и властью. Поистине эта вещь дарована Тобою мне по Твоей безграничной милости.

Мусульманская молитва против проблем, беды, несчастия и горя

Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи’уун, аллаахумма ‘индакя ахтасибу мусыыбатии фа’джурнии фиихэ, ва абдильнии бихээ хайран минхэ.

Поистине, мы полностью принадлежим Аллаху и, поистине, все мы к Нему возвращаемся. О Господи, перед Тобой я буду давать отчет за разумение и правильность в преодолении этого несчастья. Вознагради меня за терпение, проявленное мною, и замени беду па то, что лучше ее.

Мусульманская молитва против трудности, нужды и проблем

Сначала совершается ритуальное омовение (тахарат, абдест), после этого надо совершить два ракаата дополнительной молитвы и произнести:

Альхамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ас’алюкя мууджибаати рахматикь, ва ‘азааима магфиратикь, валь-‘исмата мин кулли занб, валь-ганиимата мин кулли бирр, вас-саляямата мин кулли исм, ляя тада’ лии занбан илляя гафартахь, ва ляя хамман илляя фарраджтахь, ва ляя хааджатэн хия лякя ридан илляя кадайтахаа, яа архамар-раахимиин.

Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя, о Аллах, то, что приблизит ко мне Твою милость, действенность Твоего всепрощения, защиту от грехов, пользу от всего праведного. Прошу у Тебя спасения от всех ошибок. Не оставь ни одного греха, который бы Ты мне не простил, ни одной тревоги, от которой Ты меня не избавил бы, и ни одной нужды, которая, являясь правильной, не была бы удовлетворена Тобою. Ведь Ты – Милостивейший.

Мусульманские молитвы против беспокойства и грусти в душе

Аллаахумма иннии ‘абдукя ибну ‘абдикя ибну эматикь. Наасыятии би ядикя маадын фийя хукмукя ‘адлюн фийя кадооукь. Ас’алюкя би кулли исмин хува лякь, саммяйтэ бихи нафсякь, ав анзальтаху фии китаабикь, ав ‘аллямтаху ахадэн мин халькыкь, ав иста’сартэ бихи фии ‘ильмиль-гайби ‘индэкь, эн тад-ж’аляль-кур’ана раби’а кальби, ва нуура садри, ва джалаа’э хузни, ва захааба хами.

О Всевышний Аллах! Я раб Твой, сын раба Твоего и рабыни Твоей. Власть надо мной в Твоей [деснице]. Твое решение беспрекословно выполняемо в отношении меня и справедливо. Я обращаюсь к Тебе всеми именами, которыми Ты назвал Себя или упомянул в Писании Твоем или открыл кому-либо из сотворенных Тобой или теми [именами], которые известны только Тебе. [Я обращаюсь к Тебе именем Твоим] и прошу сделать Коран весной сердца моего, светом души моей и причиной исчезновения моей грусти, прекращения моего беспокойства.

Аллаахумма иннии а’уузу бикя миналь-хамми валь-хазан, валь-‘аджзи валь-кясаль, валь-бухли валь-джубн, ва доля’ид-дейн ва галябатир-риджааль.

О Всевышний, Я удаляюсь с помощью Тебя от беспокойства и печали, от немощности и лени, от скупости и трусости, от бремени долга и людского притеснения.

Мусульманские молитвы, если грозит опасность

Аллаахумма иннаа надж’алюкя фии нухуурихим, ва на’уузу бикя мин шуруурихим.

О Аллах, их глотки и языки мы отдаем Тебе на суд. И прибегаем к Тебе, удаляясь от их зла.

Хасбунал-лааху ва ни’маль вакииль.

Достаточно нам Господа, и Он – наилучший Покровитель.

Мусульманская молитва, чтобы уплатить долги

Аллаахумма, икьфинии би халяяликя ‘ан хараамикь, ва агнинии би фадликя ‘ам-ман сиваакь.

О Аллах, сделай так, чтобы дозволенное [халяль] защитило меня от запрещенного [харам] и сделай меня по милости Своей независимым от всех, кроме Тебя.

Мусульманские молитвы, когда посещаешь больного

Ляя ба’с, тахуурун иншаа’эл-лаахь (двараза).

Перевод: Не беда, очистишься с позволения Господа.

Второй вариант, молитву следует сказать семь раз:

Ас’элюл-лаахаль-‘азыим, раббэль-‘аршиль-‘азыим аи яшьфиякь.

Я прошу Великого Творца, Господа великого Трона об исцелении твоем.

Утренний намаз – фаджр: сколько ракатов, время. Молитва в исламе

Одним из пяти столпов ислама является намаз, молитва, при помощи которой человек ведёт диалог со Всевышним. Читая её, мусульманин отдаёт дань преданности Аллаху. Совершение намаза обязательно для всех верующих. Без него человек теряет связь с Богом, совершает грех, за который по канонам ислама он будет сурово наказан в Судный день.

Читать намаз необходимо пять раз в сутки в строго установленное для него время. Где бы человек ни находился, чем бы ни был занят, молитву он обязан совершить. Особенно важен утренний намаз. Фаджр, как его ещё называют мусульмане, обладает огромной силой. Его исполнение равноценно молитве, которую человек читал бы всю ночь.

В какое время совершают утренний намаз?

Выполнять фаджр-намаз надлежит ранним утром, когда на горизонте появляется белая полоса, а солнце ещё не взошло. Именно в этот промежуток времени правоверные мусульмане молятся Аллаху. Желательно, чтобы человек начал священное действо за 20-30 минут до восхода. В мусульманских странах люди могут ориентироваться по азану, доносящемуся из мечети. Человеку, проживающему в иных местах, сложнее. Как же узнать, когда нужно исполнять фаджр-намаз? Время его совершения можно определить по специальному календарю или расписанию, которое называется рузнама.

Некоторые мусульмане используют для этих целей мобильные приложения, например «Время намаза ® Muslim Toolbox». Оно поможет узнать, когда нужно начинать молитву, и определит киблу, направление, в котором находится священная Кааба.

За полярным кругом, где день и ночь длятся дольше обычного, людям сложнее определиться со временем, в которое следует исполнять намаз. Фаджр, однако, совершать необходимо. Мусульмане рекомендуют ориентироваться на время в Мекке либо в близлежащей стране, где смена дня и ночи происходит в обычном ритме. Последний вариант является предпочтительным.

В чём заключена сила фаджр-намаза?

Люди, регулярно молящиеся Аллаху до восхода солнца, показывают глубокое терпение и истинную веру. Ведь ради совершения фаджра необходимо подниматься до рассвета каждый день, а не спать сладким сном, поддаваясь на уговоры шайтана. Это первое испытание, которое уготовило человеку утро, и его надо пройти достойно.

Людей, не поддающихся шайтану, читающих намаз вовремя, Всевышний будет защищать от невзгод и проблем вплоть до наступления следующего дня. Кроме того, они преуспеют в вечной жизни, ведь соблюдение намаза всем зачтётся в Судный день.

Эта молитва в исламе имеет огромную силу, поскольку в преддверии рассвета рядом с человеком находятся ангелы уходящей ночи и грядущего дня, которые внимательно за ним наблюдают. Аллах потом спросит у них, чем занимался раб его. Ангелы ночи ответят, что, уходя, видели его молящимся, а ангелы грядущего дня скажут, что также застали его за намазом.

Истории сахабов, совершивших утренний намаз вопреки всему

Фаджр требует неукоснительного соблюдения, какие бы обстоятельства ни сложились в жизни человека. В те далёкие времена, когда ещё был жив пророк Мухаммед, люди совершали настоящие подвиги во имя веры. Они исполняли намаз вопреки всему.

Сахабы, сподвижники посланника Всевышнего, совершали утренний фаджр даже будучи ранеными. Никакое несчастье не могло их остановить. Так, выдающийся государственный деятель Умар ибн аль-Хаттаб читал молитву, истекая кровью после совершённого на него покушения. Он и не подумал отказаться от служения Аллаху.

А сподвижника пророка Мухаммеда Аббада во мгновенье совершения намаза поразила стрела. Он вытащил её из своего тела и продолжил молиться. Враг выстрелил в него ещё несколько раз, но и это не остановило Аббада.

Сада ибн Раби, также получивший тяжёлое ранение, умер совершая намаз в шатре, специально сооружённом для священного действа.

Подготовка к намазу: омовение

Молитва в исламе требует определённой подготовки. Прежде чем преступить к любому намазу, будь то фаджр, зухр, аср, магриб или иша, мусульманину предписано совершить ритуальное омовение. В исламе оно носит название вуду.

Правоверный мусульманин моет руки (кисти), лицо, поласкает рот и нос. Каждое действие он совершает трижды. Далее верующий омывает водой каждую руку до локтя: сначала правую, затем левую. После этого он протирает голову. Влажной рукой мусульманин проводит по ней от лба до затылка. Далее он протирает уши внутри и снаружи. Помыв ноги до щиколоток, верующему надлежит завершить омовение словами поминания Аллаха.

Во время совершения намаза ислам предписывает мужчинам в обязательном порядке покрыть тело от пупка до колен. Правила для женщины более строгие. Она должна быть полностью покрыта. Исключением являются только лицо и кисти рук. Ни в коем случае нельзя одевать обтягивающую или грязную одежду. Тело человека, его облачение и место совершение молитвы должны быть чистыми. Если вуду не достаточно, нужно совершить полное омовение тела (гусль).

Фаджр: ракаты и термины

Каждый из пяти намазов состоит из ракатов. Так называют один цикл молитвы, который повторяется от двух до четырёх раз. Количество зависит от того, какой именно намаз совершает мусульманин. Каждый ракат включает определённую последовательность действий. В зависимости от вида намаза она может незначительно меняться.

Рассмотрим, из чего состоит фаджр, сколько ракатов надлежит выполнить верующему и как их правильно совершать. Утренний намаз состоит всего из двух последовательных циклов молитвы.

Некоторые действия, входящие в них, носят специфические названия, пришедшие к нам из арабского языка. Ниже приведён список самых необходимых понятий, которые должен знать верующий:

  • ният – намерение совершить намаз;
  • такбир – возвеличивание Аллаха (слова «Аллаху Акбар», означающие «Аллах Велик»);
  • кыям – пребывание в положении стоя;
  • саджда – коленопреклонённая поза или земной поклон;
  • дуа – молитва;
  • таслим – приветствие, заключительная часть молитвы.

Теперь рассмотрим оба цикла намаза фаджр. Как читать молитву, спросят люди, которые только недавно приняли ислам? Помимо соблюдения последовательности действий, необходимо следить за произношением слов. Конечно же, истинный мусульманин не только правильно их проговаривает, но и вкладывает в них душу.

Первый ракат фаджр-намаза

Первый цикл молитвы начинается с нията в положении кыям. Намерение верующий выражает мысленно, упоминая в нём название намаза.

Затем мусульманину надлежит поднять руки на уровне ушей, коснуться большими пальцами мочек и направить ладони в сторону киблы. Находясь в такой позе, он должен произнести такбир. Проговаривать его необходимо вслух, причём необязательно делать это в полный голос. В исламе возвеличивать Аллаха можно шёпотом, но так, чтобы верующий слышал сам себя.

Затем он ладонью правой руки накрывает левую, обхватив запястье мизинцем и большим пальцем, опускает руки чуть-чуть ниже пупка и читает первую суру Корана «Аль-Фатиха». По желанию мусульманин может проговорить дополнительно ещё одну главу из Священного Писания.

Затем следует поясной поклон, выпрямление и саджда. Далее мусульманин разгибает спину, оставаясь в коленопреклонённой позе, ещё раз падает ниц перед Аллахом и вновь выпрямляется. На этом исполнение раката заканчивается.

Второй ракат фаджр-намаза

Циклы, входящие в утренний намаз (фаджр), исполняются по-разному. Во втором ракате не нужно проговаривать ният. Мусульманин становится в позу кыям, сложив руки на груди, как в первом цикле, начинает проговаривать суру «Аль-Фатиха».

Затем он совершает два земных поклона и садится на ноги, сдвинутые в правую сторону. В такой позе нужно произнести дуа «Ат-тахият».

По окончании молитвы мусульманин проговаривает таслим. Его он произносит дважды, поворачивая голову сначала в сторону правого плеча, затем левого.

На этом заканчивается намаз. Фаджр выполняется и мужчинами, и женщинами. Однако исполняют они его по-разному.

Как выполняют утренний намаз женщины?

При выполнении первого раката женщина должна держать руки на уровне плеч, в то время как мужчина поднимает их до ушей.

Поясной поклон она совершает не такой глубокий, как мужчина, и руки во время прочтения суры «Аль-Фатиха» она складывает на груди, а не ниже пупка.

Правила исполнения молитвы фаджр-намаз для женщин незначительно отличаются от мужских. Помимо них, мусульманка должны знать, что её запрещено совершать во время менструации (хайд) или послеродового кровотечения (нифас). Только очистившись от скверны, она сможет исполнить намаз правильно, в ином случае женщина станет грешницей.

Что делать человеку, пропустившему утренний намаз?

Стоит коснуться ещё одного важного вопроса. Что делать мусульманину, который пропустил утренний намаз? В такой ситуации следует учитывать причину, по которой он допустил подобную оплошность. От того, уважительная она или нет, зависят дальнейшие действия человека. Например, если мусульманин поставил будильник, специально отправился спать пораньше, но вопреки всем своим действиям проспал, выполнить свой долг перед Всевышним он может в любое свободное время, поскольку, по сути, он не виноват.

Однако, если причина была неуважительной, то правила иные. Молитва фаджр должна быть выполнена как можно быстрее, но не в те временные периоды, когда намаз строго-настрого запрещено совершать.

Когда намаз совершать нельзя?

В сутках несколько таких промежутков, в течение которых молиться крайне нежелательно. К ним относятся периоды

  • после прочтения утреннего намаза и до восхода солнца;
  • в течение 15 минут после рассвета, пока светило не поднимется в небе на высоту одного копья;
  • когда оно находится в зените;
  • после прочтения асра (послеполуденный намаз) до заката.

В любое другое время возместить намаз можно, но лучше не пренебрегать священным действом, ведь прочитанная вовремя предрассветная молитва, в которую человек вложил сердце и душу, как говорил пророк Мухаммед, лучше, чем весь мир, значимее, чем всё, что его наполняет. Мусульманин, совершающий фаджр на восходе, не попадёт в ад, а будет удостоен великих наград, которыми одарит его Аллах.

С этими словосочетаниями мусульмане сталкиваются каждый день. Их произносят при тех или иных обстоятельствах. Какие-то – в период радости, какие-то – в горе и печали, иные – в период опасностей. Но знаем ли мы, что означают эти фразы и умеем ли применять их по назначению? В данном материале приведено толкование наиболее используемых мусульманами словосочетаний.

1. «Бисмилляhи-р-раẍмани-р-раẍим» «С именем Аллаха , Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том!» . Произноситься при начале любого действия. Рекомендуется произносить перед едой, сном, одеванием, чтением Корана , омовением , чтением богословских книг и т.д.

2. «А"узубилляhи мина-ш-шайҭани-р-раджим» «Я прибегаю за помощью к Аллаху для защиты от проклятого сатаны , лишённого Его милости» . Произносят с целью защиты от сатаны , обращаясь за помощью к Богу, Сотворившему и самого сатану . Читают перед чтением Корана , суры «Аль-Фатиха» в намазе, перед тем, как лечь спать, перед совершением омовения , прежде чем войти в туалет и другие грязные места, а также в состоянии гнева.

3. «Салляллаhу ‘аляйhи ва саллям» «Мир ему и благословение Аллаха » . Произносится после упоминания имени Пророка Мухаммада ﷺ . Всевышний в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка ﷺ . О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура «аль-Ахзаб», аят 56).

4. «Астаґфируллаh» «Я прошу прощения у Аллаха » . Это слова покаяния, которые произносят после совершения греха или лицезрения греховного.

11. «Аллаhу-ль-муста’ан » – «Аллах – оказывающий помощь» . Произносят когда сталкиваются с трудными ситуациями.

12. «Ля ẍавля ва ля ḱуввата илля билляh» «Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха » . Читают, когда постигает какое-либо затруднение, и поминая Господа таким образом человек принижается перед Ним, показывая что поменять это его положение к облегчению способен только Всевышний, и только Он владеет всей ситуацией, а не люди или любые иные обстоятельства.

13. « Ẍасбуналлаhу ва ни’ма-ль-вакиль» «Нам достаточно Аллаха , Он – наилучший, на Кого полагаются» . Произносят при возникновении страха и беспокойства, сталкиваясь с непреодолимыми обстоятельствами.

14. «Инна лилляhи ва инна иляйhи раджи’ун» «Поистине, мы от Всевышнего и к Нему будем возвращены» . Произносят, когда случается какое-либо горе, несчастье, при печальном известии о смерти кого-либо.

Фото: motto.net.ua

У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено) .

Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки . Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

Как мусульмане поминают своих умерших

Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине , и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки ), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола . Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила , которые никто из мусульман не смеет нарушать.

Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.


При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол . Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

Каковы же правила поминок по Шариату?

  1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
  2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников . Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
  3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
  4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
  5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
  6. Поминальная трапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола . Роскошные яства считаются харамом (грехом).
  7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разными столами , но и вообще в разных помещениях.
  8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
  9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнить ушедшего человека добрыми словами.
  10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом , а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
  11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
  12. На поминках нельзя плакать , а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок . Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.


Вот в Турции,
например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва , и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки .

Поминальный стол

в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

Все мясное, конечно, должно быть халяль , то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане .

Национальные обычаи


организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

Эти поминки , которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.


Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.


Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.

Мусульманская умма, как и любая община, имеет свою собственную иерархию, в которой существуют различные титулы, саны и звания. Основным условием их приобретения считается наличие знаний и определённых навыков в религии.

Ознакомимся с основными регалиями, которые встречаются в среде мусульманского духовенства.

1. Алим (Улем)

Это арабское слово, которое переводится как «знающий», «обладающий знанием». Данным титулом нарекают признанных и уважаемых знатоков исламской религии. Как правило, в каждой мусульманской общине существует коллективный орган - Совет улемов, выносящий решения по тем или иным вопросам (например, о начале , размере фитр-садака и т.п.) Количество алимов не ограничивается, так как им может стать любой правоверный, обладающий необходимым объёмом знаний.

2. Ахунд

Высшее звание в исламе, которым наделяются духовные лидеры регионов страны или крупных городов. На постсоветском пространстве, как правило, используется в вариации «имам-ахунд». В России данный титул имеют несколько руководителей региональных духовных управлений мусульман. Кроме того, первый председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаинов до наделения саном муфтия также был ахундом.

3. Аятолла

Шиитский религиозный титул, которым наделяется богослов, обладающий авторитетом в общине, а также считающийся крупным знатоком исламских наук. Аятолла вправе самостоятельно выносить фетвы (фатвы) - богословские заключения по религиозным вопросам.

Высшим титулом в шиизме признано звание великого аятоллы, которым обладают наиболее авторитетные учёные. Он считается своего рода заместителем , осуществляющим руководство шиитской общиной от его имени. В современном мире этот титул носят верховный лидер Ирана Али Хаменеи и духовный лидер иракских шиитов Али Систани.

4. Имам

Религиозное звание, означающее предводителя во время коллективной молитвы. Как правило, имамами именуются главы местных религиозных общин и мечетей. Кроме того, таким статусом исторически наделяли глав государств-имаматов. Ярчайшим примером можно считать имама Шамиля, правившего Северо-Кавказским имаматом в середине XIXвека. В случае же, если в мечети несколько имамов, то между ними также существует собственная иерархия, и один из них именуется первым имамом или имамом-хатыйбом, а остальные считаются его заместителями.

5. Ишан

Суфийское религиозное звание, которое имеют духовные наставники . Ишаны вправе передавать свои знания ученикам - мюридам . Ишаном в суфийской традиции может стать любой мусульманин, достигший определённого уровня просвещённости. Однако существуют и такие суфийские школы, в которых ишанами именуют исключительно потомков Пророка Мухаммада (с.г.в.) или его ближайших сподвижников. Подобная практика породила появление целых династий ишанов, которые существуют и в наши дни. Одним из известных ишанов считается Зайнулла Расулев - шейх Накшбандийского тариката, отец председателя ДУМ Европейской части СССР и Сибири, муфтия Габдрахмана Расулева.

6. Кади (казый)

Титул, которым наделяются шариатские судьи. В эпоху Средневековья кадии были весьма влиятельными лицами в мусульманских государствах. Они принимали не только судебные, но и ряд административных решений в своём регионе. В современном мире полномочия кадиев имеют скорее формальный характер, так как в большинстве мусульманских стран шариатские суды утратили свою силу. Сегодня они выполняют роль советников муфтиев.

7. Молла (мулла, молда)

Это одно из наиболее распространенных званий среди мусульманских священнослужителей. Как правило, муллами называют служителей мечети, которые ниже по статусу, чем имам-хатыйб. Основной функцией муллы считается помощь местным верующим в совершении религиозных обрядов. Так, они читают никах, занимаются , проводят коллективные ифтары и так далее.

8. Муджтахид (моджтахид)

Звание, которым наделяются учёные, достигшие уровня иджтихада - высокого авторитета в богословии. Считается, что обладателями абсолютного иджтихада были сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.в.). Некоторые богословы утверждают, что истинный иджтихад существовал на протяжении первых четырёх столетий после Хиджры. Именно в тот период жили многие видные исламские богословы. Тем не менее, и в более поздние века Всевышний даровал миру множество авторитетных учёных, таких как Ибн Хаджар аль-Аскаляни или Ризаитдин Фахретдин, которые внесли неоценимый вклад в развитие богословской мысли.

9. Муфассир (мофассир)

Так именуют учёных-толкователей Священного Корана. Муфассир должен хорошо владеть арабским языком и знать историю, а также смысл ниспослания каждого аята. Первыми толкователями были сподвижники Пророка (с.г.в.) - Абдуллах ибн Масуд и Зайд ибн Сабит (р.а.). Наиболее известными сегодня толкованиями Священного Писания считаются тафсиры Ибн Касира и ас-Саади.

10. Муфтий

Высший сан, которым наделяются наиболее авторитетные и обладающие знанием религиозные деятели. Муфтии обладают правом самостоятельно выносить - богословские заключения по тем или иным вопросам. В современном мире они, как правило, считаются духовными лидерами мусульманской уммы.

В некоторых государствах сан муфтия совпадает с должностью руководителя централизованной религиозной организации (муфтията или ДУМ). При этом во многих странах сан муфтия имеет один священнослужитель, а в ряде стран - несколько. Это зависит от специфики того или иного региона. В теократических государствах должность муфтия считается одной из наиболее авторитетных в госаппарате. В некоторых общинах религиозные деятели также имеют сан верховного муфтия, которому подчиняются другие муфтии общины.

11. Мухтасиб (имам-мухтасиб)

Регалия священнослужителей в исламе, контролирующих соблюдение исламских норм на определённой территории. Сегодня мухтасибы являются представителями главы религиозной общины на местном уровне. Также они зачастую возглавляют религиозные организации в городах и назначают местных имамов.

12. Факих

Этим титулом обозначается специалист в области исламского права, правовед.

13. Хазрат

Религиозный статус, которым обладают все мусульманские священнослужители. Как правило, это слово используют при уважительном обращении к религиозному деятелю.

14. Хафиз

Данным званием обладают учёные, знающие . Именно благодаря хафизам Священная Книга Аллаха дошла до нас в первоначальном её виде.

15. Ходжатуль-Ислам (худжат аль-Ислам)

Шиитский религиозный титул, которым наделяются авторитетные богословы. Так, им обладают лидер шиитской организации «Хезболла» Хасан Насралла и экс-президент Ирана Мохаммад Хатами.

16. Шейх

Почётное звание в исламе у наиболее образованных богословов. Шейхом именуется лидер религиозной общины, вождь племени или глава эмирата. Особо авторитетные и видные учёные имеют титул шейхуль-ислам. Он должен хорошо владеть всеми исламскими науками и иметь весомый авторитет в своей умме. В Османской империи шейхуль-ислам был главным священнослужителем, с мнением которого вынуждены были считаться даже султаны. В наши дни на постсоветском пространстве этот титул носят ряд муфтиев, такие как Талгат Таджуддин и Аллахшукюр Пашазаде.

Мусульманская свадьба - уникальное и колоритное торжество, наполненное красивыми традициями и обычаями. Конечно, в каждой отдельной стране имеются свои особенности проведения бракосочетания, но есть общие черты, характерные для всех мусульман. О них вам и расскажет портал Свадебка.ws.

Традиционная мусульманская свадьба состоит из таких этапов:

Давайте узнаем, что делают мусульманские молодожены и их родня на каждом из этих этапов свадьбы.


Сватовство

Как и у многих народностей, свадьба у мусульман начинается со сватовства. Чаще всего, современные парни сами знакомятся с девушками, выбирая себе пару, а его семья уже одобряет или не одобряет данный союз. Однако есть и такие семьи, в которых поисками невесты занимается мать или сестра молодого человека. Когда выбор будет сделан, жених с членами своей семьи приходит знакомиться с невестой, поднося ей подарки. Через 7 дней после такого визита девушка должна дать согласие на брак или отказать парню, вернув ему все подарки.


Если невеста дает положительный ответ, к ней снова приходят с визитом родственники жениха. В этот день ей на безымянный палец надевает кольцо замужняя родственница парня, показывая тем самым, что теперь эта девушка станет в скором времени женой. Семья невесты готовит праздничный обед, главным блюдом которого является национальная шурпа.

После сватовства происходит сбор представителей от каждого рода для обсуждения деталей свадьбы: от даты и места ее проведения до количества гостей и меню. Согласно традициям и обычаям мусульман за все платит сторона жениха, как и в случае турецкой свадьбы . Обычно такое мероприятие обходится от 5 000$, не включая подарки невесте и ее родственникам. Поэтому, хоть в мусульманских странах разрешено многоженство, не все мужчины решаются на него, ведь надо не только заплатить за свадьбу, но и достойно содержать свою жену и общих детей.


Молодожены могут видеться перед свадьбой только в присутствии других людей. Им нельзя держаться за руки и прикасаться друг к другу, они могут общаться, но только на важные темы. Девушка должна быть надета в закрытое платье, чтобы жених мог видеть только ее лицо и кисти рук, судя по которым парень и его родственники складывают свое мнение о ее внешности и здоровье.


Ночь хны: мусульманские традиции за день до свадьбы

Перед свадьбой по мусульманским обычаям проводится девичник, который носит название «Ночь хны», во время которого на ноги и руки невесты наносят красивые узоры хной, каждый из которых имеет символическое значение. Делать это может только женщина, счастливая в браке. Правильно нанесенный рисунок сулит молодоженам счастье, мир и благополучие. Причем, чем дольше продержатся узоры на руках невесты, тем лучше, ведь на это время она освобождается от любой домашней работы.


Невесту наряжают в мусульманское свадебное платье , украшенное многочисленными орнаментами и узорами, а лицо прикрывают вуалью или надевают на голову традиционный платок - хиджаб. По традиции свадебный мусульманский наряд должен прикрывать силуэт, плечи, уши и предплечья девушки. Причем, он не обязательно должен быть белого цвета, а даже наоборот: в мусульманских странах подвенечные платья чаще всего цветные.



Подружки невесты поют грустные исламские песни, оплакивая ее уход из родного гнезда. Жених тоже в ночь перед свадьбой проводит со своими друзьями мальчишник, прощаясь с холостой жизнью.


Обряд никах - венчание у мусульман

Обязательным этапом свадебного торжества является церемония заключения брака в мечети. Венчание у мусульман называется никах. Проводит его имам или мулла, читая молитвы, во время которых молодые и все присутствующие сидят молча, потупив взор. Важно, что венчание по-мусульмански может быть совершено только при соблюдении следующих условий:

  • Молодожены не являются близкими родственниками.
  • Брак не ограничен во времени.
  • Необходимо согласие жениха и невесты на заключение брака.
  • Происходит публичное оглашение брачного союза.
  • Жених выплачивает махр невесте.
  • Венчание в исламе невозможно без присутствия как минимум двух свидетелей из ряда благочестивых мусульман (двух мужчин либо мужчины и двух женщин).
  • В мечети во время церемонии обязательно должен присутствовать опекун невесты (отец, дядя по отцовской линии, брат), а также родители обоих семейств. Если у них не получается, они должны заранее до свадьбы уведомить об этом мулла и дать свое согласие на брак.


Длится никах около часа. В завершение молодожены обмениваются кольцами, чаще всего, не золотыми, а серебряными. Почему именно такой металл используют для изготовления обручальных колец у мусульман? Мужчине согласно исламским законам нельзя носить золото, тем самым украшая себя, это считается грехом. Он должен иначе показывать свою состоятельность, поэтому его обручальное кольцо может быть сделано только из серебра или платины. А вот мусульманская женщина может носить украшения из золота, которые ей в изобилии дарит ее муж во время семейной жизни.


Одной из самых необычных свадебных традиций является то, что во время венчания у мусульман жених должен озвучить величину дара невесте - махра (драгоценности, недвижимость и др.), который он должен будет выплатить ей в течение жизни или в случае развода. Тем самым он показывает, что его намерения серьезные.

По окончании никах молодым выдают свидетельство, в которое записывают имена жениха и невесты, а также размер брачного махра.


Кроме традиционного венчания, которое проводят в мечети, современные молодожены еще регистрируют брак у чиновников и даже заключают брачный договор, регулирующий финансовые стороны семейного союза в случае развода.

Как проходят свадьбы у мусульман? С большим размахом! Традиционно банкет начинается с обряда под названием «валим» - накрытие праздничного стола, на котором присутствуют только продукты «халяль», разрешенные нормами ислама. От изобилия угощений просто глаза разбегаются! Единственное, что запрещено на торжествах - это алкоголь и блюда из свинины. А вот восточных сладостей на свадьбе хоть отбавляй! Да и сам декор мероприятия поражает роскошью и эффектностью!


На застолье приглашаются все родственники, соседи и друзья из числа богоугодных. Кроме того, в отличие от венчания на праздник можно позвать и друзей другой веры. По мусульманским обычаям мужчины и женщины на свадьбе должны сидеть в отдельных залах, но современные пары не всегда придерживаются этого правила. Гости много поют и танцуют, поэтому торжество у мусульман проходит весело и шумно!

Портал www.сайт рассказал вам о традициях и обычаях мусульманской свадьбы, в частности, как называется венчание у мусульман и как оно проводится. Хоть сейчас многие молодожены играют торжества на современный лад, но основные обряды проводят неукоснительно, ведь они имеют огромный смысл для большинства мусульманских пар! Поэтому при подготовке свадьбы в восточном стиле , если кто-то из молодоженов является приверженцем исламской религии, обязательно стоит учесть эти моменты!