Логопедическое занятие «Я и моя семья. Конспект интегрированного занятия. «Моя семья» (логопедическая группа) Семья конспекты в логопедической группе

Прислала Фомина О.С.

Цель: Систематизировать имеющиеся знания детей о семье, расширять интерес к своей родословной, воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками, обеспечивать атмосферу непринужденного общения, упражнять детей в использовании сложных грамматических конструкций, развивать внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы, испытывать чувство удовлетворения от достижения результата.

Материал: Карточки «дерево семьи» на каждого ребенка, звоночек, «волшебная палочка», шкатулка с «добрым словом», угощения для детей – сладости; альбом с фотографиями детей и их родителями, графическое изображение семьи, кукла – малышка, яркий платочек, запись народной плясовой, и мелодия песни «Мы желаем счастья вам», фотоаппарат.

Предварительная работа: рассматривание фотографий детей, беседы, заучивание пословиц о «Дне семьи».

Ход занятия

Входит логопед одета бабушкой с колокольчиком в руке, проговаривает напевно:

И ребята вокруг собираются.

Мой звоночек звенит и звенит,

Всем ребятам собраться велит.

Мой звоночек звенит заливается,

И звоночек его всем нам нравится.

– Дети посмотрите в окошко. Скажите, какое сегодня утро (ответы детей)

– Действительно, утро ласковое, доброе, ясное. Солнышко улыбается нам, шлет свои лучи, приветствует всех нас. Протяните солнышку руки, улыбнитесь ему, а теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга и обнимитесь. Ребята я тоже вас всех приветствую, посылаю всем вам свою улыбку.

– Пришла я к вам в группу, вас еще не было, и заметила вот это изображение и обрадовалась, но удивилась: «Что это может быть?» Решила Вас дождаться, чтобы вместе рассмотреть, на что похоже это изображение? (На ступеньки дома)

– А что в домах находится? (Квартиры).

– А кто в квартирах живет? (Люди).

– Да, дети, люди живут семьями; семьи бывают разными, большие и маленькие в зависимости от состава людей в семье: бабушки, дедушки, мамы, папы и их дети. Дети мне очень хочется рассказать вам о моей семье моего детства. Послушайте.

– Мы жили большой семьей: бабушка, мама, папа, я и два моих брата, жили мы дружно, любили друг друга, заботились друг о друге. В доме было тепло, светло, уютно. Бабушка каждую субботу пекла: пирожки, ватрушки или булочки. Мы собирались вечерами пили чай, обсуждали наши дела. Бабушка любила нам рассказывать сказки, пела русские народные песенки и играла с нами в старинные игры: «Барыню», «Булавочку», «Платочек». Я с теплотой вспоминаю свое детство.

– Дети, мне очень хочется узнать о ваших семьях, расскажите мне. Садитесь на ковер, возьмите листочки с «деревом семьи» и начнем рассказывать (4-5 человек).

– Молодцы, Правда, хорошо, что есть семья, все друг друга любят, заботятся друг о друге. Давайте поиграем в игру моего детства «Платочек».

Дети становятся в круг, бабушка в середине круга с платочком в руке над головой машет и пропивает песенку:

Я платочком помашу,

Всем ребяткам покажу,

Кто платочек найдет,

Тот плясать пойдет.

Повторяет 1-3 раза после игры.

– Дети, посмотрите, показывает графическое изображение семьи в круге. Проводится игра «Что в круге?»

– Дети, я так изобразила свою семью, а как еще можно её изобразить? (ответы детей).

– Подойдите к столам, что здесь на подносах? (цветные шишки).

– Какого цвета, размера?

– Как вы считаете можно ниточками изобразить свою семью?

– Попробуем, а потом рассмотрим работы.

Дети выполняют задание. После отвечают на вопросы

– Кто это? А где ты?

– Кого изобразил красной ниточкой? Почему?

– А знаете, кто помог вам?

– Ваши пальчики, дружная, маленькая семья. Поиграем с ними?

Проводиться пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я –

Вот и вся моя семья.

– Ой, заигралась я с вами, а моя малышка проснулась и зовет. Давайте покачаем её. Садитесь на ковер. (берут ногу согнутую в колене, звучит колыбельная).

Псих гимнастика «Качаем малышку».

– Какая малышка? (маленькая, крошечка).

– Как ее можно ласково назвать? (куколка, лапочка).

– Коснитесь её личиком своим, щеки поцелуйте, повыше поднимите, коснитесь своего лица. Покачайте (дети качают под колыбельную). Уснула, тише.

Бабушка показывает графическое изображение в круге (кольце).

– Что это может быть? (люстра, мишень)

– Дети, это моя семья, живущая в квартире. А где находиться квартира? (в доме).

– А где находиться дом? (на улице).

– А улица? (в нашем городе Гуково).

– А город? (в Ростовской области).

– А область? (в стране).

– Как называется наша страна? (Россия).

– Да, Россия – наша Родина, большая, красивая, которую мы должны любить и беречь!

– Дети, а мы можем всех нас в группе назвать семьей?

– Какая она? (большая, дружная)

– Сколько нас? (считают вместе)

– Сейчас я проверю, дружная ли наша семья.

Проводиться игра «Волшебная палочка».

Игра с движениями.

1,2,3,4 мы гуляем по квартире,

1,2,3 – замри. В конце на слово «замри» все замирают. «Оживление» – всех по одному «волшебной палочкой».

– Вот мои детки, мои малолетки, мои касатики – обнимаются.

– Дети, «волшебная палочка», куда – то ведет меня, и чувствую, что вы за мной все продвигаетесь. Куда же она нас ведет? (к «волшебной шкатулке», находят и читают добрые слова, зачитывают их.)

– А кому они нужны? (людям)

– Дети, давайте по кругу передадим доброе слово друг другу нежно, ласково, с любовью.

– Я передаю Алиночке, возьми, пожалуйста «доброе слово (умница)» и передавай другому, спасибо и т.д.

– И так дети всем досталось доброе слово, пусть доброта живет у вас в сердце, в ваших семьях, где доброта, таи и счастье. Давайте пожелаем счастье песней: «Мы желаем счастья вам». Дети исполняют песню.

– Дети, а в шкатулочке что-то еще осталось (конфеты). На память мы сфотографируемся всей своей большой семьей. Нашей группой «Говорушки».

Елена Артемова
Конспект логопедического занятия по освоению лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе на тему «Семья»

Программное содержание

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить знания детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях;

Коррекционно-развивающие задачи:

Продолжить работу по обучению согласованию существительных с прилагательными, существительных с числительными;

Учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

Продолжать работу по практическому употреблению в речи качественных прилагательных;

Закреплять умение правильно строить и использовать в речи сложносочинённые предложения;

Совершенствовать умение передавать ритмический рисунок слова;

Развивать внимание, логическое мышление;

Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

Воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях).

Словарная работа:

Существительные: семья, мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, внук, внучка;

Прилагательные: старший, младший, большой, дружный, крепкий, добрый, культурный, здоровый, заботливый, трудолюбивый, воспитанный, маленький, смелый, ласковый, заботливый, нежный.

Материал:

Светофоры «Солнце и тучка», графические символы, заготовки для рисования «Нарисуй по точкам», наборы цветных карандашей, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовёт своё имя ласково.

2. Задача «Кто лишний и почему?»

Послушайте, кто здесь лишний?

Мама, папа, соседка, дочь

Почему вы думаете, что лишняя соседка?

Как называются вместе мама, папа и дочь?

Что такое семья?

Можно ли нас с вами назвать семьёй?

3. Упражнение «Семья» (солнышко и тучка)

Сейчас мы вспомним, кто ещё живёт в семье. Я буду произносить слова, которыми называют родственников. Если вы со мной согласны, то должны показать мне солнышко, а если я ошибусь и вы не согласны со мной, то вы должны показать тучку.

Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, внук, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, внучка

Давайте повторим, кто живёт в семье, расскажем о каждом члене семьи и обозначим каждого члена семьи символом.

Кто есть в семье? (В семье есть мама)

Мама какая? (Мама добрая, ласковая, красивая, нежная) И т. д.

4. Этюд «Бабушкины ладони»

Сейчас мы расскажем о самом старшем члене семьи – о бабушке.

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! (хлопать в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинках собраны, (показывать руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые. (поглаживать ладони друг о друга)

Всё работали ладони

Долгими годами. (попеременные хлопки и удары кулачками)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами. (поднести ладони к лицу, понюхать)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони. (погладить себя по голове)

И с любой печалью сладят

Тёплые ладони. (сложить ладони лодочкой, поднести к лицу, подуть)

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! (хлопать в ладоши)

5. Дидактическая игра «Старше или младше?»

Повторим хором, каких членов семьи обозначают наши символы. Сейчас мы расскажем, кто в семье старше, а кто младше. (Пары детей составляют предложения по парам символов)

дочка – мама;

папа – дедушка;

сын – папа;

дедушка – мама;

бабушка – папа;

бабушка – внук.

6. Упражнение «Назови своё имя и отчество»

Мы сравнили старших членов семьи и младших. А сейчас мы представим, что вы все выросли, давайте потянемся вверх, и стали взрослыми. К взрослым надо обращаться по имени и отчеству. Сейчас каждый из вас назовёт себя по имени и отчеству. Послушайте, как надо сказать:

Меня зовут Елена. Моего папу зовут Михаил. Значит моё имя и отчество – Елена Михайловна.

7. Речевая подвижная игра «Ты потопай и похлопай»

Дети одновременно топают и хлопают на каждый слог называемого слова. Одновременно детям предлагается ласково назвать членов семьи.

Мама (мамуля, мамочка, сын (сынок, сыночек, бабушка (бабуля, бабулечка, дочь (доченька, дочурка, внучка (внученька)

8. Игра с мячом «Как у нас семья большая»

Сейчас мы с вами сосчитаем членов семьи. (Согласование существительных с числительными 1, 2, 5).

Сын, дочь, внук, внучка.

9. Упражнение «Исправь предложение»

Внимательно послушайте предложения и исправьте их.

Бабушка младше мамы.

Я – бабушкина дочка.

Папа старше дедушки.

Мама – бабушкина внучка.

Я – папин внук.

Мама старше дедушки.

10. Игра «А у вас?»

Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать и повторять его полностью.

Наша семья большая, … а наша больше.

Дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.

11. Упражнение «Нарисуй семью»

Сейчас вам надо по точкам нарисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи.

12. Итог занятия

Кого вы нарисовали? (Ответ полным предложением)

У нас получилась настоящая большая семья.

О чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель занятия: активизация и актуализация словаря по теме , уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

Коррекционно-развивающие :

    • развивать общие речевые навыки, связную речь;

      развивать речемыслительную деятельность;

      развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

      развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.

Образовательные :

    • расширять и обогащать словарный запас по теме;

      учить использовать в речи предложно-падежные конструкции;

      упражнять в правильном согласовании существительных с местоимением « мой» ;

      упражнять в подборе прилагательные от существительных и уменьшительно-ласкательных форм;

      дифференциация звуков [р], [л] в словах.

Воспитательные :

    прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

    воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья», зеркала, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [л], [р].

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

Какая это цифра?

Какая буква?

А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2.Дидактическая игра «Предлоги»

Рассмотрите картинку. Где сидит дедушка? / Дедушка сидит на диване.

Где стоит бабушка? / Бабушка стоит за диваном.

Папа стоит перед диваном? / Папа стоит за диваном.

Где играю дети? / Дети играют перед диваном.

Где стоит мама? / Мама стоит около стола.

3.Беседа о семье.

Кто назовёт имя отчество своей мамы?

Кто самый старший в семье?

Кто папа для мамы?

Кем являются друг другу бабушка и дедушка?

Кем ты являешься своему дедушке и бабушке?

Назовите своё имя отчество?

Назовите имя родной сестры, родного брата.

4.Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Теперь я вам буду называть членов семьи, бросать мяч, а вы будете правильно согласовывать это слово со словом «мой».

Семья / Моя семья.

Братья / Мои братья.

Брат / Мой брат.

Сестра / Моя сестра.

Сестры / Мои сестры.

Бабушка / Моя бабушка.

Дедушка / Мой дедушка

Родственники / Мои родственники.

Мама / Моя мама.

Папа / Мой папа.

Родители \ Мои родители.

5.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Перечислим, кто живет в одной квартире, в одной семье.

Раз, два, три, четыре

Большой палец зажат в кулачок.

Кто живёт в моей квартире?

Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного.

Раз, два, три, четыре, пять-

Сжимать и разжимать все пальчики.

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Сжимать и разжимать все пальцы.

Кошка Мурка,

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Два котёнка,

Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок.

Мой щенок,

Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок.

Щегол,

Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок.

И я -

Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок.

Вот и вся моя семья!

Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок.

Сжимать и разжимать кулачки.

6.Звуковая гимнастика, сопровождающаяся движениями.

Ребята, а кого мы не назвали в нашем стихотворении? / бабушку и дедушку.

Предлагаю вам отправиться к ним в гости. Поплывем на пароходе - изолированное произношение звука [л-л-л] – пароход гудит; полетим на самолете - [р-р-р] – самолет летит, сопровождается движениями.

7.Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки».

Скажите, а вы кто для бабушки и дедушки? / внуки, внучата.

Толстые внуки приехали в гости

Надуваем щёки

С ними худые -лишь кожа да кости

Втягиваем щёки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

Поцеловать они всех потянулись

Губы тянутся вперёд

Утром проснулись –в улыбочку губы

Снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы

Широкий язык за верхними зубами

Вправо и влево, внутри и снаружи

Соответствующие движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим

Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами

Губы сожмём мы и рот прополощем

Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

И самоваром пыхтим, что есть мочи

Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

Блюдца поставим- положат блины нам

Широкий язык лежит на нижней губе

Дуем на блинчик- не в щёки, не мимо

Подуть на широкий язык

Блинчик жуём, завернём и прикусим

Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

Блинчик с вареньем малиновым вкусным

Чашки поставим, чтоб чаю налили

Широкий язык загибаем кверху чашечкой

На нос подули мы чай остудили

Подуть с «Чашечки» наверх

Чаю попили никто не обижен

Чашечка» двигается вперёд и назад

Вкусный был завтрак -мы губки оближем

Кончик языка облизывает губки по кругу

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою игрушкой

Кончик языка зацепляется за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад

Бабушке нашей всегда помогаем;

Нитки в иголки мы ей продеваем

Узкий язык выдвинуть вперёд

Бабушка швы на машинке строчила

Узкий язык двигается вперёд-назад

И на зигзаг её переключила

Узкий язык двигается вправо-влево

Петли иголкой она обметала

Кончик языка описывает круг за зубами

Пуговки круглые попришивала

Кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.

Дедушка сделал для внуков качели

Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли

Широкий язык упирается под верхнюю губу

Прятались на чердаке и в подвале

Широкий язык-под нижнюю губу

Дедушка скачет на лошади ловко

Щёлкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки

Цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Вот на опушке мы видим грибочки

Присасываем язык к нёбу и открываем рот

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ» и ушла.

Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом.

8.Дифференциация звуков [р] и [л] в словах. Игра «Угощения для внуков».

Сегодня бабушка будет угощать вас горячим чаем и блинами с малиновым вареньем. А что же она приготовит для вас в следующий раз?

Девочки пусть выбирают и называют картинки-угощения, в названиях которых есть звук [л], а мальчики – в названиях которых есть звук [р].

Предметные картинки лежат вперемешку на столе: [р] – борщ, пирог, ватрушки, пирожок, картошка, вермишель, макароны, мороженое, бутерброд, морс.; [л] – оладьи, лапша, колбаса, клубника, салат, булки, сладости, пастила.

9.Игра " Я и моя семья". Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова.

Нагостились, возвращаемся домой и вспоминаем с вами все о наших родных. Отвечайте на мои вопросы.

Как ты называешь маму папы? / Бабушка, бабуля.

Как ты называешь папу мамы? / Дедушка, дедуля.

Как называешь сестру папы? / Тетя, тетушка.

Как ты называешь брата мамы? / Дядя, дядюшка.

А кем ты являешься маме, папе своей мамы? / Внуком, внучком, внучкой, внученькой.

Как назовешь ребенка своей тети, дяди / Брат, сестра, братик, сестренка.

Кем ты являешься своей тете, дяде? / Племянница, племянник.

Чья это сумка? / Мамина сумка.

Чьи это тапочки? / Папины, бабушкины, дедушкины тапочки.

Какие традиции в семье! /Семейные традиции.

Какие отношения с братьями! / Братские.

Когда в семье хорошо, тепло, какие отношения? / Отношения хорошие, теплые!

10.Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии?

Какие звуки различали?

Что вам понравилось больше всего?

Что было трудным?

Спасибо за занятие. До свидания.

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің «Мамлют ауданының психология–педагогикалық түзету кабинеті» коммуналдық

мемлекеттік мекемесі

Тема: Моя семья

Педагог- логопед Рубас В. В.

Тема : Семья.

Цель: Учить ребенка вслушиваться в обращенную к нему речь.

Задачи:

учить узнавать своих близких на фотографии, показывать предложенное логопедом изображение. Закреплять в речи ребенка слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, дети).

стимулирование слухового восприятия, внимания. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук;

воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Оборудование: доска, мел, магниты, фотографии родных людей, пальчиковый театр, карандаш, лист с пунктирным изображением солнышка.

Ход занятия.

Орг. момент.

(создание положительного микроклимата на занятии).

Основная часть .

1 . Задание 1. «Кто в доме живет?»

Фотографии родных людей приклеены в окна дома, который нарисован на доске.

Речевая инструкция: «Вот дом. В доме живет семья: мама, папа, сын, дочь Жания, дочь». Далее ребенку предлагается показать, где мама? Где папа? и т.д. Во время показа ребенком своих близких логопед комментирует его действия: «Вот папа; это сын; тут мама» и т.д.

(допустимым является любое высказывание ребенка, но на данном этапе работы главным является развитие понимания речи).

2. Задание. «Семья» (Пальчиковый театр)

Стимулирование слухового восприятия слухового восприятия, внимания. Развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук.

Логопед сначала сам читает потешку и одновременно выполняет соответствующие движения, затем рассказывает потешку вместе с ребенком. Затем логопед читает потешку, а ребенок выполняет движения пальцами самостоятельно.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

3.Задание. «У зеркала».

Развитие мимических мышц лица; обучение пониманию эмоционального состояния людей.

Логопед объясняет и показывает ребенку, как могут двигаться брови, губы, щеки. Если ребенок затрудняется, логопед помогает ему своими пальцами найти нужный уклад, фиксируя нужный результат зрительно (в зеркале). Желательно, чтобы ребенок после механической помощи и зрительного контроля выполнил заданный уклад по образцу.

Задание. Сенсорное развитие.

Нарисуй (карандашом) радостное солнышко.(Зрительная опора на 3 задание).

Речевая инструкция: «Посмотри, где лицо радостное, веселое. Покажи в зеркало, какое радостное лицо. А теперь давай нарисуем радостное солнышко. Оно круглое… у него есть глаза,… улыбается,… теперь нарисуем лучи - палочки».

  • Лекции - Спортивно-познавательное и интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Эстафета насекомых (Лекция)
  • Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР (Документ)
  • Ипполитова А.Г., Ермакова И.И., Правдина О.В. Сопоставительный анализ методик логопедической работы (Документ)
  • Рекомендации по проведению прогулок в старшей группе детского сада (Документ)
  • Лесина Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (Документ)
  • Шевченко С.В. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Транспортно-экспедиционная работа (Документ)
  • - Средняя группа. Интегрированное занятие. Телепередача Все профессии важны - строитель (Документ)
  • Тренинги и занятия для родителей (Документ)
  • Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с ОПФР (Документ)
  • Гилева М.В. Рабочая программа учителя - дефектолога (Документ)
  • n1.doc

    Тема: «Наша дружная семья»

    Цель: развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:


    • Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»;

    • Формировать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных, согласование существительного с числительным, образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление существительных в предложном падеже;

    • Развивать координацию речи с движением;

    • Развивать навык анализа и синтеза слова;

    • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление;

    • Развивать навыки сравнения, наблюдательность;

    • Воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, любовь и уважение ко всем членам семьи.
    Предварительная работа. Беседы педагога с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники» . Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений по теме «Семья». Подборка семейных фотографий. Составление рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток – малюток на тему «Моя семья».

    Оборудование: ноутбук, презентация по теме «Семья», магнитофон, аудиозапись с записью песни о семье, мяч, шкатулка, конверты с заданиями, семейные фотографии, предметные и сюжетные картинки, карточки для составления плана совместной деятельности, игра «Геометрик», схемы выкладывания букв, карта сокровищ, шоколадные монетки, кубик, пособия для рисования, костюм пирата.

    Ход занятия

    I.Организационный момент

    «Собрались все дети в круг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся».

    Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я..., а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька,...).

    Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вас таких хороших и пригожих, я приглашаю поиграть.
    II.Мотивационно - ориентировочный этап

    Воспитатель. А что такое ребус, вы знаете? Попробуйте догадаться какое слово здесь зашифровано. Как вы думаете, что обозначает это слово – семья?

    Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинки, как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

    Сегодня с вами мы будем разговаривать о семье.

    Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки появятся на экране.

    Кто нежнее всех на свете?
    Кто готовит нам обед?
    И кого так любят дети?
    И кого прекрасней нет?
    Кто читает на ночь книжки?
    Разгребая горы хлама,
    Не ругает нас с братишкой.
    Кто же это? Наша …

    Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно, …

    Вот ведь дело-то какое…
    Нас не семеро, а трое:
    Папа, Мамочка и я,
    Но все вместе мы - …

    Я у мамы не один,
    У неё ещё есть сын,
    Рядом с ним я маловат,

    Для меня он - старший …

    Мама с папой говорят,
    Что теперь я - старший брат,
    Что за куколка в коляске
    Плачет? Видимо, от тряски?
    В ванной ползунков гора!

    Брату кто она? …

    Ароматное варенье,

    Пироги на угощенье,

    Вкусные оладушки

    У любимой...
    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед

    Мой родной, любимый...
    Чтобы глазки отдохнули, проведём гимнастику для глаз (детям предлагаются зрительные дорожки разного цвета).
    III.Поисковый этап

    В группе появляется пират, который ищет карту сокровищ. Педагог просит пирата взять и детей на поиски клада. По карте выполняются различные задания.
    Задание 1.

    Игра «Собери слова в шкатулку» - называние действий по картинке.

    Задание 2.

    Игра с мячом « Назови ласково».

    Когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. Давайте будем передавать мяч и называть ласковые слова.

    Задание 3.

    Игра «От младенца до старика» (разложить картинки от младенчества до старости).

    Задание 4.

    Игра « Мечта» (соединить две картинки по словесной инструкции).
    Физминутка

    Бабушка и дедушка,
    Мама, папа, брат и я -
    Вместе дружная семья!
    Осенью, весною,
    Летом и зимою
    Мы во двор выходим
    Дружно всей семьею.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает,
    Папа бодро приседает.
    Повороты вправо - влево
    Делает мой братик Сева.
    Я сама бегу трусцой
    И качаю головой.

    Задание 4.

    Игра «Геометрик (выкладывание слов; мама, папа).

    Задание 5.

    Игра «Собери семейку» (по фотографиям дети называют своих родственников).

    Задание 6.

    Пословицы и поговорки о семье.

    В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

    Согласие да лад – в семье клад.

    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

    Семейный горшок всегда кипит.

    В семье и каша гуще.

    Намёки да попрёки – семейные пороки.

    Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.

    В хорошей семье хорошие дети расту

    Задание 7.

    Игра « Посчитай-ка» (предлагается по картинке сосчитать, сколько детей в семье)

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Четыре - я.

    Деда с бабой не забуду,

    Как я рад, что у меня

    Очень дружная семья!
    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    Задание 8.

    Игра «Чей? Чья? Чьё?» (подбор относительных прилагательных при помощи кубика).

    IV. Практическая часть

    Массаж пальцев рук «Моя семья»

    Этот пальчик бабушка.

    Этот пальчик дедушка.

    Этот пальчик папа.

    Этот пальчик мама.

    Этот пальчик я.

    Вот и вся моя семья.

    Рисование

    V.Рефлексивно-оценочный этап

    Ребята на сегодня мы выяснили, что семья для каждого человека это опора, поддержка. Наша семья – это дорогие и любимые нашему сердцу люди – мамы, папы, бабушки, дедушки, тёти и дяди, сёстры и братья.

    Что ты расскажешь о нашем путешествии своей семье?

    Что больше всего запомнилось?

    Какое у тебя настроение?

    Какое задание больше всего понравилось?

    Во что бы ещё хотели поиграть?

    Какая у тебя будет семья?

    Что расскажите малышам по теме семья?

    Интегрированное занятие в старшей логопедической группе

    по теме «Моя дружная семья»
    Абакан 2012год

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Папа - раз, а мама - два, три - сестра,

    Четыре - я.

    Деда с бабой не забуду,

    Как я рад, что у меня

    Очень дружная семья!
    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    Кто нежнее всех на свете?
    Кто готовит нам обед?
    И кого так любят дети?
    И кого прекрасней нет?
    Кто читает на ночь книжки?
    Разгребая горы хлама,
    Не ругает нас с братишкой.
    Кто же это? Наша …

    Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно, …

    Вот ведь дело-то какое…
    Нас не семеро, а трое:
    Папа, Мамочка и я,
    Но все вместе мы - …

    Я у мамы не один,
    У неё ещё есть сын,
    Рядом с ним я маловат,

    Для меня он - старший …

    Мама с папой говорят,
    Что теперь я - старший брат,
    Что за куколка в коляске
    Плачет? Видимо, от тряски?
    В ванной ползунков гора!

    Брату кто она? …

    Ароматное варенье,

    Пироги на угощенье,

    Вкусные оладушки

    У любимой...
    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед

    Мой родной, любимый...
    Согласную семью горе не берёт.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Семья без детей, что цветок без запаха.

    В семье и каша гуще.

    В семье разлад – то и дому не рад.

    Не будет добра, коли в семье вражда.

    Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.
    “Собрались все дети в круг.

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.”

    Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Инна Владимировна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, ...).

    Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я отгадать ребус.
    Бабушка и дедушка,
    Мама, папа, брат и я -
    Вместе дружная семья!
    Осенью, весною,
    Летом и зимою
    Мы во двор выходим
    Дружно всей семьею.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает,
    Папа бодро приседает.
    Повороты вправо - влево
    Делает мой братик Сева.
    Я сама бегу трусцой
    И качаю головой.