Жигулевская ГЭС – история и рекорды важнейшей гидроэлектростанции на Волге. Куйбышевская гэс Куйбышевская гэс история

Access granted (доступ разрешен).

Очень давно хотел побывать на нашей Жигулевской ГЭС. Верите, нет, но родившись в Тольятти, я там ни разу не был, ну в смысле - внутри:) Но вот появилась такая возможность и я с удовольствием откликнулся. Знакомый блогер и фотограф Вадим Кондратьев chronograph договорился о посещении здания станции и других окрестностей, большое спасибо ему за фото с моим участием. В свою очередь хочу выразить благодарность Ганьжиной Татьяне, специалисту по связям с общественностью за организацию и проведение этой замечательной экскурсии. Не запутаться в цифрах, килограммах и киловаттах нам помогал Сергей. Если не брать в расчет погоны и должности, замечу, что настоящего фаната своего дела видно сразу. Сережа и Таня с таким энтузиазмом таскали нас по станции, что мы - прожженные блогеры, которых хлебом не корми, а дай куда-нибудь залезть с фотоаппаратом, едва за ними поспевали. :о)
На полноту освещения вопроса претендовать сложно, хоть информации получили вагон с тележкой. Опять же пополнить свои знания можно из . Короче тут то, что запомнилось или сильно удивило.



Из окна это поразительное сооружение совсем не кажется огромным. Но скорее всего этом мы тут просто зажрались. Разумеется, если каждый день, выглянув в окно видеть одно из крупнейших водохранилищ, глаз невольно «замыливается».
Длина здания ГЭС - 730 м, ширина – 100 м, высота - 80м от подошвы до кровли.
Высота гидроагрегата (турбина и генератор) - 26,5 метров, это соответствует высоте 8-этажного дома.

Посещение наше прошло в несколько этапов, и чтобы избежать путаницы я доработал схему напильником. (см. картинку ниже):


. Далее последуют ссылки именно на эту схему.

Покончив с формальностями типа пропусков и разрешения на фотосъемку мы отправились к зданию станции.

Наши провожатые немного пошутили, предложив начать восхождение прямо с этой лестницы, но потом стало понятно, что в каждой шутке есть доля правды.

Ни одно посещение пром. объекта не обходится без инструктажа по технике безопасности. По-этому начали именно с него. Нам пообещали белые каски и кучу ощущений.
А это - Сергей, инженер первой категории, наш гид и просто кладезь всякой информации.

Не будет лишним задуматься, чем написаны все эти книги по технике безопасности.

Мы немного поднялись на небольшом лифте, хотя есть еще и большой. Длина шахты которого 60 м. Ну где-то 30 вверх и 30 вниз.

Ну и наконец мы на кровле административного корпуса, рассматриваем трансформаторы. (Точка 1 на схеме)

Жигулевская ГЭС оборудована 20 гидроагрегатами. 16 по 115 МВт и 4 по 120 МВт. Они объединены в группы по 2-3 агрегата. Напряжение, снятое с трансформаторных групп передается на открытые распределительные устройства ОРУ, коих поблизости имеется 3 штуки соответственно выдаваемому ими напряжению 500 КВ, 220 КВ и 110 КВ.

ОРУ - это такие большие открытые площадки с жутким количеством проводов. Вот в верхней части виднеется ОРУ-220.

Немногим ранее - лет 5 назад, проход к Волге со стороны нижнего бьефа не был ограничен, и рыбаки с удовольствием этим пользовались. Теперь же им чтобы порыбачить приходится делать большой крюк и заходить под гору Могутовая с территории Жигулевского карьер-управления, и уже там козьими тропами пробираться к реке.

И пока мы копались и бегали от края к краю, наши провожатые уже карабкались на самый верх.

И вот мы на кровле машинного зала. (Точка 2 на схеме).
Опоры слева - воздушные линии передающие энергию на ОРУ-500. На крыше наблюдались таки потрясающие электро-магнитные поля, что стабилизатор объектива коллеги вместо этой самой стабилизации плясал, как угорелый. Долго там находиться вредно, но наш визит был не настолько продолжительным.

Фермы несут на себе провода длиной от 800 до 1300 м. Средний вес одного такого провода – 8 т.

Четкая маркировка – залог успешной работы оперативного персонала. 6-я токоотводящая группа, фазы А, В и С.

Выше станции расположен жигулевский водозабор.

Прямо под стеной со стороны верхнего бьефа проходит ж/д ветка.

С кровли открывается отличный вид на Комсомольский район г.Тольятти и акваторию водохранилища.

В первые годы после пуска станции в работу и затопления акватории Куйбышевского водохранилища в воде было настолько много топляка и бревен, что по ним можно было перебраться на противоположный берег.

За эксплуатацией такого серьезного сооружения кроется обычный быт, знаки которого можно было заметить даже здесь. Ведь ясно же, что ловит плохо:)

Потрясающий вид на Куйбышевское водохранилище.

Погуляв по кровле, что на самом деле небезопасно и в сырую погоду рекомендуется ходить только в определенных местах мы начали искать путь к отступлению. Перебравшись на северную сторону здания обнаружили там 3 лестницы. Но решили спуститься по лестнице крана.

Коллега chronograph пропущен вперед, дабы проверить устойчивость конструкции:)

Прогулявшись по площадке с катушками,

мы спустились на площадку запорной арматуры нижнего бьефа (Точка 3 на схеме)

Ее основная задача - перекрытие доступа воды в полость турбины с нижней стороны.
Для этого используются шандоры – комплект металлических балок, предназначенных для перекрытия воды.

Уложенные горизонтально одна на другую балки образуют шандорную стенку - подвижную часть балочного (шандорного) затвора, используемого обычно в период строительства или ремонта гидротехнического сооружения.
Для остановки гидроагрегата на плановый ремонт или модернизацию перекрывается доступ воды в турбину затворами верхнего и нижнего бьефа. Оставшаяся вода откачивается осушая полость и открывая доступ к турбине.
Верхний бьеф – для его перекрытия необходима стенка из 13 перегородок. Нижний – 7 перегородок. Перегородки собираются и опускаются вниз попарно. Сборка и установка производятся с помощью козловых кранов.

Функционирование такого сооружения не мыслимо без кранов. На сороудерживающем сооружении, в нижнем бьефе и на водосливной дамбе используются козловые краны. Помещение задвижек верхнего бьефа и машинный зал оборудованы мостовыми кранами различной грузоподъемности. Краны на улице для питания использую специальные лыжи как токосъемники. Длина лыжи перекрывает расстояния между питающими столбами. Для мостовых кранов в помещениях проложены токоведущие шины по всей длине зала.

Наш гид Татьяна ожидает плохопоспевающих блогеров.

И вот мы наконец попали в машинный зал. (Точка 4 на схеме).

Чувство, что человек это всего лишь еще одна букашка, растет и крепнет в таких гигантских помещениях.

Такими болтиками крепится лопатка турбины.

Вот прямо сюда.

Внутри машзала светло и воздушно. Стена слева имеет 4 метра толщины. За ней вода.

ГЭС оборудована 20-ю агрегатами. Каждый из них можно остановить за 2 минуты повернув обычную ручку на ящике рядом. Из истории экскурсий известен такой случай, что посетитель не очень поверив гиду подошел и повернул эту самую ручку. Потом в объяснительных на этот экстраординарный инцидент оправданием фигурировала экскурсия.

Вал генератора турбины. Он полый, через полость внутрь турбины подается масло.

Автоматизированная система позволяет следить за всеми показателями.

Везде, даже в лифте установлены телефоны для оперативной связи.

Здание машинного зала не монолитное, а разделено на секции, с определенной степенью свободы секций относительно друг друга. Зазор между ними заполнен прокладкой из дерева с уникальной пропиткой. Вот вид снаружи. Линия верху вниз - прикрытый от погоды зазор между секциями.

Далее вооружившись еще одним гидом из оперативного персонала мы спустились непосредственно к самому гидроагрегату. Дырка в нижней части фото.

Вот это напимер 14-й гидроагрегат.

Вадим chronograph увековечивает своим присутствием этот гений инженерной мысли. (Точка 5 на схеме)

Вал генератора в движении.

Неокрашенный шток сверху - это гидропривод заслонок, регулирующих подачу воды на лопатки турбины. По окружности турбины расположены эти самые заслонки.

Но самым захватывающим было залезть под маховик генератора. Это когда у тебя над головой бешенно крутиться большая железная дура штука и ветер в лицо:). Непередаваемо!

На всех турбинах замазано название завода изготовившего агрегаты, но на 17-м агрегате оно осталось без изменения.

ГЭС, как энергосистема, обладает определенной гибкостью в отличии например от АЭС. Если последняя будучи один раз запущенной выходит на базовый режим и генерирует проектную мощность, то гидроэлектростанция может тонко реагировать на спрос, регулируя выдачу энергии. Еще выяснилась интересная особенность, о которой я раньше вообще не слышал. Станция может работать как компенсатор реактивной мощности. Но в России рынок подобных услуг еще не оценен и не освоен.

От гидроагрегата мы прошли к газовым выключателям параллельно пройдя через одну из галерей, тянущихся по всей длине станции. Ходить пешком там муторно, поэтому персонал встает на колеса.

Комната с газовыми выключателями. Они подключают и отключают генераторы от трансформаторных групп. (Точка 6 на схеме). Страшно представить себе, какие токи бегут по этим шинам.

Прочность через гибкое соединение. Слева шины идут от трансформаторных групп, справа - выключатель, отводящий энергию на ОРУ.

Сам выключатель. Токи там действительно неслабые, шины греются и помещение активно кондиционируется.

Галерея разделена на секции, как и вся станция. Вот такие двери позволяют перекрыть доступ в секцию.

Далее экскурсия продолжилась восхождением под самый потолок, на мостовой кран машинного зала. (Точка 7 на схеме) .

Мне было страшновато если честно.

Суровые железяки управляются обычно хрупкими женскими руками.

Вот такой гидроцветок.

После этого крутого восхождения последовал не менее крутой спуск. Мы посетили самую нижнюю точку станции - сухую потерну. (Точка на схеме 8).
По пути туда мы прошли через несколько совершенно пустых залов размером с дом. Они образовались вследствии экономии бетона. Т.е. во время строительства городились опалубки и создавались эти пустоты. В здании станции их по словам Сергея около 16-ти. Представляете, сколько сэкономили?!


Про "сухую потерну" хотелось бы рассказать подробнее. В конце 2009 года в СМИ прошла информация, что на Жигулевской ГЭС произошла авария и ведутся восстановительные работы. Народ за недостатком подробностей напуганый Саяно-Шушенской аварией думал о худшем.На самом же деле произошло примерно следующее.
При проектировании подобных гидро-сооружений принимается во внимание наличие того или иного рода протечек. Для сбора просочившейся воды конструкцией здания предусмотрена так называемая «мокрая потерна» – канал, проходящий в нижней части здания по всей его длине (белый квадратик левее точки 9 на схеме) . В этой полости собирается вода и откачивается с помощью специальных дренажных насосов, установленных двумя группами с северной и южной стороны. Параллельно этой «мокрой» идет «сухая» потерна – галерея, позволяющая управлять оборудованием для обслуживания мокрой. Сухая она, как раз потому, что никакой воды там нет.
Вот так случилось, что одна группа насосов была остановлена на профилактический ремонт, а со второй возникли проблемы. В сухой потерне появилась вода. Оперативно была создана и установлена уникальная конструкция крепления дополнительного насоса к временной опорной платформе. Проложен трубопровод диаметром 326 миллиметров и протяженностью 120 метров. Установка этого насоса позволила осушить мокрую и сухую потерны и установить причину отключения насосов откачки.

Те самые насосы. Сергей, чтобы не пугать нас незнакомыми цифрами, сразу определил мощность одного насоса - 7 ванн в секунду:)

Пункт управления этими насосами этажом выше. Цифра 7 - говорит о номере насоса. Для того, чтобы его спустить вниз предусмотрены сквозные отверстия с самого верха.

Вот один из таких насосов поднятый на ремонт.

Ну и наконец сама сухая потерна. Ощущаешь себя как на подводной лодке. Сверху толща воды.

Потом опять подъем наверх, где нас изголодавшихся и немного уставших приветствовали барельефы на стене с дедушкой Лениным на галерке.

Приятная часть нашей экскурсии, неуказанная на схеме - это столовая.

Вадим выбирает между корнишонами и артишоками.

Пока мы кушали, нас развлекала пара рыбок своим нешуточным представлением.

Постоянных работников обслуживающих станцию всего 280 человек. В основном это оперативный персонал и управление. Профессионалы самого широкого профиля. Есть даже своя водолазная группа.
Ремонтом и модернизацией занимаются организации-подрядчики.

Приятно отобедав мы посетили еще 2 объекта.
Первый - музей предприятия. Отдельно стоящее здание включает в себя медпункт, спортзал, музей и химическую лабораторию, где например по состоянию масла эксперты могут оценить эксплуатационные характеристики агрегата. Активно ведутся работы по эко-мониторингу.

Музей предоставляет массу информации и при желании вы всегда можете его посетить с экскурсией.

Мне же показался интересным вот этот экспонат. Это элемент масляного подшипника, на который опирается гидроагрегат. Получается, что такого размера объекты можно подпирать только жидкостями. Элементы подшипника располагают с небольшим эксцентриситетом, и при вращении на его поверхности образуется масляный клин, создающий опору вращающемуся механизму. Сверху - фторопластовая прокладка и сбоку - контакты датчика температуры.

Следующим заключительным объектом было СороУдерживающее Сооружение - СУС. (Точка 9 на схеме).
Длина сооружения 633.3 м, высота 62.5 м и ширина по течению 27 м. Состоит из 36 отверстий по 10.5 , расположено в 33 м от здания ГЭС. Возведено впервые в практике гидротехнического строительства в целях улучшения условий эксплуатации ГЭС.

Его обслуживают 2 козловых крана с возможностью установки различного вида оснастки.

Соединяется сооружение со зданием станции перемычками.

Задвижки здесь используются решетчатые.

Мусор задержанный сооружением тралится краном в северную часть верхнего бьефа.

Там для спуска мусора, бревен предусмотрена специальная секция, где затвор не поднимается, а опускается вниз. И через специальный канал мимо станции мусор спускается вниз по течению.

Это почти все, но я не смог обойти еще одно зрелищное место на ГЭС. Водосливная дамба. Весной там есть на что поглядеть. Вскипающие буруны и летающие над ними чайки. Завораживает, глаз не оторвать.
Кроме водосливной дамбы, через которую производится основной сброс воды во время паводка в конструкции ГЭС предусмотрены водоотводящие каналы пропускающие воду помимо агрегатов. Объем сброса воды на дамбе ограничен, поскольку при повышенном водосбросе наблюдается вибрация в прилежащих населенных пунктах.

Ну и напоследок еще несколько картинок.


53.445 , 49.49
Жигулёвская ГЭС
Государство Россия
Статус действующая
Река Волга
Каскад Волжско-Камский
Год начала строительства 1950
Годы ввода первого и последнего гидроагрегатов 1955-1957
Основные характеристики
Установленная мощность, МВт 2320
Среднегодовая выработка, млн кВт·ч 10900
Тип ГЭС плотинная русловая
Расчетный напор, м 22,5
Характеристики оборудования
Тип турбин поворотно-лопастные
Количество и марка турбин 20хПЛ 587-ВБ-930
Расход через турбины, м³/сек 20х695
Количество и марка гидрогенераторов 20xСВ 1500/200-88
Мощность гидрогенераторов, МВт 16х115, 4х120
Основные сооружения
Тип плотины водосбросная бетонная и намывная земляная
Длина плотины, м 980, 2800
Шлюз двухниточный двухкамерный
ОРУ 500, 220, 110 кВ
Собственник
Собственник РусГидро

Жигулёвская гидроэлектростанция (Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В. И. Ленина) - ГЭС на реке Волга в Самарской области , у городов Жигулевск и Тольятти . Является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС .

Общие сведения

Строительство ГЭС началось в 1950 году , закончилось в 1957 году . Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Состав сооружений ГЭС:

  • земляная намывная дамба длиной 2800 м, шириной 750 и высотой 52 м;
  • бетонная водосливная плотина длиной 980 м (максимальный пропускаемый расход - до 40 тыс. м³/ч);
  • здание ГЭС совмещённого типа длиной 700 м;
  • двухниточные судоходные шлюзы с подходными каналами.

По плотине ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы через Волгу на магистрали Москва ― Самара . Мощность Жигулевской ГЭС - 2320 МВт, среднегодовая выработка - 10,5 млрд кВт∙ч. В здании ГЭС установлены 16 поворотно-лопастных гидроагрегатов мощностью по 115 МВт и 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 120 МВт, работающих при расчётном напоре 22,5 м. Оборудование ГЭС устарело и проходит модернизацию и замену. Плотина ГЭС образует крупное Куйбышевское водохранилище .

ГЭС спроектирована институтом «Гидропроект ».

Жигулевская ГЭС входит в состав в ОАО «РусГидро » на правах филиала.

Экономическое значение

Жигулёвская ГЭС участвует в покрытии пиковых нагрузок и регулировании частоты в энергосистеме страны, регулирует сток воды в Волге, способствует эффективному её использованию нижележащими волжскими гидроэлектростанциями, обеспечивает создание судоходных глубин и создает благоприятные условия для орошения больших площадей засушливых земель Заволжья . Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передается по четырём высоковольтным линиям 500 кВ: по двум из них - в ОЭС Центра, по двум другим ― в ОЭС Урала и Средней Волги .

История строительства

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в г. Спустя десятилетие инженер К. В. Богоявленский предложил построить гидроэлектростанцию у поселка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой, использовав естественную разность уровней воды. Однако бедственное положение экономики страны не позволило реализовать этот проект.

Эксплуатация

Реконструкция станции

Устаревшее оборудование станции активно реконструируется. Благодаря вводу в эксплуатацию в 1998 году микропроцессорной системы автоматического коммерческого учёта электроэнергии, а также цифровой АТС кабельной локальной сети подстанций и машинного зала информационное снабжение диспетчерского и управленческого персонала поднялось на новый, более современный качественный уровень. В 2000-х годах полностью обновлен тракт выдачи электроэнергии, произведена реконструкция распределительных устройств 110 и 220 кВ, ведутся работы по реконструкции распределительного устройства 500 кВ. также производится постепенная модернизация гидросилового оборудования. Еще в 1980-х годах были реконструированы гидрогенераторы, что позволяет в дальнейшем увеличить мощность гидроагрегатов. В 2000-х годах началась замена гидротурбин. На первом этапе, заменяется шесть гидротурбин, причем мощность четырех из них возрастает на 5 МВт, а двух - на 7,5 МВт, таким образом, мощность станции после первого этапа реконструкции достигнет 2335 МВт. 5 февраля 2007 года мощность Жигулевской ГЭС возросла на 15 МВт за счёт замены трёх гидротурбин (станционные номера 5, 10 и 15) и достигла 2315 МВт, в 2008 году реконструкция турбин была продолжена, в частности, 1 ноября 2008 года после замены турбины была произведена перемаркировка гидроагрегата №3, мощность станции составила 2320 МВт . Поставщик рабочих колес первых шести реконструируемых гидроагрегатов - ОАО «Силовые машины ». Реконструкция оставшихся гидроагрегатов будет выполнена за счет средств кредита ЕБРР , поставщик оборудования пока не определен . В августе 2008 года был объявлен конкурс на замену двух гидротурбин станции, согласно условиям конкурса новые гидротурбины должны быть введены в строй в 2011 году .

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт филиала Жигулевская ГЭС ОАО «РусГидро»

То, что каждая ГЭС уникальна, мы уже давно все знаем, одинаковых створов в природе нет. Сегодня я покажу ещё одну такую уникальную гидроэлектростанцию, которая является одной из крупнейших ГЭС в мире (вторая по мощности ГЭС в Европе), как по мощности, так и выработке, а ещё именно её считают самым первым гигантом отечественной энергетики. Как и почти все гидроэлектростанции на Волге, она входит в состав ПАО “РусГидро”. Около года назад у компании сменилось руководство - новым председателем правления стал Николай Шульгинов, профессиональный энергетик, проработавший в отрасли всю свою жизнь. Уже сейчас можно сказать, что смена руководства пошла компании на пользу. В текущей непростой экономической ситуации, необходимости максимального сокращения издержек продолжается строительство новых станций (таких, как Нижне-Бурейская ГЭС, на которой я тоже побывал в этом году), а также активно модернизируются старые станции, наша сегодняшняя героиня тоже из таких. Итак, Жигулёвская ГЭС (ранее Волжская ГЭС имени Ленина) является плотинной русловой гидроэлектростанцией (здание ГЭС входит в состав напорного фронта), расположенной на реке Волга у городов Жигулёвск и Тольятти в Самарской области. Она входит в состав Волжско-Камского каскада ГЭС, где является шестой его ступенью и второй по мощности ГЭС каскада. Её установленная мощность составляет 2 425 МВт (а после завершения работ по модернизации она достигнет 2 488 МВт), в год она вырабатывает около 11 000 млн кВт·ч. Помимо выработки электроэнергии, она обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, а также защиту от наводнений. По сооружениям ГЭС проложены автомобильная и железная дороги. Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным регулирующим водохранилищем Волжско-Камского каскада.


Энергетический потенциал реки Волга с давних времён не давал покоя многим умам. Так, например, в 1910 году учёный-энергетик Глеб Кржижановский подметил Самарские Луки, а инженер Константин Богоявленский, спустя десять лет, предложил построить гидроэлектростанцию у посёлка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой, обосновывая естественной разностью уровня воды. Счастье и могло быть возможным, да средств на это у казны тогда не было. Так и жили надеждами. Спустя ещё десять лет, в начале 1930-х гг. в районе Самарской Луки и Ярославля всё-таки начались проектно-изыскательские работы по поиску интересных мест для строительства ГЭС на Волге. В итоге 1 августа 1937 года совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве гидроэлектростанции в створе Жигулёвских гор. Под это дело тут же организовали крупный лагерь - Самарлаг. По численности заключённых (на 1 января 1939 года в нём находилось 36 761 человек) он занимал восьмое место из 42 лагерей НКВД и второе - среди лагерей, находившихся в европейской части СССР. С первого раза не всё пошло гладко. Частые смены руководства, организационные проблемы и другие трудности привели к тому, что 1 октября 1940 года строительство Куйбышевского гидроузла было официально приостановлено, а всех специалистов перебросили на строительство Волго-Балтийского водного пути.

2. Село Отважное, 1950 год, место, где будет Жигулёвская ГЭС.

Но тем не менее изыскания на Волге продолжались и дальше, в результате поступило новое предложение от института «Гидропроект» имени С. Я. Жука. А может в районе города Жигулёвска более актуально будет построить ГЭС. В итоге 21 августа 1950 года был утверждён проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью аж 2,1 млн кВт. И опять всё по кругу. Уже новые заключенные (Кунеевский ИТЛ, 46 600 человек) были брошены на амбразуру. А ещё был специально создан трест «Куйбышевгидрострой». В этот раз строили очень быстро. 30 июля 1953 года в фундамент здания ГЭС были уложены первые кубометры бетона. А уже в июле 1955 года через нижние судовые шлюзы плотины прошёл первый пароход. В ноябре того же года было перекрыто основное русло Волги, а 29 декабря был запущен в промышленную эксплуатацию первый гидроагрегат. В 1956 году в строю были уже 12 агрегатов, что привело к первому рекорду - в октябре 1956 года Куйбышевская ГЭС выработала первый миллиард киловатт-часов электроэнергии. В 1957 году были запущены ещё семь гидроагрегатов. Представляете, каждый агрегат монтировался всего за месяц, такие темпы мировая практика ещё не видала. А ещё энергетиков ждал очередной приятный сюрприз. При эксплуатации заметили, что реальная развиваемая мощность гидроагрегатов, в отличие от проектной, составляет не 105 МВт, а 115 МВт. Вот так просто одним росчерком пера взяли и произвели перемаркировку агрегатов, а мощность ГЭС выросла до 2,3 ГВт. Если бы тогда акции этой станции котировались, они уж точно были в лидерах дня, а то и недели.

3. Строительство машинного зала Жигулёвской ГЭС

10 августа 1958 года Куйбышевскую ГЭС переименовали в Волжскую ГЭС имени Ленина. В мае следующего года все сооружения Куйбышевского гидроузла были приняты в промышленную эксплуатацию. 14 сентября 1966 года Волжская ГЭС имени В. И. Ленина была награждена орденом Ленина за досрочное выполнение семилетнего плана по выработке электроэнергии и успешное проведение работ по комплексной автоматизации производственных процессов. 1 июля 2004 года ОАО «Волжская ГЭС имени В. И. Ленина» была переименована в ОАО «Жигулёвская ГЭС». Сейчас электростанция работает в составе ПАО «РусГидро» в качестве её филиала.

4. Строительство водосливной плотины

За время стройки этого уникального гидротехнического объекта было уложено 7,67 млн м³ бетона, смонтировано 200 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования, было выполнено 193,9 млн м³ земляных работ. А Волгу смогли перекрыть всего за 19 часов 35 минут. Для этого в реку было сброшено 750 бетонных кубов по 2,5 тонны каждый, 1765 пирамид весом по 10 тонн, 24 000 м³ щебня.

5. Установка рабочего колеса гидротурбины

6. А вот ещё один замечательный факт. В СССР филателия была поднята на такую высоту, что, наверное, каждый из нас имел хоть немного марок. На них отображались значимые события, в том числе и стройки, так наша Куйбышевская ГЭС, аж 4 раза выпускалась на радость филателистам. Кстати, все эти марки у меня тоже есть. (Слева направо - Великие стройки коммунизма - Куйбышевская электростанция, 1951 / XXI съезд КПСС: Волжская ГЭСим. В. И. Ленина, 1959 / Рабочее колесо турбины Куйбышевской ГЭС — вес 426 тонн, 1957 / Куйбышевская ГЭС, 1957).

В состав сооружений Жигулёвского гидроузла входят: гидроэлектростанция совмещенного типа длиной 700 м, удерживающее сооружение длиной 633,3 м, водосливная плотина, земляная плотина, грязеспуск длиной 59 м, двухступенчатый двухкамерный шлюз с межшлюзовым бьефом, причальные сооружения, ОРУ 500, 220 и 110 кВ.

Когда я ехал сюда, почему-то представлял эту станцию не такой, думал она в разы меньше. А когда ехали по плотине, я был действительно очень удивлён. Она оказалась очень длинной и, по-моему, я таких ещё не видел. А ещё она как-то изгибается по-особому. А вот прямо перед нами одна из составных её частей, водосбросная плотина. Она гравитационная бетонная. Имеет длину - 981,2 м, ширину - 53 м, высоту - 40,15 м. Плотину делят 38 пролётов шириной по 20 м. Её силы хватает на пропуск 40 300 м3/с. В целом же пропускная способность сооружений всего гидроузла составляет 85 000 м3/с. По этому показателю она претендует на абсолютный рекорд среди подобных гидроузлов, возведенных на песчаных и глинистых грунтах. Между зданием ГЭС и водосбросной плотиной возвышается ещё и земляная плотина. Её длина составляет 2802,5 м, максимальная высота - 45 м, ширина по гребню - 85 м, объём - 28,5 млн м³. Плотина делится на русловую часть длиной 1 301,5 м и пойменную часть длиной 1 501 м., в районе сопряжений с со зданием ГЭС и водосбросной плотины с помощью дамб (имеющих № 43, 49, 50 и 53) устроены уширения, на одном из которых расположено распределительное устройство напряжением 220 кВ.

Со стороны верхнего бьефа по зданию ГЭС проложена двухпутная железная дорога, а со стороны нижнего бьефа к основному массиву здания ГЭС примыкает пристройка, по которой проложена автодорога. Эта же пристройка длиной 29,71 м выполняет роль и водобоя. За водобоем расположена рисберма длиной 159,5 м, на которой происходит окончательное гашение энергии потока воды, проходящей через турбины и донные водосбросы.

На расстоянии 60 метров перед зданием ГЭС со стороны верхнего бьефа расположено сороудерживающее сооружение с сороудерживающими решётками. Эта крепость от мусора как раз и показана на фото. Противофильтрационная система здания ГЭС включает в себя и понур длиной 33 м (перед сороудерживающим сооружением) и дренажную систему из горизонтального и вертикального дренажа.

11. Чтобы командовать затворами, переносить могучие грузы на станции есть два козловых крана грузоподъёмностью 2×125 тонн, они располагаются со стороны нижнего бьефа, а ещё два мостовых крана грузоподъёмностью 2×200 тонн находятся со стороны верхнего бьефа.

Здание гидроэлектростанции расположено на правом берегу Волги в устьевой части Отважненского оврага, выходит частично в русло реки. Здание ГЭС, как я уже сказал выше, руслового типа. Оно состоит из десяти агрегатных секций с донными водосбросами над отсасывающими трубами. В каждой секции расположены по два агрегата и по четыре донных водосброса, итого на ГЭС имеется 40 донных водосбросов, перекрываемых плоскими аварийно-ремонтными и ремонтными затворами. Пропускная способность этих водосбросов при нормальном подпорном уровне водохранилища составляет 18 400 м³/с. Кроме того, в левобережном устое расположен грязеспуск пропускной способностью 315 м³/с, перекрываемый плоским затвором. Длина здания ГЭС равна 600 м, ширина 100 м, а высота (от нижней части фундамента) - 81,1 м.

Жигулёвская ГЭС имеет три открытых распределительных устройства (ОРУ) напряжением 110, 220 и 500 кВ. ОРУ 500 кВ и ОРУ 110 кВ расположено на правом берегу, а ОРУ 220 кВ расположено на уширении земляной плотины.

15. По всем фронтам на Жигулёвской ГЭС наступает модернизация, она касается в том числе и ОРУшки.

Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передаётся дальше по четырём высоковольтным линиям 500 кВ: по двум из них - в ОЭС Центра, по двум другим - в ОЭС Урала и Средней Волги.

19. На здании ГЭС со стороны нижнего бьефа находятся 8 групп трансформаторов и автотрансформаторов.

20. Только попадаешь в машинный зал и сразу залипаешь на такую красоту. Эта мозайка изготовлена из гранита 88 различных оттенков.

21. В машинном зале размещено 20 гидроагрегатов с поворотно-лопастными турбинами диаметром рабочего колеса 9,3 м и генераторами зонтичного исполнения.

22. На Жигулёвской ГЭС сейчас полным ходом реализуется долгосрочная программа модернизации, которая включает и реконструкцию гидроагрегатов. Она проходит с участием компании «Силовые машины», с которой в 2010 году был подписан соответствующий договор, согласно которому энергомашиностроители изготовляют и монтируют оборудование для 14 гидроагрегатов.

23. Сборка нового рабочего колеса. Его размеры опупенные - вес - 301 тонна, а наружный диаметр - 9,3 метра.

25. После того, как все гидроагрегаты станции будут обновлены (почему все, тут всё просто - ещё шесть машин уже модернизированы были до 2010 года) установленная мощность Жигулевской ГЭС увеличится на 147 МВт и составит 2 488 МВт. Т.е. мощность каждого гидроагрегата увеличится с 115 МВт до 125,5 МВт.

27. Кстати, поворотно-лопастные турбины, установленные на Жигулёвской ГЭС, считаются одними из крупнейших в мире гидротурбин такого типа.

28. Пока ещё пустой кратер нового гидроагрегата.

29. Гулять так гулять, спускаемся в спиральную камеру.

31. На момент нашего визита этой турбине оставалось работать всего три дня и её постепенно поменяют на новую. Вот такой эксклюзивчик я успел поймать опять.

Несмотря на благоприятные условия расположения, оптимальный для проживания климат, Волгу, которая является мощным энергетическим источником, месторождения на Самарской Луке полезных ископаемых, в том числе нефти, Ставрополь не похож на промышленный город.

В первой половине ХХ века город Ставрополь представлял собой небольшой тихий провинциальный городок с населением около 10 тысяч человек. В Ставрополе отсутствовали промышленные предприятия, а местное население занималось в основном промыслами . В 1951 году действовали райкомбинат (распиловка леса, производство мебели, кирпичный цех, мельница), горпищекомбинат (выпечка хлебных изделий, производство безалкогольных напитков), артель «Заря» (сапожная и швейная мастерские, кирпичное производство, лесорама), артель «Красный инвалид» (гончарное и сапожное производство), МТС (машинно-тракторная станция), госмельница, инкубаторная станция, райпотребсоюз (потребительское общество, занимающее продажей сельскохозяйственных продуктов), нефтебаза (нефтехранилище) «Западные пески», ремонтно-механический завод.

Ставропольчане проживали в небольших малоэтажных деревянных домах (всего 1 дом был двухэтажным, остальные - одноэтажные). Каменные или кирпичные дома были большой редкостью (всего 4 дома, а также 3 дома смешанных).

Административные и общественные учреждения здания располагались в приспособленных дореволюционных каменных домах: Районный дом культуры (в здании церкви), райисполком, педагогическое училище, мелиоративный техникум, библиотеки (районная и детская), средняя школа, детсады, ясли. Также в деревянных домах располагались учреждения: Больничный городок на окраине (5 корпусов, прачечная, баня), родильный дом, станция скорой помощи, санэпидстанция, противомалярийная станция.

Судьба небольшого провинциального городка изменилась в 1950 году . Ставрополь начинает свое существование, как промышленный центр со строительства Волжской ГЭС. Еще в 1910-1911 годах Г.М. Кржижановский предложил расположить крупную гидроэлектростанцию на Волге, именно в районе Самарской Луки. Тогда проект так и не был осуществлен. В 30-х годах эта идея вновь была высказана в плане «Большая Волга», который предполагал создать на Волге цепь крупных электростанций. Но и в этот раз строительство было отложено в связи с началом войны.

По окончанию Великой отечественной войны, план пятой пятилетки (1951-1956 года) предусматривал увеличение мощности электростанций в 2 раза, а гидроэлектростанций в 3 раза. В этой пятилетке планировался пуск крупных электростанций, в том числе и Куйбышевской.

Было принято решение построить гидроэлектростанцию не в районе Красной Глинки (район Самары), а выше по течению на реке Волги у Жигулей . Это решение отразилась на административном статусе города - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18.04.1951 года он был отнесен к категории городов областного подчинения. Возведение ГЭС изменило и место расположения города, и его территориальные границы.

21 августа 1950 года было вынесено Постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской ГЭС. Строительство ГЭС было осуществлено очень быстро. Его можно разделить на 3 этапа:

· подготовительный - 1950-53 гг.;

· основной - 1953-57 гг.;

· завершающий - 1957-58 гг.

1950 год - год организации строительства и начала освоения территории стройплощадки. Именно в 1950 году генерал-майор Иван Васильевич Комзин был назначен начальником строительства Куйбышевской гидроэлектростанции. С начала 1951 года были развернуты работы по строительству правобережных и левобережных перемычек и выемке котлованов здания ГЭС, нижних шлюзов.

В начале 2-го этапа продолжалось строительство предприятий производственной базы и жилья для вольнонаемных строителей. Продолжалась выемка котлованов зданий ГЭС, нижних шлюзов, бетонной плотины и заканчивалось возведение перемычек. Летом 1953 года были начаты работы по бетонированию основных сооружений. Пик этих работ пришелся на 1955 год.

30 октября 1955 года было произведено перекрытие Волги за 19 часов и 35 минут. Пропуск строительных расходов воды осуществлялся через здание ГЭС. 16 ноября 1955 года началось наполнение Куйбышевского водохранилища. В это же время намывалась земляная плотина. 29 декабря 1955 года первый агрегат КуГЭС был включен в сеть в 18 часов 18 минут. А 31 декабря 1955 года (накануне Нового года!) ГЭС выработала первый миллион квт/ч электроэнергии.

Весной 1956 года бетонная плотина была подготовлена к приему паводка. 5 мая 1956 года через верхние шлюзы прошел первый пароход. В течение этого года был произведен монтаж и ввод в действие 12-го агрегата ГЭС. В апреле 1957 года была разобрана перемычка и затоплен котлован водосливной плотины. В 1957 года все сооружения гидроузла были возведены, и уровень водохранилища достиг проектной отметки. Было накоплено 58 миллиардов кубометров воды.

В завершающий этап был осуществлен ввод в действие последнего - 20-го агрегата ГЭС. 14 октября 1957 года ГЭС достигла проектной мощности - 2 миллиона 100 тысяч киловатт. Не более 10 месяцев шли отделочные работы, которые вели (с января 1958 года) вольнонаемные рабочие.

10 августа 1958 года состоялась церемония торжественного пуска ГЭС. На торжества в Ставрополь прибыли руководители КПСС и Советского правительства во главе с Н.С. Хрущевым . За время строительства здесь побывали Брежнев, Молотов, Хрущев и другие.

Здание ГЭС расположено на правом берегу реки. Оно состоит из 10 двухагрегатных секций с донными водосбросами над отсасывающими трубами. Наличие таких водосбросных устройств позволило на 1/3 уменьшить водосливную плотину. В машинном зале установлены 20 гидроагрегатов мощностью по 115 МВт с поворотно-лопастными турбинами (диаметр рабочего колеса - 9,3 м) и генераторами зонтичного типа (диаметр ротора - 14,3 м, статора - 17,1 м).

Общая длина здания ГЭС вместе с монтажной площадкой - 730 м, ширина - 100 м, высота от подошвы до кровли - 80 м. Строительный объем здания - 4500 тыс. кубометров. Здание ГЭС имеет пристройку со стороны нижнего бьефа, которая сделана для выравнивания перепада напряжения под зданием и водоемом, и предупреждения пластического выпора грунта из-под подошвы сооружения. Отдельное сороудерживающее сооружение, расположенное в 33 м от здания ГЭС, введено впервые в практике гидротехнического строительства.

Водосливная бетонная плотина расположена на левобережной пойме. Длина плотны по основанию 1009 м. Она имеет 38 водосливных пролетов. На водобое плотины имеются устройства для гашения энергии воды. Для маневрирования затворами на плотине смонтированы 3 козловых крана, грузоподъемностью 250 тонн.

Земляная плотина намыта из местных мелкозернистых песков и расположена между зданием ГЭС и водосливной плотиной. Длина плотины составляет 2800 м, ширина по основанию - 600 м. Наибольшая высота в русловой части - 50 м. Верховой откос в пределах колебания горизонтов воды укреплен железобетонными плитами. Низовой откос плотины в надводной части укреплен щебнем.

Судоходные сооружения находятся на левобережной пойме. Общая длина судоходной трассы составляет 13,5 км. В составе судоходных сооружений 2 двухниточных одноступенчатых большекамерных шлюза с подходными каналами, разделенных промежуточной акваторией. Верхние шлюзы входят в напорный фронт сооружений гидроузла.

Промежуточный бьёф шлюзов представляет акваторию длиной 3800 м и шириной до 600 м. На северном берегу промежуточного бьёфа расположен судоремонтный завод. На верхнем бьёфе находится крупный механизированный порт. Акватория порта ограждена земляными дамбами. Между бетонной плотиной и шлюзами расположен участок плотины длиной около 400 м.

Сейчас электроэнергия ГЭС передается по двум линиям электропередач в объединенную энергосистему центра страны и по двум линиям на Урал и в Среднее Поволжье . Уровень автоматизации позволил снизить численность дежурного персонала до 10 человек в смену.

Куйбышевская ГЭС стала шестой ступенью Волжского каскада. Вверх от ГЭС разлилось водохранилище протяженностью более 600 км. Наибольшую ширину - 40 км - водохранилище имеет в районе слияния Волги и Камы. Максимальная глубина в приплотинной части - 40 м. Емкость водохранилища - 58 млрд. кубометров.

Ввод в действие ГЭС им. Ленина позволил создать единую энергосистему европейской части страны. Улучшились условия судоходства. На протяжении 900 км по Волге и Каме создан новый глубоководный путь, что позволило использовать для перевозок крупнотоннажный флот. Улучшилось орошение Заволжья. По сооружениям ГЭС проходит двухпутный железнодорожный переход Сызрань-Кинель и переход автомобильной дороги Москва-Самара, что освободило от необходимости строительства моста. Водохранилище является источником водоснабжения населения и промышленных предприятий.

Однако помимо положительных моментов, строительство ГЭС имело и минусы. Плотина подняла уровень воды на 26 метров. Затоплены города, села, сенокосы, пастбища (это отрицательно сказалось на кормовой базе окрестных районов), были потеряны пахотные земли. Потребовались большие компенсационные мероприятий, освоение целинных земель, развитие орошения.

Ложе водохранилища, не подготовленное заранее, стало подобно озерной гуще. Ложе и берега начали формироваться только после затопления. Их неподготовленность, одностороннее выклинивание глубин, извилистость, неустойчивость береговой линии и новый гидрологический режим отличают водохранилище от первоначальной Волги. Новый гидрологический режим заключается в резком уменьшении скорости течения реки. В отдельных участках водохранилища создаются застойные явления. Твердая часть весеннего стока превращается в ил. Толща ила ухудшает условия эксплуатации водозаборных сооружений, причалов, рыбоводства. Наблюдается насыщение воды органическими осадками, ухудшается ее качество, она «зацветает».

Разрушение берегов будет продолжаться в течение всего существования водохранилища, тем более в Куйбышевском море геологические условия благоприятствуют разрушению. С изменением экологических условий остро встала проблема рыбоводства, т.к. нарушены пути миграции промысловых рыб - осетровых, лососевых, угря.

При подготовке зоны затопления были проведены большие археологические работы, переработка берегов Казани, Ульяновска, Сенгилея, Свияжска (обваловывание, дренаж, укрепление). Созданы 3 крупных порта, ряд пристаней и убежищ штормового отстоя флота.

В зону затопления попали 270 населенных пунктов (17 городов и райцентров), 19 колхозов, две усадьбы МТС (машинно-тракторные станции) и 175 зданий различных учреждений и организаций, расположенных вне Ставрополя. Переносу подлежали также населеннее пункты, не входившие в зону затопления, но лежащие в зоне отвода земель для строительства плотины и других сооружений гидроузла. Всего в 1953 году было перенесено более 1600 дворов, а также школы, больницы, промпредприятия.

Строительство самой крупной на тот момент гидроэлектростанции повлекло стремительное пребывание в район города Ставрополь и его окрестности гидростроителей, специалистов, заключенных. Город и деревни не могли вместить всех вольнонаемных строителей. Кроме того, необходимо было расселить и заключенных, которые в соответствии с проектом строительства ГЭС должны были ее сооружать. Для них и начали возводить лагеря в 1949 году.

Лагеря для заключенных были комплексные . На территории лагеря стояли не только медпункты, барачные общежития с двухъярусными койками, а также баня, столовая. Лагеря располагались в городе Жигулевске, на левом берегу, в Морквашах, Федоровке . После затопления котлована численность лагерей стала сокращаться. К концу 1957 года остались небольшие огороженные зоны.

Для строительства гидростанции была создана специальная организация - Куйбышевгидрострой (КГС), находившаяся в городе Ставрополе, в здании бывшей школы механизации. В плане работ КГС было намечено проектирование и строительство лагерей на 1 тысячу, 3 тысячи и 5 тысяч человек (села Кунеевка, Федоровка). В районе больницы Старого Ставрополя должен был разместиться комендантский городок. Видимо, так сначала назывался район будущего Портпосёлка, состоящий из финских домов .

Для вольнонаемных гидростроителей в 1950 году начали возводиться рабочие городки - Портпосёлок, Соцгород, Шлюзовой и Кунеевка . Силами гидростроителей здесь начали собирать каркасно-засыпные дома на 8-12 квартир и общежития. Уже в декабре 1950 года в Портпосёлке были готовы финские дома и несколько стандартных многоквартирных домов. По распоряжению Ивана Комзина, начальника строительства, была создана комиссия по распределению жилья.

Самым большим из поселков строительства ГЭС была Кунеевка . Из деревни, где в 1950 году стояло всего 28 изб, за несколько лет он превратился в самый большой населенный пункт начала 50-х годов. В Кунеевке в 1950 году были построены 7 бараков, к декабрю этого же года планировалось построить парикмахерскую и магазин. От бывшей деревни графов Орловых осталось только название, и оно не нравилось молодым строителям коммунизма. 24 февраля 1951 года по согласованию со Ставропольским райисполкомом Кунеевский посёлок был переименован в Комсомольский.

К 1951 году здесь были построены 25 жилых домов. В мае 1951 года технический отдел КГС получил задание разработать план застройки поселка Комсомольский на 3 тысячи жителей. К 1 декабря 1951 года здесь было построено 53 жилых дома, клуб на 450 мест, баня, школа-десятилетка.

Несмотря на возведение ведомственного жилья, в городе периодически вставал вопрос о стихийном самострое. Так в поселке Комсомольский за 1951-52 годы было построено 104 домика из государственного материала. Начальник КГС Иван Васильевич Комзин принял мудрое решение: домики оприходовали, материалы списали.

В 1951 году в Комсомольске начали строить котельную, в 1952 году подключили тепло. В 1952 году построили хлебозавод на 10 тонн хлеба в сутки, работающий до сих пор.

До 1951 года посёлок рассматривался как временный. В 1951 году, в связи с переносом строительства порта в Комсомольск, проектирование этого посёлка передали "Ленгипрогору". В 1952 году проект застройки был готов. Он учитывал наличие уже возведённых «Куйбышевгидростроем» зданий в юго-западных кварталах. Главным инженером проекта стал И.Г. Ромм, главным архитектором - Суборов. В январе-апреле 1952 года проект застройки Комсомольска был утвержден с замечаниями на всех уровнях - от облисполкома до Москвы.

Еще один поселок, возникший при строительстве ГЭС носит название Шлюзовой по расположению рядом с верхними шлюзами. Поселок начинался с временной застройки. Силами Куйбышевидростроя в 1950 году были построены казармы. Через год в районе Шлюзового посёлка были построены 5 000 кв. метров общежитий.

Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И.Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.

Проект предусматривал 3-4-х этажную застройку, две площади - с клубом и зданием управления шлюзов. Вдоль берега канала должна была проложена набережная с красивым видом с воды, перпендикулярно ей - главная улица. Её начало обозначало высотное здание с башней. Застройка кварталов предполагала здания сложной конфигурации, особенно в прибрежной части. На въезде в посёлок со стороны города Куйбышева (ныне Самара) были запроектированы два симметрично расположенных здания с полукруглыми фасадами. Концевые участки улиц, являющиеся въездом в посёлок, предусматривали здания с более богатыми архитектурными формами. Всего в первой очереди посёлка должны были построить 42 жилых каменных строения. Магазины и предприятия сферы обслуживания предполагалось размещать на первых этажах жилых домов.

Посёлок проектировался на 7200 жителей. Согласно нормам тех лет, в посёлке должны быть построены школа на 960 мест , 3 яслей и 3 детских сада , больница на 70 коек, амбулатория, баня, гостиница.

В феврале 1952 года проект был ещё раз рассмотрен в Москве, и в апреле был утверждён с дополнениями. На заседании было рекомендовано облегчить конфигурацию зданий и выработать более упрощённый тип, уменьшить размеры площади за счёт смещения здания клуба к управлению шлюзов. В 1953 году проект был доработан. В этом же году для поселка Шлюзового был принят проект клуба на 320 мест.

Пока обсуждались и корректировались планы, посёлок строился. В 1952 году в Шлюзовом были сданы в эксплуатацию около 3 тысяч кв. метров жилья, в 1953 году - ещё 3 тысячи. К январю 1955 года здесь было построено 11 тысяч кв. метров жилья.

В октябре 1956 года в поселке Шлюзовой были приняты Государственной комиссией несколько зданий, в том числе школа на 880 учащихся. Эта школа была самой крупной в Ставрополе. На здании до сих пор сохранилась надпись «Средняя трудовая школа №2» (ул. Ставропольская,1). Внешний облик здания необычен, другого такого же в городе нет.

В этом же году были выделены 100 га (1 кв. км) в районе будущего поселка Жигулёвское море. Раньше эта территория принадлежала Ставропольскому лесничеству, здесь были сосновые посадки. В результате длительной переписки Горисполкома указанные земли были переданы городу. Сюда перевезли времянки строителей, выделили усадьбы и средства для возведения нового жилья. Застройка поселка Шлюзовой представляет особую историко-культурную ценность .

Особняком развивался Портпосёлок. История его проектирования и застройки отражает важнейший для города период строительства Куйбышевской ГЭС. Портпосёлок начал свою историю как самостоятельный рабочий городок гидростроителей и работников будущего порта. Уже по плану 1949 года здесь должны были построить 25 финских домов. Кроме этого, следовало построить «комендантский городок» на 1 тысячу человек, его строительством руководил П. Кульков. Для этого у лесхоза был получен участок в 15 га в районе больницы и бойни. Возможно, что комендантским городком тогда назывался будущий Портпосёлок.

Современный Портпоселок делился тогда на 2 части: поселок ИТР или индомов и Портпоселок. В первом - деревянные финские домики на 2 хозяев с водопроводом, канализацией, ваннами, водяным внутренним отоплением предназначались инженерно-техническим работникам , в таких жили И.В. Комзин (начальник КГС во время строительства ГЭС), Разин (главный инженер), Мурысев (парторг КГС) и многие другие. Количество благоустроенных финских домиков было ограничено, поэтому даже для руководителей было большой удачей, если им удастся поселиться в них. Как только кто-то из руководителей покидал место работы, его квартиру передавали другому. Второй - двухэтажные восьмиквартирные щитовые дома, в которых получали квартиры «простые» строители. У каждого дома строились 8 сараев не более 8 метров квадратных каждый. Однако и здесь селилось не восемь семей, как предполагалось, а 12-15. Иметь отдельную квартиру считалось роскошью.

Начальник строительства КуГЭС И.В. Комзин приказал к 15 декабря построить здесь же парикмахерскую и торговую палатку. В Портгороде в 1951 году были построены силами КГС: школа-десятилетка на 440 мест, терапевтический корпус Портбольницы на 80 мест. Здания строились брусчатые, бревенчатые и каркасно-щитовые. Сначала их получали в готовом виде, а затем было организовано производство каркасно-щитовых домов в Коптевском и Морквашинском ДОКах.

3 февраля 1953 года Ставропольский Горисполком обратился в Куйбышевский облисполком с просьбой включить территорию Портпосёлка в черту Нового Ставрополя. В марте 1953 года Куйбышевский Облисполком утвердил план застройки Портпосёлка, разработанный проектным отделом Куйбышевгидростроя. Этим же решением прекращалось всякое строительство зданий, кроме предусмотренных Генпланом, новые жилые и гражданские сооружения КГС следовало впредь размещать в Новом Ставрополе.

Основная часть зданий Портпосёлка к тому времени была построена. Только через 7 лет, в 1960 году здесь были приняты Государственной комиссией 24-квартирный дом и столовая на 150 мест. К февралю 1953 года в Портпосёлке проживали 3 тысячи человек .

9-10 августа 1958 года состоялась Государственная приёмка Куйбышевской ГЭС. В Ставрополь прибыла правительственная делегация во главе с Н.С. Хрущёвым, в числе делегации были М.А. Суслов и молодой Л.И. Брежнев. После торжественного митинга и банкета высокие гости отправились в «Белокаменную». Она была построена специально для приёма высоких гостей. С тех пор в гостинице останавливались только высокие чины . Небольшое двухэтажное здание имело всего 8 номеров. Архитектурный облик здания отличается скромностью. Только второй этаж украшают балконы с балюстрадой из небольших колонн.

Одновременно с возведением поселков для строителей КуГЭС шла застройка Нового города у плотины Куйбышеской ГЭС и подготовка к переносу города Ставрополя из зоны затопления. Зоной затопления назвали ложе водохранилища возводимого гидроузла, водное зеркало которого занимает площадь - 6,5 км (длина 590 км; ширина 30-40 км, глубина 41-50м (у плотины 54 м), средняя глубина 9 м).

Для Нового города было выбрано возвышенное место, примерно в 10 км от Ставрополя . Подготовка переноса города началась еще в конце 40-х гг. ХХ в., но переселение жителей в Новый город началось с 1953 года. Возведением домов на новом месте занималась организация “Куйбышевгидрострой”.

В январе 1951 года был объявлен конкурс на разработку технического проекта по перевозке деревянных зданий без их разборки. Конкурс был объявлен для выявления более экономичного способа, ведь перенос с разборкой обходился в 11,3 тыс. рублей. По итогам конкурса вторую премию в размере 3 тысячи рублей получили А.В. Шахов, Д.Е. Железнов, М.В. Льянос, Р.А. Никитин, Г.А. Прокофьев.

28 февраля 1953 года при исполкоме Горсовета было образовано Управление главного архитектора города, которое возглавил М.А. Сорокин. При составлении чертежей на индивидуальное строительство новообразованное учреждение столкнулось с проблемой отсутствие специалистов. Поэтому работы проходили медленно и некачественно. В результате многие дома переносились и возводились на новом месте без проектов.

Предполагалось перенести 1858 жилых домов. Рабочие и служащие КГС получали участки на общих основаниях по представлению заявления застройщика и ходатайства КГС. На перенос государство выделяло безвозмездно ссуду в зависимости от износа дома. Размер ссуды определяли местные власти. Но денег не хватало, и просили дополнительные займы на ремонт дома. Инвалидам ВОВ, семьям погибших воинов, престарелым городскими властями была организована помощь. Они были прикреплены к городским строительным объектам.

В мае 1953 года начался перенос жилых домов города Ставрополь . Первым домом стал дом Василия Константиновича Старикова. Сегодня по улице Советской, 39. на нем установлена мемориальная доска. В нем располагается эко-музей «Наследие». Всего в 1953 году было перенесено 240 индивидуальных домов.

Для приемки домов в Новом городе 17 сентября 1953 года была создана комиссия. На комиссию возлагались обязанности приемки готовности дома с оформлением актов, выдача справок домовладельцам для прописки и получения домовых книг.

В 1954 году продолжался перенос города, причём даже зимой. Например, в январе было разобрано 12 домов, перенесено только 3. К июню месяцу было перенесено всего 216 домов.

Но запланированные нормы по переносу жилых домов не были выполнены, и перенос затянулся на несколько лет (до октября-ноября 1955 года, когда была перекрыта Волга и начала накапливаться вода), сказалось нежелание и боязнь старожилов покинуть родные места. Хотя жители города и получили средства на переезд, но должны были сами искать транспорт и рабочих. Строились на месте долго - не хватало рабочих и стройматериалов. Тогда в Ставрополе было много строительных артелей из окрестных областей. Многие дома практически возводились вновь, так как были ветхими. Всего было перенесено 2540 строений . Не переносили каменные дома, которые подлежали взрыву, в том числе 31 мая 1955 года был взорвано самое старое церковное сооружение города - Троицкий Собор.

18 ноября 1953 года Новый город у плотины Куйбышевской ГЭС решением Облисполкома получил название «Ставрополь» . Первые дома в Новом городе, появившиеся еще в период подготовки переноса города, в 1950 году, образовали целый городок, получивший название управленческий - район Соцгорода .

1 сентября 1951 года в Новом Ставрополе начал работу вечернее отделение Куйбышевского Индустриального института. В районе Соцгорода фактически сформировался самостоятельный жилой массив. Его составили двухэтажные жилые здания на современных улицах Родины, Гидростроевской, Белорусской, Республиканской. Все здания здесь капитальные, их архитектурный облик отличается от типовых зданий Ставрополя.

В 1951 году построили посадочную площадку и аэродром (на месте современного Горсада). Но строительство проводилось без определенного проекта застройки Нового города. Необходимо было найти разработчиков проекта планировки и застройки Нового города. У областных властей было несколько вариантов - «Гипроэнергопром» - Ленинградский филиал, Областная проектная контора. Но выбор пал на «Ленгипрогор».

В 1951 году велась съёмка плана местности, на это было выделено 300-400 тысяч рублей. Проект был готов в 1951 году, но несколько раз корректировался. Автором проекта стал архитектор Ю.М. Киловатов. Впервые его основные положения рассмотрел и одобрил Куйбышевский Облисполком.

В центре города были спроектированы площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина, с учётом численности населения, составляла всего 25 метров. По фронту главных улиц должны были строиться 2-х и 4-х этажные здания. В глубине кварталов располагался частный сектор. Проект был одобрен с замечаниями областного отдела по делам архитектуры. Самое интересное, что первоначальный вариант застройки города был рассчитан всего на 16 тысяч жителей. В городе с таким населением по нормативам должен быть всего 1 клуб на 530 мест, 2 бани, 5 школ, 5 детских садов, 4 ясли-сада и больница на 150 мест.

Откорректированный позднее, в 1953 году, проект был рассчитан на город с населением в 40 тысяч человек. В январе 1953 года Ю.М. Киловатову было дано указание переделать этот проект застройки на новый - с расчётом на 100 тысяч человек. Дело в том, что к городу «привязали» строительство нескольких крупных предприятий и первоначальных объёмов застройки уже не хватало. Самое интересно, что в мае 1955 года Ленгипрогор вновь представил доработанный план застройки Нового Ставрополя. Была пересмотрена плотность застройки, увеличена этажность зданий. Определены «красные линии» районов застройки.

В течение всего 1953 года шло выделение участков под индивидуальную застройку и городские здания. В апреле этого года Управление по делам Архитектуры при Совете Министров РСФСР обязал «Ленгипрогор» выделить не менее 1 тысячи участков для переносимых зданий и 2,5 тысячи для застройщиков. В этом же году появились названия улиц и переулков в Новом городе. Зиму 1953-54 годов жители Нового Ставрополя провели без воды, плохо работал телефон, хлеб привозили.

На 1000 человек жильцов, при наличии 3 магазинов, не имелось ни одной капитальной уборной, помойной ямы с мусорными ящиками. Все хозяйственные отходы из квартир и магазинов выбрасывались прямо на улицу. Чтобы поддержать себя жители разводили свиней, коз, домашнюю птицу. А для ее содержания рядом с домами строили подсобные помещения для содержания малого скота. По улице Жилина построили много подсобных помещений для содержания малого рогатого скота: свиней, коз, домашней птицы .

В сентябре 1953 года в Новом городе проживали уже 5 тыс. человек. Постепенно город благоустраивался. В ноябре 1953 года в Новом Ставрополе была принята первая очередь водопровода - 13 колонок. В декабре этого же года был проведена первая высоковольтная электролиния по улицам Садовой, Советской и Лесной .

На 1953 год в Новом Ставрополе было 524 домовладения, в том числе 100 новых домов. В 1954 году начато строительство Горисполкома и Райисполкома. В 1954 году была введена в строй летняя киноплощадка на 600 мест - кинотеатр «Буревестник» , каменное здание кинотеатра было принято в октябре 1959 года. Фасад здания выполнен в классическом стиле. Его украшают колонны с ионическими капителями, внутри здания - балкон, колонны, балюстрады. Кинобудка располагалась таким образом, что летом можно было показывать одновременно фильмы в зрительном зале и на летней открытой площадке. В таком виде кинотеатр существовал до 1972 года.

В 1954 году началась газификация Нового Ставрополя. В 1954 году газ имелся только в 84 квартирах, до этого дома сдавались только с холодной водой и светом. К сентябрю 1954 года было проложено 42 км теплосетей, 61 км водопровода, 50 км асфальтовых дорог. Канализационных сетей было проложено 29 км, поэтому при большинстве коммунальных домов устраивались деревянные туалеты. В 1954 году в городе были построены два первых капитальных магазина.

В 1955 году КГС завершал строительство основных объектов ГЭС, готовилось перекрытие Волги. Город строился мало, только за счёт частного сектора. В этом же году была определена городская черта Ставрополя, в территорию города вошли 12 431,8 га.

В 1956 году введена в строй водонапорная башня, впервые давшая воду в квартиры ставропольчан. Это историческое событие зафиксировал две надписи на самой башне - две даты - 1936 и 1956. Они фиксируют факты появления водопровода в виде колонок в Ставрополе, так как до 1936 года только колодцы были в распоряжении горожан.

В Новом Ставрополе в 1957 году были построены отдельно стоящие капитальные здания. Фактически в чистом поле высилось здание Горкома КПСС. Внешний облик здания был спроектирован в классической манере; на примере его фасада можно рассматривать и изучать элементы архитектуры. Арочные окна, плоские колонны, «бусы», лепнина - всё это можно увидеть на этом здании. Только в 1959 году в окружении этого здания появились жилые дома.

В 1959 году в Новом Ставрополе был построен комплекс жилых и общественных зданий в районе площади Свободы: здание Горисполкома и Ставропольской администрации, гостиница по ул. Садовой на 54 места, жилые дома на Молодёжном бульваре . Вместе со зданиями райисполкома и Дома Культуры они создают единый архитектурный ансамбль.

Здания Горисполкома и Ставропольской администрации построены в стиле «сталинский ампир». В 1956 году с целью экономии средств были упрощены значительно проекты общественных зданий. Например, в здании Горисполкома убрали лепнину, гирлянды, мозаику, Райисполком был лишён мозаичного пола, был упрощён карниз главного фасада здания. Несмотря на урезанные «излишества», они разнообразят архитектурный облик площади и нашего города.

Статус

действующая

Год начала строительства Годы ввода агрегатов Основные характеристики Годовая выработка электричества, млн кВт·ч Разновидность электростанции

плотинная русловая

Расчётный напор , м Электрическая мощность Характеристики оборудования Тип турбин Количество и марка турбин

20хПЛ 587-ВБ-930

Расход через турбины, м³/сек Количество и марка генераторов

20xСВ 1500/200-88

Мощность генераторов, МВт Основные сооружения Тип плотины

водосбросная бетонная и намывная земляная

Длина плотины, м Шлюз

двухниточный двухкамерный

ОРУ

500, 220, 110 кВ

На карте

Координаты : 53°26′42″ с. ш. 49°29′24″ в. д.  /  53.445° с. ш. 49.49° в. д. (G) (O) (Я) 53.445 , 49.49

Жигулёвская гидроэлектростанция (Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В. И. Ленина) - ГЭС на реке Волга в Самарской области , у городов Жигулёвск и Тольятти . Является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС . Входит в структуру Российской энергетической корпорации ОАО РусГидро .

Общие сведения

Схема ГЭС в разрезе

Сброс воды во время паводка

Строительство ГЭС началось в 1950 году , закончилось в 1957 году . Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Состав сооружений ГЭС:

  • земляная намывная дамба длиной 2800 м, шириной 750 и высотой 52 м;
  • бетонная водосливная плотина длиной 980 м (максимальный пропускаемый расход - до 40 тыс. м³/с);
  • здание ГЭС совмещённого типа длиной 700 м;
  • двухниточные судоходные шлюзы с подходными каналами.

По плотине ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы через Волгу на магистрали Москва ― Самара . Мощность Жигулёвской ГЭС - 2320 МВт, среднегодовая выработка - 10,5 млрд кВт∙ч. В здании ГЭС установлены 16 поворотно-лопастных гидроагрегатов мощностью по 115 МВт и 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 120 МВт, работающих при расчётном напоре 22,5 м. Оборудование ГЭС устарело и проходит модернизацию и замену. Плотина ГЭС образует крупное Куйбышевское водохранилище .

ГЭС спроектирована институтом «Гидропроект ».

Жигулевская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро » на правах филиала.

Экономическое значение

Жигулёвская ГЭС участвует в покрытии пиковых нагрузок и регулировании частоты в Единой энергосистеме страны, регулирует сток воды в Волге, способствует эффективному её использованию нижележащими волжскими гидроэлектростанциями, обеспечивает создание судоходных глубин и создает благоприятные условия для орошения больших площадей засушливых земель Заволжья . Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передается по четырём высоковольтным линиям 500 кВ: по двум из них - в ОЭС Центра, по двум другим ― в ОЭС Урала и Средней Волги .

Показатели деятельности

История строительства

Шлюз № 22

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в г. Спустя десятилетие инженер К. В. Богоявленский предложил построить гидроэлектростанцию у поселка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой , использовав естественную разность уровней воды. Однако бедственное положение экономики страны не позволило реализовать этот проект.

Реконструкция станции

Подъём рабочего колеса гидротурбины, весом 426 т.. Демонтаж проводится в рамках модернизации электростанции

Устаревшее оборудование станции активно реконструируется. Благодаря вводу в эксплуатацию в 1998 году микропроцессорной системы автоматического коммерческого учёта электроэнергии, а также цифровой АТС кабельной локальной сети подстанций и машинного зала информационное снабжение диспетчерского и управленческого персонала поднялось на новый, более современный качественный уровень. В 2000-х годах полностью обновлён тракт выдачи электроэнергии, произведена реконструкция распределительных устройств 110 и 220 кВ, ведутся работы по реконструкции распределительного устройства 500 кВ. Также производится постепенная модернизация гидросилового оборудования. Ещё в 1980-х годах были реконструированы гидрогенераторы, что позволяет в дальнейшем увеличить мощность гидроагрегатов. В 2000-х годах началась замена гидротурбин. На первом этапе заменяется шесть гидротурбин, причём мощность четырёх из них возрастает на 5 МВт, а двух - на 7,5 МВт, таким образом, мощность станции после первого этапа реконструкции достигнет 2335 МВт. 5 февраля 2007 года мощность Жигулевской ГЭС возросла на 15 МВт за счёт замены трёх гидротурбин (станционные номера 5, 10 и 15) и достигла 2315 МВт, в 2008 году реконструкция турбин была продолжена, в частности, 1 ноября 2008 года после замены турбины была произведена перемаркировка гидроагрегата № 3, мощность станции составила 2320 МВт . Поставщик рабочих колёс первых шести реконструируемых гидроагрегатов - ОАО «Силовые машины ». Реконструкция оставшихся гидроагрегатов будет выполнена за счёт средств кредита ЕБРР , поставщик оборудования пока не определён . В августе 2008 года был объявлен конкурс на замену двух гидротурбин станции, согласно условиям конкурса новые гидротурбины должны быть введены в строй в 2011 году .

Жигулёвская ГЭС в филателии

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт филиала Жигулёвская ГЭС ОАО «РусГидро»